Авторское право. Авторский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я рассмотрю наиболее важные вопросы, связанные с авторским правом, правами смежными с авторскими и авторским договором. Я постараюсь рассмотреть теоретические вопросы, а также вопросы, которые применяются на практике.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………3
2.Авторское право, его принципы и функции……………………………………...4-6
3.Объекты авторского права………………………………………………………...6-8
4. Субъекты авторского права……………………………………………………...8-10
5.Права автора …………………………………………………………………….10-17
6.Права смежные с авторскими…………………………………………………..17-28
7.Защита авторских прав………………………………………………………….28-34
8. Авторский договор……………………………………………………………...35-42
9.Заключение…………………………………………………………………………..42
10.Ллитература………………………………………………………………………...43
11.Приложение…………………………………………………………………….44-46

Файлы: 1 файл

Курсовая по гражданскому праву.docx

— 74.55 Кб (Скачать)

    Ещё одним, специфическим субъектом  авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами  авторов на коллективной основе. В  зарубежных странах данные организации  получили широкое распространение.

    Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем  ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права ©, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

    1. латинской буквы «C» в окружности;
    2. имени или наименования правообладателя;
    3. года первого опубликования произведения.

    Автору  произведения принадлежат следующие  права:

  1. исключительное право на произведение;
  2. право авторства;
  3. право автора на имя;
  4. право на неприкосновенность произведения;
  5. право на обнародование произведения;
  6. право на отзыв;
  7. право доступа;
  8. право следования.

    Рассмотрим  каждое из них подробнее.

    Исключительное  право на произведение. Согласно статье 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными ниже. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

    Использованием  произведения независимо от того, совершаются  ли соответствующие действия в целях  извлечения прибыли или без такой  цели, считается, в частности:

    1) воспроизведение произведения, то  есть изготовление одного и  более экземпляра произведения  или его части в любой материальной  форме, в том числе в форме  звуко- или видеозаписи, изготовление  в трех измерениях одного и  более экземпляра двухмерного  произведения и в двух измерениях  одного и более экземпляра  трехмерного произведения. При этом  запись произведения на электронном  носителе, в том числе запись  в память ЭВМ, также считается  воспроизведением, кроме случая, когда  такая запись является временной  и составляет неотъемлемую и  существенную часть технологического  процесса, имеющего единственной  целью правомерное использование  записи или правомерное доведение  произведения до всеобщего сведения;

    2) распространение произведения путем  продажи или иного отчуждения  его оригинала или экземпляров;

    3) публичный показ произведения, то  есть любая демонстрация оригинала  или экземпляра произведения  непосредственно либо на экране  с помощью пленки, диапозитива,  телевизионного кадра или иных  технических средств, а также  демонстрация отдельных кадров  аудиовизуального произведения  без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

    4) импорт оригинала или экземпляров  произведения в целях распространения;

    5) прокат оригинала или экземпляра  произведения;

    6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения  в живом исполнении или с  помощью технических средств  (радио, телевидения и иных  технических средств), а также  показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения  звуком) в месте, открытом для  свободного посещения, или в  месте, где присутствует значительное  число лиц, не принадлежащих  к обычному кругу семьи, независимо  от того, воспринимается произведение  в месте его представления  или показа либо в другом  месте одновременно с представлением  или показом произведения;

    7) сообщение в эфир, то есть сообщение  произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в  том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по  кабелю. При этом под сообщением  понимается любое действие, посредством  которого произведение становится  доступным для слухового и  (или) зрительного восприятия  независимо от его фактического  восприятия публикой. При сообщении  произведений в эфир через  спутник под сообщением в эфир  понимается прием сигналов с  наземной станции на спутник  и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение  может быть доведено до всеобщего  сведения независимо от его  фактического приема публикой. Сообщение  кодированных сигналов признается  сообщением в эфир, если средства  декодирования предоставляются  неограниченному кругу лиц организацией  эфирного вещания или с ее  согласия;

    8) сообщение по кабелю, то есть  сообщение произведения для всеобщего  сведения по радио или телевидению  с помощью кабеля, провода, оптического  волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

    9) перевод или другая переработка  произведения. При этом под переработкой  произведения понимается создание  производного произведения (обработки,  экранизации, аранжировки, инсценировки  и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ  или базы данных понимаются  любые их изменения, в том  числе перевод такой программы  или такой базы данных с  одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то  есть внесения изменений, осуществляемых  исключительно в целях функционирования  программы для ЭВМ или базы  данных на конкретных технических  средствах пользователя или под  управлением конкретных программ  пользователя;

    10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного  или садово-паркового проекта;

    11) доведение произведения до всеобщего  сведения таким образом, что  любое лицо может получить  доступ к произведению из любого  места и в любое время по  собственному выбору (доведение  до всеобщего сведения).

