Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрю наиболее важные вопросы, связанные с авторским правом, правами смежными с авторскими и авторским договором. Я постараюсь рассмотреть теоретические вопросы, а также вопросы, которые применяются на практике.
1.Введение………………………………………………………………………………3
2.Авторское право, его принципы и функции……………………………………...4-6
3.Объекты авторского права………………………………………………………...6-8
4. Субъекты авторского права……………………………………………………...8-10
5.Права автора …………………………………………………………………….10-17
6.Права смежные с авторскими…………………………………………………..17-28
7.Защита авторских прав………………………………………………………….28-34
8. Авторский договор……………………………………………………………...35-42
9.Заключение…………………………………………………………………………..42
10.Ллитература………………………………………………………………………...43
11.Приложение…………………………………………………………………….44-46
Право на обнародование произведения. Согласно статье 1268 ГК РФ автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).
Право на отзыв. Согласно статье 1269 автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.
Право доступа. Согласно статье 1292 ГК РФ автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.
Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.
Право следования. Согласно статье 1292 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Авторы пользуются правом следования в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Право
следования неотчуждаемо, но переходит
к наследникам автора на срок действия
исключительного права на произведение.
Права смежные с авторскими.
Существуют
три типа прав, которые обычно называют
смежными правами: право исполнителя
произведения на исполнение, право
изготовителя фонограммы на фонограмму
и право вещательных
Донести свое произведение до как можно более широкой аудитории не постоянно удается самому автору. Для распространения произведения часто требуется участие посредника. Используя свои профессиональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает его доступным для широкой публики. Пьеса должна быть представлена на сцене, песня — исполнена певцом, а далее распространена в виде записей или передана по радио и телевидению. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для представления их широкой публике, также нуждаются в защите от нелегального использования результатов своего труда.
Проблемы, касающиеся категории посредников, очень остро встали в последние несколько десятилетий в связи с огромными достижениями технического прогресса. В начале столетия, например, сценическое воплощение образов актерами заканчивалось совместно с окончанием пьесы, в которой они играли; то же самое было верно и в отношении музыкантов, исполняющих какое-либо произведение. С изобретением звукозаписи, радио, кино, телевидения, видеозаписи и искусственных спутников положение изменилось.
Изобретение
фонограмм и записывающих устройств
оказало значительное влияние на
характер профессиональной деятельности
артистов-исполнителей. Оно позволило
вносить исполнение на магнитных
пленках, кассетах, видеопленках и т.д.
То, что раньше было локализованным
кратковременным исполнением
Точно
так же изобретение радио и
телевидения оказало свое влияние
на способы использования
Внедрение
различных технологических
Точно
так же развитие технологии производства
и быстрое распространение
Наконец,
радиовещательные организации также
заинтересованы в охране составленных
ими программ. Эти организации
стали требовать охраны своих
программ от незаконного их использования
другими подобными
С
внедрением указанных выше технологических
новшеств начала осознаваться необходимость
обеспечения специальной охраны
интересов исполнителей, продюсеров
и организаций широкого вещания.
Исполнители стали требовать
проведения исследований, направленных
на обеспечение защиты их прав при
все возрастающих масштабах записи
их исполнений, что приводило к
серьезному снижению их доходов и
сокращало возможности
В
отличие от большинства международных
соглашений, которые обычно базируются
на национальных законах и представляют
собой их синтез, международная конвенция
по охране прав исполнителей, производителей
фонограмм и организаций
Права
актеров-исполнителей, производителей
фонограмм и организаций
Основные понятия, используемые в области смежных прав:
Смежное право является той частью гражданского права, которая охраняет интересы исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телевещания. Все большее число стран уже охраняет все или некоторые из этих прав при помощи соответствующих положений, которые обычно включаются в существующие законы об авторском праве.
Наиболее важными категориями смежного права являются:
- право исполнителей разрешать или не разрешать фиксирование и прямое вещание сценических либо концертных представлений или другие формы доведения до публики результатов их творческой деятельности без получения предварительного их согласия;
-
право производителей
-
право организаций широкого
В
некоторых странах принимаются
меры по предотвращению незаконного
распространения на своей местности
или со своей местности любого
несущего программы сигнала, передаваемого
через спутник. Но никакая охрана
смежных прав, однако, не может интерпретироваться
как ограничивающая охрану, предоставляемую
авторам произведений, нормами авторского
права или положениями
Защита прав исполнителей направлена на то, чтобы обеспечить охрану интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют, поют, декламируют или каким-либо другим образом доводят до зрителей литературные и художественные произведения, включая произведения фольклора, и не предположить незаконного использования результатов их творческой деятельности.
Согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" основными понятиями, используемыми в области смежных прав являются следующие:
-
фонограмма - любая исключительно
звуковая запись исполнений
- воспроизведение фонограммы - изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;