Законы и их иерархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе, я постараюсь раскрыть, какие бывают источники права, какого место закона в нормативно-правовых актах, раскрыть рамки действия закона во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими законами лиц. Цель моей работы – раскрыть иерархию законов и роль этой иерархии в системе законодательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Законы в системе источников права
1.1. Понятие и виды источников права……………………………………….5
1.2. Закон как вид нормативно-правового акта………………………………8
2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц
2.1.Действие законов во времени…………………………………………….11
2.2.Действие законов в пространстве………………………………………..13
2.3.Действие законов по кругу лиц…………………………………………..15
3. Законы в системе законодательства России
3.1.Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней……………………………………………………………………...16
3.2.Федеральная структура системы законодательства и законы в ней…...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………...…………25

Файлы: 1 файл

законы.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики  и права

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  учебной дисциплине Теория государства  и права

                             на тему: Законы и их иерархия

                                                                                            Выполнил:

Глушенков С.С

                                                                                           ЗЮС-12-1

                                                                                              Проверила:

                                                                                                   Машкина А.Ю

Иркутск – 2012

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Законы в системе источников права

    1.1. Понятие и виды источников права……………………………………….5

    1.2. Закон как вид нормативно-правового акта………………………………8

2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц

    2.1.Действие  законов во времени…………………………………………….11

    2.2.Действие  законов в пространстве………………………………………..13

    2.3.Действие  законов по кругу лиц…………………………………………..15

3. Законы в системе законодательства России

    3.1.Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней……………………………………………………………………...16

    3.2.Федеральная структура системы законодательства и законы в ней…...21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы………………………………...…………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о законе и его иерархии в целом является острейшей проблемой современного законодательства. В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Отражая в концентрированном  виде социальные интересы, закон выступает  главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.

        Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархичность: превосходство федеральных законов – над законами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами.

Поэтому в курсовой работе, я постараюсь раскрыть, какие бывают источники права, какого место закона в нормативно-правовых актах, раскрыть рамки действия закона во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими законами лиц. Цель моей работы – раскрыть иерархию законов и роль этой иерархии в системе законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Законы в  системе источников права

1.1. Понятие  и виды источников права

 

Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы  всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина "источник", то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной  воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С  помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный  акт, судебный прецедент, правовой обычай и нормативный договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов1.

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

Судебный прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права2.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1.  Нормативный акт  может быть издан оперативно, в любой своей части изменен,  что позволяет относительно быстро  реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3.  Нормативные акты  позволяют точно фиксировать  содержание правовых норм, что  помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты  поддерживаются государством, им  охраняются. В случае нарушения  положений нормативных актов  нарушители преследуются и наказываются  на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения).

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку  механизм государства имеет разветвленную  структуру органов с определенными  правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются  с помощью издания юридических  актов;

б) иерархизированы (при  ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в)   конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Итак, нормативный акт  — это официальный документ, созданный  компетентными органами государства  и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)3.

 

 

1.2. Закон как  вид нормативно-правового акта

Формирование правового  государства связано с повышением роли закона в государственной и  общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов. Закон является главной разновидностью нормативно-правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие  признаки закона.

Признаки закона:

1) принимается специально  уполномоченными органами;

2) принимается при  строгом соблюдении процессуального  порядка; 

3) регулирует наиболее  значимые, важнейшие общественные  отношения;

4) общеобязательная трактовка,  их отмены, общественные отношения

5) стабилен;

6) обладает высшей  юридической силой; 

7) выражает волю и  интересы народа.

Все эти признаки закона существуют не изолированно, а в  единстве. Их нельзя разрывать. Они  позволяют лучше понять природу  и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

"Именно данные признаки  и выделяют закон в системе  иных нормативных актов и придают ему качество верховенства" 4.

Органами, уполномоченными  принимать законы, являются:

– Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет  Федерации) – федеральные и федеральные конституционные законы России;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы субъектов  федерации.

Иные органы не обладают правомочиями принимать законы.

Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах  органов, в компетенцию которых  входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

– вопросы конституционного характера;

– порядок образования и деятельности органов государственной власти и

органов местного самоуправления;

– права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– порядок создания и деятельности общественных организаций;

– ключевые вопросы в области экономики;

– вопросы обороны и безопасности;

– международные отношения;

– принятие и изменение бюджета;

– установление налогов.

"Общеобязательность  закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т.д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения" 5.

      Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:

Информация о работе Законы и их иерархия