Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:33, реферат
Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ.
Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, Предупреждение нарушений закона.
Будучи предусмотренными
в Законе, акты прокурорского реагирования
имеют процессуальный характер. Они
составляются по определенной форме, вносятся
в определенные адресаты. Закон определяет
порядок внесения и рассмотрения
актов прокурорского
Особое внимание
в названном приказе
В последние годы для ведения такого учета стала широко применяться компьютерная техника. При выявлении с помощью такого учета фактов нарушения сроков или иных требований Закона о прокуратуре в этой части прокурор делает дополнительные запросы, а в необходимых случаях - проверки исполнения требований актов прокурорского реагирования.
Протест
прокурора. Это самый распространенный
вид прокурорского реагирования. Он вносится
на противоречащий (не соответствующий)
закону правовой акт, органов, организаций
и должностных лиц, указанных в п. 1 ст.
21 Закона "О прокуратуре РФ". Ввиду
их исключительно большой численности
и реализации возложенных на них организационно-
Протест вносится от
имени прокурора или его
Протест как официальный
акт прокурорского реагирования
должен иметь определенную единообразную
форму. Его содержание излагается на
бланке соответствующей прокуратуры.
В нем указывается полное наименование
органа, организации или должностного
лица, издавших незаконный акт, с указанием
фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения,
даты принесения протеста, должностного
положения с указанием
Согласно п. 1 ст. 23
Закона о прокуратуре протест
приносится на противоречащий закону
правовой акт. Это означает, что содержание
изданного правового акта полностью
или частично вступает в противоречие
с требованиями конкретных норм Конституции
РФ, конституций и уставов
Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указано, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Наиболее часто
протесты на противоречащие закону акты
приносятся в первый из предусмотренных
законом адресатов - в орган или
должностному лицу, которые издали
опротестованный акт. Это естественно,
так как принесение протеста этим
органам или должностным лицам
- самый простой и короткий путь
решения вопроса. Тот, кто издал
акт, тот может и отменить его
или изменить. Однако для этого
необходимо, чтобы орган или должностное
лицо согласились с требованием
прокурора, осознали свою ошибку или
неправоту и были готовы исправить
их. Такое, к сожалению, бывает далеко
не всегда, особенно в настоящих
условиях широкого распространения
неуважительного отношения к
закону, низкой правовой культуры должностных
лиц и безнаказанности за правонарушения.
В этих условиях противоречащие закону
акты издаются зачастую не в силу незнания
законов, а в силу нежелания считаться
с их требованиями. В связи с
этим Прокурор, определяя адресат
принесения протеста, обычно предварительно
выясняет отношение издавших незаконный
акт к допущенному
Если орган представительной
или исполнительной власти или их
должностные лица не согласились
с доводами и требованиями прокурора
и отклонили протест, то прокурор
может принести его в их вышестоящий
орган или вышестоящему должностному
лицу. Главное при выборе адресата
принесения протеста - это выяснение
компетенции соответствующих
В связи с этим на практике прокуроры в таких случаях зачастую сразу используют третий из числа указанных в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре адресат для отмены незаконного акта. Им является суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Закон не определяет приоритетности адресатов обращения прокурора с требованиями об отмене незаконного акта. Однако было бы нелогичным, не выяснив реальной возможности в наиболее простом установленном законом порядке опротестовать и добиться отмены незаконного акта, сразу обращаться в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу или в суд. В суд прокурор обращается так же, как и в рассмотренном выше случае - тогда, когда реализация его полномочия по опротестовыванию незаконного акта через органы или должностных лиц, издавших такой акт, или их вышестоящие органы или должностных лиц оказалась либо невозможной, либо крайне затруднительной.
При обращении в суд с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными прокурор должен руководствоваться, согласно п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре, процессуальным законодательством Российской Федерации, а в этом законодательстве такой формы реагирования прокурора на противоречащие закону акты, изданные органами, организациями, учреждениями и их должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, как протест не предусмотрено. Поэтому прокурор в таких случаях обращается в суд с заявлением, в котором обосновывает незаконность принятого акта и просит признать его недействительным. Заявление о признании противоречащего закону акта недействительным подается прокурором в соответствии с процессуальным законодательством, определяющим подведомственность и подсудность, то есть в зависимости от характера нарушенных изданием незаконного акта прав физических лиц и их статуса.
Порядок рассмотрения
таких заявлений прокурора
Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2, 3, 4 ст. 23 Закона о прокуратуре. В соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Это требование обращено к перечисленным в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органам, организациям, учреждениям исполнительной власти и их должностным лицам. В случае принесения протеста на противоречащие
закону акты в
представительные (законодательные), органы
или в органы местного самоуправления
протест должен быть рассмотрен на
ближайшем с момента
При исключительных
обстоятельствах, когда принятие противоречащего
закону акта может повлечь тяжкие
последствия в виде причинения значительного
ущерба или вреда интересам общества
или значительному числу
При принесении протеста в коллегиальный орган прокурор может принять участие в его рассмотрении. В этих случаях прокурор уже в устной форме обосновывает незаконность принятого акта, разъясняет участвующим в рассмотрении протеста, каким законам противоречит принятый ими акт, общественные последствия его принятия, приводит дополнительные доводы необходимости его полной или частичной отмены, указывает формы и способы устранения причиненного вреда.
Пункт 4 ст. 23 Закона
о прокуратуре предоставляет
право прокурору отзывать свой протест
до начала его рассмотрения. В практике
такие случаи бывают нечасто. Обычно
они связаны с отменой
Согласно п. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме. Важно подчеркнуть требование закона о незамедлительности и письменной форме такого сообщения. Эти требования являются важной гарантией своевременности и реальности исполнения требований прокурора, так как к такому сообщению должна быть приложена копия приказа об отмене или изменении незаконного опротестованного акта. Эта обязанность обеспечивает также действенный контроль за выполнением требования прокурора.