Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:27, контрольная работа
Подъем Москвы как центра новой России, а в дальнейшем – могучей российской империи, начался в монгольский период, и освобождение ее от монгольского владычества в середине XV века освободило путь для объединения и дальнейшего развития Московского государства. Первой ступенью возвеличивания Москвы стало объединение Великой Руси благодаря усилиям Ивана III и Василия III. Второй – также сообразно с программой Ивана III – было установление контроля над Западной Русью (Белоруссией и Украиной). Чтобы достичь этого, Москве пришлось пойти на конфликт с Польшей, последствия которого ощутимы даже в настоящее время.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный
университет имени И.Н.
(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)
Юридический факультет
Кафедра теории государства и права
Контрольная работа на тему.
Чебоксары 2013
Подъем Москвы как центра
новой России, а в дальнейшем
– могучей российской империи,
начался в монгольский период,
и освобождение ее от
Первой ступенью
Именно в постмонгольский период сформировалась внешняя политика России нового времени и основные типы ее политических институтов. Поэтому изучение событий и тенденций этого периода важно для верного понимания последующего хода русской истории.
Данный реферат состоит из четырех следующих разделов: 1 раздел – Россия в XV веке, в котором описывается состояние Великороссии в период правления Василия II; в подразделе 1.1 описывается жизнь независимого, а в последствии присоединенного к Москве, государства, именуемого как Новгород. В подразделе 1.2 описано само присоединение Новгорода. В разделе 2 описана внешняя политика Ивана III, сына Василия II, его продолжение дела отца – создание единого русского государства. В подразделах 2.1 и 2.2 рассказывается о конфликтах со Швецией, Литвой и Ливонией. Раздел 3 посвящен внутренней политике Ивана III и в заключительной части – 4 описывается правление продолжателя рода и дела российского Василия III.
Данная работа выполнена в объеме страниц. Состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Россия середины XV века характеризуется правлением великого князя московского Василия II. Цепкий, неразборчивый в средствах и жестокий, Василий II, казалось, не обладал качествами хорошего правителя, и все же у него была определенная цель, направлявшая его политику: объединение всех владений московской ветви рода Рюриковичей под единым правлением. В этом он имел поддержку церкви, сильной группы приближенных князей, нового дворянства и ряда бояр. С их помощью к концу своего правления он достиг основной цели.[4,c 12 ] Более того, в период его правления Московское государство стало фактически, если и не юридически, независимым от власти татар.
Ко времени его смерти Великое княжество Московское было всего лишь одним из многих русских государств и земель. Рядом с ним существовали два других восточнорусских великих княжества - Тверь и Рязань. На севере-западе ( от Москвы) существовали два процветающих города -государства – Новгород и Псков. Новгородские владения занимали целиком северную часть России, простираясь до берегов Северного Ледовитого океана и приполярной части Уральских гор на севере, и далее от них - к нижней Оби на востоке.
К западу от Московии земля Смоленская, современная Белоруссия, и большая часть современной Украины были под властью великих князей Литвы. Восточная Галиция была частью Польши (присоединена к ней в 1349 г.). Карпатская Русь принадлежала Венгрии.[2.c.58]
В одной из
первых новгородских летописей,
Татарская угроза была в определенной степени уменьшена отделением (около 1445 г.) от старого ханства («Золотой орды») двух новых ханств – Крымского и Казанского. Однако все эти три ханства совместно продолжали контролировать Южную Русь и украинские степи, равно как регионы Средней и Нижней Волги.
В целом люди как Восточной, так и в Западной Руси инстинктивно чувствовали необходимость объединения против татар, или, не обладая возможностью для этого, формирования сильного русского государства, имеющего центр либо на западе, либо на востоке и контролирующего, по крайней мере, часть ресурсов обоих. По этой причине каждый сильный властитель, пытавшийся объединить Россию, мог рассчитывать в это время на поддержку значительной части ее населения.
