Авторское право. Авторский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я рассмотрю наиболее важные вопросы, связанные с авторским правом, правами смежными с авторскими и авторским договором. Я постараюсь рассмотреть теоретические вопросы, а также вопросы, которые применяются на практике.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………3
2.Авторское право, его принципы и функции……………………………………...4-6
3.Объекты авторского права………………………………………………………...6-8
4. Субъекты авторского права……………………………………………………...8-10
5.Права автора …………………………………………………………………….10-17
6.Права смежные с авторскими…………………………………………………..17-28
7.Защита авторских прав………………………………………………………….28-34
8. Авторский договор……………………………………………………………...35-42
9.Заключение…………………………………………………………………………..42
10.Ллитература………………………………………………………………………...43
11.Приложение…………………………………………………………………….44-46

Файлы: 1 файл

Курсовая по гражданскому праву.docx

— 74.55 Кб (Скачать)

    Право на обнародование  произведения. Согласно статье 1268 ГК РФ автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

    При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров  произведения, представляющих собой  копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном  для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

    Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается  согласившимся на обнародование  этого произведения.

    Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его  смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование  не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках  и тому подобном).

    Право на отзыв. Согласно статье 1269 автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

    Право доступа. Согласно статье 1292 ГК РФ автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

    Автор произведения архитектуры вправе требовать  от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено  иное.

    Право следования. Согласно статье 1292 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

    Авторы  пользуются правом следования в порядке, установленном пунктом 1 настоящей  статьи, также в отношении авторских  рукописей (автографов) литературных и  музыкальных произведений.

    Право следования неотчуждаемо, но переходит  к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. 

    Права смежные с авторскими.

    Существуют  три типа прав, которые обычно называют смежными правами: право исполнителя  произведения на исполнение, право  изготовителя фонограммы на фонограмму и право вещательных организаций  на радио- и телепередачи. Охрана прав тех лиц, которые помогают создателю  произведения интеллектуального творчества распространять его, если оно изначально было предназначено авторами для  распространения среди широкой  публики, обеспечивается тем правом, которое понятно как смежное  право, или право, соседствующее  с авторским.

    Донести свое произведение до как можно более  широкой аудитории не постоянно  удается самому автору. Для распространения  произведения часто требуется участие  посредника. Используя свои профессиональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает  его доступным для широкой  публики. Пьеса должна быть представлена на сцене, песня — исполнена певцом, а далее распространена в виде записей или передана по радио  и телевидению. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для представления их широкой  публике, также нуждаются в защите от нелегального использования результатов  своего труда.

    Проблемы, касающиеся категории посредников, очень остро встали в последние  несколько десятилетий в связи  с огромными достижениями технического прогресса. В начале столетия, например, сценическое воплощение образов  актерами заканчивалось совместно  с окончанием пьесы, в которой  они играли; то же самое было верно  и в отношении музыкантов, исполняющих  какое-либо произведение. С изобретением звукозаписи, радио, кино, телевидения, видеозаписи и искусственных спутников положение изменилось.

    Изобретение фонограмм и записывающих устройств  оказало значительное влияние на характер профессиональной деятельности артистов-исполнителей. Оно позволило  вносить исполнение на магнитных  пленках, кассетах, видеопленках и т.д. То, что раньше было локализованным кратковременным исполнением произведения в зале перед ограниченной аудиторией, теперь может использоваться бесконечно перед практически неограниченной аудиторией. Стало возможным не только вносить и воспроизводить звук, но также и репродуцировать записи в больших количествах. С изобретением видеозаписи стала возможной  также фиксация подвижных изображений. Исполнение авторов и музыкантов в данный момент может быть закреплено в материальной форме, а далее  осуществлено повторно. 

    Точно так же изобретение радио и  телевидения оказало свое влияние  на способы использования произведений. Произведения литературного и художественного  творчества авторов в данный момент уже доступны не только тем людям, которые смотрят пьесу, слушают  оперу или другое музыкальное  произведение в театральном или  концертном зале, но и аудитории, находящейся  неблизко за пределами этих залов. По всей стране и более того за рубежом  зрители и слушатели могут  принимать трансляцию драматического или музыкального представления  в своих собственных домах  или в общественных местах, например в ресторанах и отелях.

    Внедрение различных технологических новшеств сделало возможным репродуцирование сценических представлений и  концертов и их осуществление  без присутствия самих артистов, причем пользователям уже не требуется  каждый раз заключать соглашения с исполнителями. Но это вызвало  определенные негативные последствия: стало сокращаться количество непосредственных исполнений, появилось то, что далее  начали называть технологической безработицей среди профессиональных артистов. Отсюда возникла необходимость обеспечения защиты интересов актеров-исполнителей.

