Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрю наиболее важные вопросы, связанные с авторским правом, правами смежными с авторскими и авторским договором. Я постараюсь рассмотреть теоретические вопросы, а также вопросы, которые применяются на практике.
1.Введение………………………………………………………………………………3
2.Авторское право, его принципы и функции……………………………………...4-6
3.Объекты авторского права………………………………………………………...6-8
4. Субъекты авторского права……………………………………………………...8-10
5.Права автора …………………………………………………………………….10-17
6.Права смежные с авторскими…………………………………………………..17-28
7.Защита авторских прав………………………………………………………….28-34
8. Авторский договор……………………………………………………………...35-42
9.Заключение…………………………………………………………………………..42
10.Ллитература………………………………………………………………………...43
11.Приложение…………………………………………………………………….44-46
Ещё одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.
Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права ©, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
Автору произведения принадлежат следующие права:
Рассмотрим каждое из них подробнее.
Исключительное право на произведение. Согласно статье 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными ниже. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
1)
воспроизведение произведения, то
есть изготовление одного и
более экземпляра произведения
или его части в любой
2)
распространение произведения
3)
публичный показ произведения, то
есть любая демонстрация
4)
импорт оригинала или
5)
прокат оригинала или
6)
публичное исполнение
7)
сообщение в эфир, то есть сообщение
произведения для всеобщего
8)
сообщение по кабелю, то есть
сообщение произведения для
9)
перевод или другая
10)
практическая реализация
11)
доведение произведения до
Рассмотрим пример из судебной практики:
В
Москве был подписан и нотариально
заверен авторский договор
Как установлено в договоре, вышеуказанные права были переданы без ограничения срока, на территорию всего мира и безвозмездно.
Аркадий Хаит умер в Германии. После его смерти, в декабре 2000 г., вдова и наследница знаменитого автора обратилась в Пресненский суд г. Москвы с иском о признании договора недействительным на основании ст. 168 Гражданского кодекса РФ, поскольку стороны не договорились о размере авторского вознаграждения за передачу прав и порядке его выплаты.
В судебном заседании ответчик иск не признал. Режиссер ссылался на свободу договора, полагая, что стороны вправе были договориться о любых условиях, в том числе о безвозмездной передаче прав. Нотариус, заверившая сделку, также поддерживала эту позицию.
Решением Пресненского суда г, Москвы от 19 ноября 2002 г. вдове Аркадия Хаита в удовлетворении исковых требований было отказано. Суд решил, что договор признанию недействительным не подлежит. В мотивировочной части решения было указано, что в договоре «соблюдены все необходимые условия в части авторского вознаграждения - безвозмездно, т. е. 0 рублей»
В соответствии с ФЗ «Об авторском договоре и смежных правах» авторский договор является возмездной сделкой. Как предусмотрено ГК РФ, безвозмездный порядок передачи прав возможен только по договору дарения.
Так или иначе, это означает, что в «оспариваемом договоре необходимо было определить размер вознаграждения, причитающегося автору за передачу прав, а также предусмотреть тот или иной порядок его выплаты. Авторское вознаграждение следовало установить в виде процента от дохода за каждый способ использования произведения «Приключения кота Леопольда», в том числе: конкретный процент за передачу права на воспроизведение произведения без ограничения тиража; конкретный процент за передачу права на публичное исполнение произведения и т. д.» При этом размер вознаграждения за некоторые способы использования произведения не может быть определен в договоре ниже, чем установлено минимальными ставками, например, за воспроизведение путем звукозаписи и публичное исполнение произведения.
Данное существенное условие авторского договора сторонами не было согласовано так, как этого требует ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительная сделка не влечет юридических последствий.
Также в соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Следовательно, авторский договор от 22 января 1996 г. о передаче исключительных авторских прав безвозмездно, т. е. за 0 рублей, противоречит требованиям, предъявляемым Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», и поэтому, не может считаться заключённым.
«На наш взгляд, изложенная позиция надумана, поэтому вряд ли имеет смысл ее подробно комментировать. Порядок и сроки выплаты «никогда», размер гонорара «ноль процентов» - все это от лукавого и, разумеется, не есть требуемая законом договоренность сторон по существенному условию авторского договора.
К сожалению, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила решение Пресненского суда г. Москвы в силе, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения. Очень хотелось бы надеяться, что надзорная инстанция вынесет постановление об отмене и решения, и определения кассационной инстанции, основываясь на положениях п.1 ст. 167, ст. 168,432 ГК РФ, ст. 16 и 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218.»
Право авторства и право автора на имя. Согласно статье 1265 ГК РФ:
Право авторства - это право признаваться автором произведения, а право автора на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений. Согласно статье 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).
При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
Извращение,
искажение или иное изменение
произведения, порочащие честь, достоинство
или деловую репутацию автора,
равно как и посягательство на
такие действия, дают автору право
требовать защиты его чести, достоинства
или деловой репутации в