    Рассмотрим  пример из судебной практики:

    В Москве был подписан и нотариально  заверен авторский договор между  Хаитом Аркадием Иосифовичем и Резниковым Анатолием Израиловичем, по которому автор передал режиссеру исключительные права на использование литературного  произведения «Приключения кота Леопольда». Предметом договора была передача А.И. Хаитом А.И. Резникову исключительных авторских прав на: воспроизведение произведения; распространение любым способом; импорт; публичный показ; публичное исполнение; передачу в эфир; сообщение для всеобщего сведения по кабелю; перевод; аранжировку, переделку и другую переработку произведения.

    Как установлено в договоре, вышеуказанные  права были переданы без ограничения  срока, на территорию всего мира и  безвозмездно.

    Аркадий Хаит умер в Германии. После его  смерти, в декабре 2000 г., вдова и  наследница знаменитого автора обратилась в Пресненский суд г. Москвы с  иском о признании договора недействительным на основании ст. 168 Гражданского кодекса  РФ, поскольку стороны не договорились о размере авторского вознаграждения за передачу прав и порядке его  выплаты.

    В судебном заседании ответчик иск  не признал. Режиссер ссылался на свободу  договора, полагая, что стороны вправе были договориться о любых условиях, в том числе о безвозмездной  передаче прав. Нотариус, заверившая сделку, также поддерживала эту позицию.

    Решением  Пресненского суда г, Москвы от 19 ноября 2002 г. вдове Аркадия Хаита в  удовлетворении исковых требований было отказано. Суд решил, что договор  признанию недействительным не подлежит. В мотивировочной части решения  было указано, что в договоре «соблюдены все необходимые условия в  части авторского вознаграждения - безвозмездно, т. е. 0 рублей»

    В соответствии с ФЗ «Об авторском  договоре и смежных правах» авторский  договор является возмездной сделкой. Как предусмотрено ГК РФ, безвозмездный  порядок передачи прав возможен только по договору дарения.

    Так или иначе, это означает, что в  «оспариваемом договоре необходимо было определить размер вознаграждения, причитающегося автору за передачу прав, а также предусмотреть тот  или иной порядок его выплаты. Авторское вознаграждение следовало  установить в виде процента от дохода за каждый способ использования произведения «Приключения кота Леопольда», в том  числе: конкретный процент за передачу права на воспроизведение произведения без ограничения тиража; конкретный процент за передачу права на публичное  исполнение произведения и т. д.» При этом размер вознаграждения за некоторые способы использования произведения не может быть определен в договоре ниже, чем установлено минимальными ставками, например, за воспроизведение путем звукозаписи и публичное исполнение произведения.

    Данное  существенное условие авторского договора сторонами не было согласовано так, как этого требует ФЗ «Об авторском  праве и смежных правах».

    Сделка, не соответствующая требованиям  закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительная сделка не влечет юридических последствий.

    Также в соответствии со ст. 432 ГК РФ договор  считается заключенным, когда между  сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными  являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров  данного вида.

    Следовательно, авторский договор от 22 января 1996 г. о передаче исключительных авторских  прав безвозмездно, т. е. за 0 рублей, противоречит требованиям, предъявляемым Законом  РФ «Об авторском праве и смежных  правах», и поэтому, не может считаться  заключённым.

    «На наш взгляд, изложенная позиция надумана, поэтому вряд ли имеет смысл ее подробно комментировать. Порядок и  сроки выплаты «никогда», размер гонорара «ноль процентов» - все это от лукавого и, разумеется, не есть требуемая законом договоренность сторон по существенному условию авторского договора.

    К сожалению, судебная коллегия по гражданским  делам Московского городского суда оставила решение Пресненского суда г. Москвы в силе, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения. Очень хотелось бы надеяться, что надзорная инстанция вынесет постановление об отмене и решения, и определения кассационной инстанции, основываясь на положениях п.1 ст. 167, ст. 168,432 ГК РФ, ст. 16 и 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218.»

    Право авторства и право  автора на имя. Согласно статье 1265 ГК РФ:

    Право авторства - это право признаваться автором произведения, а право автора на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

    Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений. Согласно статье 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

    При использовании произведения после  смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить  внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках  или иной письменной форме.

    Извращение, искажение или иное изменение  произведения, порочащие честь, достоинство  или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право  требовать защиты его чести, достоинства  или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 Гражданского Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Информация о работе Авторское право. Авторский договор