Законы и их иерархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе, я постараюсь раскрыть, какие бывают источники права, какого место закона в нормативно-правовых актах, раскрыть рамки действия закона во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими законами лиц. Цель моей работы – раскрыть иерархию законов и роль этой иерархии в системе законодательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Законы в системе источников права
1.1. Понятие и виды источников права……………………………………….5
1.2. Закон как вид нормативно-правового акта………………………………8
2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц
2.1.Действие законов во времени…………………………………………….11
2.2.Действие законов в пространстве………………………………………..13
2.3.Действие законов по кругу лиц…………………………………………..15
3. Законы в системе законодательства России
3.1.Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней……………………………………………………………………...16
3.2.Федеральная структура системы законодательства и законы в ней…...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………...…………25

Файлы: 1 файл

законы.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Важным является установление взаимоотношений между федеральными конституционными законами и Конституцией. Прямое указание на соотношение их юридической силы в Конституции отсутствует.

Часть 3 статьи 76 Конституции  устанавливает приоритет федеральных  конституционных законов над федеральными законами. Следовательно, последние должны соответствовать первым и стоят в иерархической структуре на ступень ниже. Федеральные законы принимаются по текущим вопросам общественной жизни. Для их принятия Конституция устанавливает менее сложную процедуру, чем для принятия конституционных законов.

К подзаконным актам  российского законодательства относятся  нормативные указы Президента Российской Федерации. В отличие от правоприменительных  указов они содержат нормы права, имеют общеобязательное значение, рассчитаны на многократное применение. Возможность издания Президентом нормативных указов предусмотрена ч. 1 ст. 115 Конституции.

Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции  РФ указы и распоряжения Президента “не должны противоречить Конституции  Российской Федерации и федеральным законам”.

Особые отношения актов  Президента с законами объясняются  тем, что согласно Конституции Президент  не входит в систему разделения властей, соответственно акты, им издаваемые, во многом утратили исполнительно-распорядительный характер.

Некоторые авторы положительно оценивают издание указов, носящих  законодательный характер, так как  они способствуют устранению пробелов в законодательстве. В.А. Четвернин  даже разделяет указы Президента по юридической силе, считая, что  указы Президента, изданные по вопросам, не урегулированным федеральным законом, выше по иерархии, чем указы, изданные на основании и во исполнение законов14.

Правительство Российской Федерации принимает постановления, носящие нормативный характер. Они  издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента. Тем самым определяется их подзаконный характер.

Статьей 115 Конституции, ст. 23 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”15 установлена обязательность исполнения постановлений Правительства на всей территории Российской Федерации, чем подчеркивается их высокий статус в иерархической системе законодательства.

Министерства, федеральные  службы и федеральные агентства  принимают правовые акты с различными названиями: приказы, инструкции, инструктивные письма и т.д. Такое многообразие приводит в правоприменительной деятельности к проблеме выяснения юридической силы акта.

Данные акты объединяет то, что они издаются органами власти, обладающими специальной компетенцией. Они являются подзаконными актами, принимаемыми на основе и во исполнение законов, указов Президента, актов Правительства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р устанавливается, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны приводится в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе не указан конкретный срок16.

Таким образом, можно  сделать вывод что главным  требованием к всем нормативно-правовым актам, вне зависимость от их места  в иерархии, является их законность, и точное следование и исполнение Конституции Российской Федерации.

3.2.Федеральная  структура системы законодательства  и законы в ней

Наличие федеративной структуры в системе законодательства является отличительной особенностью федеративного государства. Соотношение федеральных правовых актов и правовых актов субъектов федерации оказывает огромное влияние на состояние системы законодательства.

Россия является федеративным государством. Составляющие федерацию  субъекты связаны общеобязательностью  норм Конституции РФ и взаимной ответственностью. В то же время структурные элементы Федерации (субъекты), как и сама Федерация, обладают определённой самостоятельностью по отношению друг к другу. Самостоятельность Федерации проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на территорию всей страны, верховенстве федеральных законов и Конституции. Таким образом, Россия является государством, в котором должно формироваться единое правовое пространство.

