Акты прокурорского реагирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:33, реферат

Краткое описание

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Акты прокурорского реагирования.docx

— 33.19 Кб (Скачать)

Предостережение о  недопустимости нарушения закона. Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.

Закон о прокуратуре (ст. 25') не дает четкого определения  правовой основы применения этого акта прокурорского реагирования. В ст. 251 указывается, что предостережение  применяется "при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях". Эти сведения могут иметь самый  различный характер: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контрольных органов  и т.п. Однако очевидно, что эти  сведения в любом случае должны быть реальными, объективными и достоверно установленными. По смыслу закона содержанием  этих сведений является информация о "готовящихся" противоправных деяниях. Очевидно, эта  информация должна содержать характеристику каких-то действий (бездействия), поведения  соответствующего должностного лица, продолжение которых повлечет нарушение  закона. В такой ситуации сложным  представляется определение момента  предостережения. Если в деянии должностного лица уже есть признаки, пусть менее  опасного правонарушения, то прокурор может для их пресечения применить  другие средства прокурорского реагирования, а именно принести протест, внести представление, возбудить производство о привлечении  виновного к дисциплинарной или  административной ответственности. Если же очевидных признаков правонарушений в деянии должностных лиц нет, то обоснованность предостережения  может вызывать сомнение.

Закон ничего не говорит  и о характере готовящихся  противоправных деяний. Ведь таковыми могут быть и деяния, хотя и нарушающие какие-либо нормы права, но не представляющие серьезной общественной опасности. Поэтому, исходя из смысла ст. 251, следует полагать, что данный акт прокурорского реагирования может и должен применяться в тех случаях, когда у прокурора имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность, то есть могущее причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, юридическим лицам, обществу и государству.

Согласно тексту закона (ст. 25') предостережение может  быть вынесено должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции в органах федеральной  государственной власти или представительной или исполнительной государственной  власти субъектов РФ, а также органов  местного самоуправления. Перечень таких  лиц должен соответствовать пределам и компетенции прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов и  законностью издаваемых правовых актов.

На основании определенных Законом о прокуратуре (ст. 21) предмета и пределов прокурорского надзора  за исполнением законов и законностью  правовых актов, а также п. 1 ст. 27 того же закона, можно сделать вывод, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст. 25' Закона должностным лицам, но и  руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь  существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его  реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или  представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.

После объявления предостережения  и подписания его предостереженным один экземпляр предостережения  должен быть передан предостереженному  лицу, а второй экземпляр должен храниться в прокуратуре. Объявление предостережения должно быть соответствующим  образом зарегистрировано в нарядах (компьютерной базе данных) прокуратуры. Невыполнение изложенных в нем требований о недопущении правонарушения будет  важным поводом и одним из оснований  для привлечения предостереженного  должностного лица к ответственности.

Информация прокурора. Закон о прокуратуре предусматривает  помимо рассмотренных еще один акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения - информацию.

Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ. В ней должно быть указано, какое постановление Правительства, в чем и какой статье Конституции РФ или какому закону Российской Федерации не соответствует. Там же должны быть указаны предложения Генерального прокурора РФ относительно средств и порядка приведения постановления Правительства РФ в соответствие с действующим законодательством.

Информация о работе Акты прокурорского реагирования