    Точно так же развитие технологии производства и быстрое распространение грамзаписей  и кассет привело к необходимости  обеспечения защиты интересов производителей фонограмм. Привлекательность фонограмм  и доступность на рынке все  более и более совершенных  устройств записи звука породили проблему "пиратского" изготовления записей, и эта проблема к настоящему времени стала серьезной во всем мире: по некоторым оценкам, ежегодно несанкционированным образом изготавливается  записей на сумму приблизительно 1 млрд долл. Кроме того, наблюдается  все более и более широкое  использование записей организациями  радиовещания, и хотя использование  записей в передачах служит рекламой фонограмм и их авторов, совместно  с тем фонограммы стали существенной составной частью ежедневных радиопрограмм. Поэтому так же, как актеры-исполнители, стали требовать защиты своих  прав производители фонограмм. Такая  броня должна включать охрану от несанкционированного копирования фонограмм, а также  компенсацию за использование фонограмм  для передачи по радио или за доведение  фонограмм до публики другим способом.

    Наконец, радиовещательные организации также  заинтересованы в охране составленных ими программ. Эти организации  стали требовать охраны своих  программ от незаконного их использования  другими подобными организациями.

    С внедрением указанных выше технологических  новшеств начала осознаваться необходимость  обеспечения специальной охраны интересов исполнителей, продюсеров и организаций широкого вещания. Исполнители стали требовать  проведения исследований, направленных на обеспечение защиты их прав при  все возрастающих масштабах записи их исполнений, что приводило к  серьезному снижению их доходов и  сокращало возможности заниматься исполнением непосредственно перед  аудиторией. Они почувствовали, что  фонограммы могут сменить самих  исполнителей в театрах, ресторанах, кафе и т.д. Кроме того, если исполнителю  платить только один раз за запись фонограммы, а далее использовать ее в интересах третьей стороны, то это не только лишит исполнителей каких-либо доходов от повторного исполнения записи, но также поставит их в такое положение, когда придется конкурировать со своими же записями, для того чтобы получить на жизнь непосредственным исполнением.

    В отличие от большинства международных  соглашений, которые обычно базируются на национальных законах и представляют собой их синтез, международная конвенция  по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций широкого вещания, известная как Римская  конвенция, отражает попытку разработать  международное законодательство в  новой области, где до сих пор  существовало всего несколько национальных законов. Это означает, что большинству  стран надо было подготовить и  принять свои национальные законы, прежде чем они могли присоединиться к конвенции. После подписания конвенции  в 1961 г. большое число (более 50) стран  приняли национальные законы, соответствующие  требованиям конвенции, а некоторые  страны рассматривают такие законопроекты  в настоящее час. 

    Права актеров-исполнителей, производителей фонограмм и организаций широкого вещания обычно называются смежными правами, так как они развивались  параллельно с авторским правом, а выполнение законов о смежных  правах очень часто связано с  выполнением законов об авторском  праве. Развитие технологии привело  к необходимости не только ограждать  права авторов литературных, художественных и научных работ посредством  авторского права, но также обеспечить эффективную защиту интересов различных  посредников, которые занимаются распространением охраняемых авторским правом произведений. Законодательство по авторскому праву  может включать положения смежного права в отдельной главе, посвященной  защите прав исполнителей, изготовителей  фонограмм и организаций массового  вещания.

    Основные  понятия, используемые в области  смежных прав:

    Смежное право является той частью гражданского права, которая охраняет интересы исполнителей, производителей фонограмм и органов  радио- и телевещания. Все большее  число стран уже охраняет все  или некоторые из этих прав при помощи соответствующих положений, которые обычно включаются в существующие законы об авторском праве.

    Наиболее  важными категориями смежного права  являются:

    - право исполнителей разрешать  или не разрешать фиксирование  и прямое вещание сценических  либо концертных представлений  или другие формы доведения  до публики результатов их  творческой деятельности без  получения предварительного их  согласия;

    - право производителей фонограмм  разрешать или запрещать прямое  или косвенное воспроизведение  их фонограмм, а также импорт  и распространение несанкционированных  дубликатов фонограмм; 

    - право организаций широкого вещания  разрешать или запрещать повторное  вещание их программ другими  станциями, а также запись и  распространение этих программ.

    В некоторых странах принимаются  меры по предотвращению незаконного  распространения на своей местности  или со своей местности любого несущего программы сигнала, передаваемого  через спутник. Но никакая охрана смежных прав, однако, не может интерпретироваться как ограничивающая охрану, предоставляемую  авторам произведений, нормами авторского права или положениями международных  соглашений.

    Защита  прав исполнителей направлена на то, чтобы  обеспечить охрану интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют, поют, декламируют  или каким-либо другим образом доводят  до зрителей литературные и художественные произведения, включая произведения фольклора, и не предположить незаконного  использования результатов их творческой деятельности.

    Согласно  Закону РФ "Об авторском праве  и смежных правах" основными  понятиями, используемыми в области  смежных прав являются следующие:

    - фонограмма - любая исключительно  звуковая запись исполнений или  иных звуков;

    - воспроизведение фонограммы - изготовление  одного или более экземпляров  фонограммы или ее части на  любом материальном носителе;

Информация о работе Авторское право. Авторский договор