Банкротство как способ ликвидации юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ Российского законодательства о ликвидации юридических лиц и практики его применения.

Задачи курсовой работы:

Дать общую характеристику ликвидации, как способу прекращения деятельности юридического лица;
Проанализировать существенные основания ликвидации юридических лиц и порядок её осуществления
Рассмотреть банкротство как способ ликвидации юридических лиц
Проанализировать основания и порядок ликвидации юридических лиц при банкротстве.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2

Глава I. Понятие, общая характеристика ликвидации как способа прекращения деятельности юридического лица……………………………….4

Глава II. Основания и порядок ликвидации юридических лиц………………7

2.1 Основания ликвидации юридических лиц………………………………….7

2.2 Порядок ликвидации юридического лица………………………………….11

Глава III. Банкротство как способ ликвидации юридического лица………..16

3.1 Основания ликвидации юридических лиц…………………………………16

3.2 Порядок ликвидации юридического лица………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………...28

Библиографический список…………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Ликвидация юридического лица.docx

— 57.93 Кб (Скачать)

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

  1. Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
  2. Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

   6. Акции акционерного общества, распределенные  при его учреждении, должны быть  полностью оплачены в течение  года с момента государственной  регистрации общества, если меньший  срок не предусмотрен договором  о создании общества. В случае  неполной оплаты акций в течение  указанного срока право собственности  на акции, цена размещения которых  соответствует неоплаченной сумме,  переходит к обществу.

Такие акции должны быть реализованы обществом  не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном  случае общество обязано принять  решение об уменьшении своего уставного  капитала.

Если  общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного  капитала, оно может быть ликвидировано  в судебном порядке.

     7.  Если по окончании второго  и каждого последующего финансового  года стоимость чистых активов  общества с ограниченной ответственностью  окажется меньше его уставного  капитала, общество обязано объявить  об уменьшении своего уставного  капитала до размера, не превышающего  стоимости его чистых активов,  и зарегистрировать такое уменьшение  в установленном порядке. 

     Если  по окончании второго и каждого  последующего финансового года стоимость  чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного  капитала, установленного законом на дату государственной регистрации  общества, общество подлежит ликвидации.8

     Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его участников. При  этом важно принимать во внимание, что:

     1. Акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большинством голосов (эта или другая норма установлена в уставе АО).

     Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года 
"Об акционерных обществах"9 гласит: " В случае добровольной ликвидации общества совет директоров(наблюдательный совет) ли общества выносит на решение общего собрания акционеров собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.";

     2. Общество с ограниченной ответственностью - только по единогласному решению его участников;

    3. Истечение срока, на которое создано предприятие; 
    4.  Достижение цели, ради которой оно создавалось;

     5.  Признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных 
правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. 
Добровольная ликвидация предприятий-должников осуществляется во 
несудебном порядке по взаимному согласию между предприятием и 
кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.

     Добровольная  ликвидация (самоликвидация) проводится без вмешательства суда или государственной  службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными  издержками, экономится и время проведения процедуры. 

     2.2 Порядок ликвидации юридического лица 

     Основанием  для подготовки к применению процедур добровольной 
ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а 
также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

     Добровольная  ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным  Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и 
кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

     Если  руководитель федерального государственного предприятия в 
течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно 
отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента 
опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия 
конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное 
для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о не предприятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.10

     Средства, вырученные от реализации имущества  ликвидируемого 
предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.

    Лица  или органы, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, во-первых, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц. 11

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности.

    В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся их кредиторами, т.е. вкладчиками;

     Во  вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

    В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.12

    Требования  каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

    При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей  очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

    В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора  либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного  баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены  за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

    Требования  кредитора, заявленные после истечения  срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок.13

    Требования  кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также  требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

    Государственная регистрация юридического лица в  связи с его ликвидацией производится в соответствии с Федеральным  законом от 8 августа 2001 г. «О государственной  регистрации юридических лиц»14.

    После завершения расчетов с кредиторами  ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных  законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным  органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество  или обязательственные права  в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Одним из оснований как добровольной, так  и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство).

 

Глава III. Банкротство как способ ликвидации юридического лица.

3.1 Основания ликвидации  юридических лиц. 

     Сущность  банкротства законодательно отражена в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ  « О несостоятельности ( банкротстве) »15.

     В юридической науке обсуждается  вопрос об отраслевой принадлежности института банкротства. Следует согласиться с тем, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) формируется и развивается на стыке публичного и частного права, регулирующих отношения в этой сфере и, следовательно, носит комплексный характер." Что же касается отношения между несостоятельным должником и кредиторами по поводу соразмерного удовлетворения их требований за счет имущества должника, то это отношение частноправового характера. Об этом свидетельствует правовой статус субъектов отношения (должник, кредиторы - субъекты гражданского и коммерческого права), содержание правоотношения (совокупность обязанностей несостоятельного должника и прав требования кредиторов), объект правоотношения (действия должника по соразмерному удовлетворению требований кредиторов из своего имущества).

     Таким образом, в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует выделять совокупность норм, регулирующих отношения несостоятельного должника и кредиторов по соразмерному удовлетворению требований последних  за счет имущества должника в определенной очередности, которые составляют институт частного права - конкурсное право."

     Нормы публичного права, составляющие законодательство о банкротстве, в частности нормы  процессуального права, регламентирующие отношения между арбитражным  судом и субъектами конкурсного  права (несостоятельным должником и его кредиторами), составляют институт публичного права банкротства.

     Понятие несостоятельности определенным образом  соотносится с понятием неплатежеспособности.

     Неплатежеспособность  может быть обусловлена разными  причинами и состоит в том, что к моменту наступления  срока платежа у лица отсутствуют  в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может  быть относительной и абсолютной.

Информация о работе Банкротство как способ ликвидации юридического лица