Когда Василий II покорил своих врагов в Московии в 1447 г., он выдвинулся в качестве сильнейшего правителя в Восточной Руси, и в 1449 году был подписан договор о дружбе и ненападении между Москвой и Литвой. Тверь была введена в литовскую сферу влияния, чего не случилось с Рязанью. Этот договор – важная веха в отношениях между Восточной и Западной Русью, означавшая конец краткого преобладания Литвы в восточнорусских делах. Таким образом, главенство Москвы было предрешено.[6.c.27]
В это время развились три отличных друг от друга типа правительства и администрации. Московская тенденция заключалась в усилении власти великого князя. Это затронуло, прежде всего, сам московский княжеский род. Большинство владений менее значимых князей было конфисковано Василием II, и эти князья признали великого князя как своего суверена. Великому князю помогала как в законотворчестве, так и в администрации боярская дума (государственный совет), но дума не имела сама четко определенных властных полномочий. Во многих случаях великий князь использовал Дъяков (государственных секретарей) как своих людей вместо бояр. Они назначались великим князем из числа простолюдинов и были полностью зависимы от него.
В качестве
бывшего вассала монгольского
хана и его фактического
Для администрирования
и осуществления судебной
В отличие от
роста авторитарного и
Великое княжество
было не централизованным
Третьим типом правления в России в XV веке – типом, который с определенными оговорками можно назвать «демократическим», - был город – государство, сравнимый во многих отношениях с древнегреческим полисом. Русский город – государство, опиравшийся на власть веча, преобладал в Северной Руси: в Новгороде, Пскове и Вятке. Вятка была республикой; Новгород и Псков имели князей, но их власть была ограниченной, а высшая власть принадлежала народу, а не князю. Вече было главным источником власти, как в Новгороде, так и в Пскове; все государственные служащие избирались вечем, а не назначались князем.
Одновременно с вечем, как в Новгороде, так и Пскове существовали советы знати – господ. Сообразно с законом, это была не верхняя палата, а комитет веча. Фактически, однако, в особенности в Новгороде, она успешно оказывала значительное влияние на решения веча и таким образом многое делала для последовательности новгородской политики.
Псков был первоначально
пригородом Новгорода, т.е.
Город Новгород
представлял собой объединение,
Как в Восточной,
так и в Западной Руси
Следует отметить, что в результате монгольского нашествия развитие русских городов в целом приостановилось. Многие крупные города, подобные Киеву и Владимиру – на - Клязьме, были совершенно уничтожены монголами, и после нападения Киев оставался длительное время мелким городом. Новгород был крупным единственным городом, который не только избежал разрушения, но и в определенном отношении воспользовался монгольским владычеством.
Большинство населения XV столетия может быть названо крестьянским, хотя и не все обрабатывали землю. Поскольку степи Южной Руси контролировались татарами, основная часть русских жила в лесной зоне, местами расчищенной и подходящей для пашни. Крестьяне занимались не только сельским хозяйством, их благосостояние зависело от рыбной ловли, охоты, пасечного хозяйства и разнообразных лесообрабатывающих производств, таких, как изготовление различной утвари, телег и лодок, равно как и дегтя и поташа.
Западная Русь через её связь с Великим княжеством Литовским не была изолирована от Запада. Вслед за первым объединением Польши и Литвы (1385 г.) римский католицизм стал официальной религией Великого княжества Литовского, и русские в этом государстве лишь с большим трудом утвердили свое право оставаться приверженцами греческого православия (которое стало известно как «русская вера»). В особенно Литве римско–католическая церковь быстро и прочно укоренилась, и через эту церковь западные понятия распространились среди литовской знати. Однако греческая православная церковь на Украине в конечном итоге стала сама каналом западной культуры, приняв многие черты римско-католической образовательной системы, включая изучение латыни.
Среди всех
русских земель западное
Хотя московиты
были насторожены по отношению
к римско-католическому
Вскоре произошло
событие, которое подготовило
почву для прямого контакта
между Москвой и Италией –
Ферраро-Флорентийский