Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:33, реферат
Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.
Закон о прокуратуре
(ст. 25') не дает четкого определения
правовой основы применения этого акта
прокурорского реагирования. В ст.
251 указывается, что предостережение
применяется "при наличии сведений
о готовящихся противоправных деяниях".
Эти сведения могут иметь самый
различный характер: заявления граждан,
сообщения средств массовой информации,
материалы контрольных органов
и т.п. Однако очевидно, что эти
сведения в любом случае должны быть
реальными, объективными и достоверно
установленными. По смыслу закона содержанием
этих сведений является информация о "готовящихся"
противоправных деяниях. Очевидно, эта
информация должна содержать характеристику
каких-то действий (бездействия), поведения
соответствующего должностного лица,
продолжение которых повлечет нарушение
закона. В такой ситуации сложным
представляется определение момента
предостережения. Если в деянии должностного
лица уже есть признаки, пусть менее
опасного правонарушения, то прокурор
может для их пресечения применить
другие средства прокурорского реагирования,
а именно принести протест, внести представление,
возбудить производство о привлечении
виновного к дисциплинарной или
административной ответственности. Если
же очевидных признаков
Закон ничего не говорит и о характере готовящихся противоправных деяний. Ведь таковыми могут быть и деяния, хотя и нарушающие какие-либо нормы права, но не представляющие серьезной общественной опасности. Поэтому, исходя из смысла ст. 251, следует полагать, что данный акт прокурорского реагирования может и должен применяться в тех случаях, когда у прокурора имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность, то есть могущее причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, юридическим лицам, обществу и государству.
Согласно тексту
закона (ст. 25') предостережение может
быть вынесено должностному лицу, то есть
физическому лицу, являющемуся представителем
власти или исполняющему организационно-
На основании определенных
Законом о прокуратуре (ст. 21) предмета
и пределов прокурорского надзора
за исполнением законов и
Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.
После объявления предостережения
и подписания его предостереженным
один экземпляр предостережения
должен быть передан предостереженному
лицу, а второй экземпляр должен
храниться в прокуратуре. Объявление
предостережения должно быть соответствующим
образом зарегистрировано в нарядах
(компьютерной базе данных) прокуратуры.
Невыполнение изложенных в нем требований
о недопущении правонарушения будет
важным поводом и одним из оснований
для привлечения
Информация прокурора.
Закон о прокуратуре
Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ. В ней должно быть указано, какое постановление Правительства, в чем и какой статье Конституции РФ или какому закону Российской Федерации не соответствует. Там же должны быть указаны предложения Генерального прокурора РФ относительно средств и порядка приведения постановления Правительства РФ в соответствие с действующим законодательством.