Изучение опыта размежевания предметов ведения в других странах дает основание утверждать, что подход Российской Конституции является одним из перспективных. В Конституции ФРГ используется опыт конституционного разграничения предметов ведения Германии. Признавая конституционное разграничение предметов ведения, субъекты РФ вне пределов компетенции Федерации, обладают всей полнотой государственной власти. В процессе реализации собственных полномочий субъекты Федерации формируют собственное законодательство, право на создание которого, предусматривается Конституцией РФ (ст.ст. 5, 73, 76).

Исследование федеративной структуры законодательства предполагает выяснение характера связей между федеральными и региональными правовыми актами.

Одной из главных причин противоречий в федеративной структуре  законодательства являются заключаемые двухсторонние договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Данные договоры отражают общую тенденцию децентрализации правового регулирования. Они устанавливают разный объем полномочий для субъектов Федерации. Положения договоров предопределяют содержание законодательства субъектов Федерации. Поэтому при выяснении соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству возникает проблема приоритета положений договоров или норм федерального законодательства.

Отсутствие четких представлений  о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации  объясняется, во многом, разнообразием  взглядов на характер и природу российского федерализма, степень самостоятельности субъектов Федерации. Следовательно, изучение федеративной структуры законодательства неотделимо от общего анализа современного российского федерализма.

Вышеприведенная характеристика российского федерализма означает, что нормы Конституции РФ имеют приоритетное значение для определения соотношения двух уровней законодательства. В ч.2 ст.4, ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации установлен принцип верховенства федерального законодательства. Следовательно, Россия вправе требовать признания своего законодательства на всей территории, что должно служить формированию единой непротиворечивой системы законодательства, созданию единого правового пространства. Поэтому правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с разграничением предметов ведения, определенном Конституцией РФ.

На территории субъекта Российской Федерации действуют  федеральные законы и законы субъектов  РФ. Из смысла Конституции РФ (ч. 4 ст. 76) вытекает, что федеральные законы обладают верховенством в случаях их принятия по предметам ведения собственно федерации и по вопросам, регулируемым Федерацией в рамках совместного ведения. Законы субъектов Федерации, принятые по предметам ведения субъектов Федерации имеют равную юридическую силу с федеральными законами.

Противостояние законов  федерального и регионального уровня возможно, когда один законодатель внедряется в предмет ведения  другого законодателя. В этом случае возникают юридические коллизии. Правом окончательного их разрешения обладает суд.

Многие субъекты Федерации до сих пор не нашли предмета для собственного правового регулирования. Поэтому они часто “внедряются” в сферу полномочий Федерации, либо просто “дублируют” федеральные акты.

Таким образом, на сегодняшний  день нельзя говорить о четком соответствии правовых актов в рамках федеративной структуры законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении курсовой работы хотелось бы отметить, что среди источников права наибольшим значением обладают нормативные акты, в частности закон, занимающий важнейшее место в системе нормативно-правовых актов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Анализ иерархической  структуры законодательства выявил множество проблем в соотношении  актов по юридической силе. Особое внимание заслуживает необходимость  применения Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой и прямым действием. Должен быть урегулирован на федеральном уровне вопрос о соотношении правовых актов Президента РФ с федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г

2.Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002.-616с.

2.Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. – М.: Юристъ, 2004, с

3.Закон: создание и толкование / под ред.А.С. Пиголкина. – М.: Спартак, 1998., с.

5. Конституция Российской  Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М.: Б. И., 2007. С. 51.

6. Теория государства  и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В Малько. – М.: Юристъ, 1997. стр. 336.

7. Венгеров, А.Б. Теория  государства и права: учебник  для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998.,

8. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др.

Теория государства  и права: Учебник для вузов. –  М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г.

9. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001.,

10. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

11. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. Указ. соч.

12. Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” // Российская газета. 23 декабря 1997 г.

13.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р // Российская газета. 18 октября 1994

1 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. , с 295-296

2 Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. – М.: Юристъ, 2004, с 152

3 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. ,с 297-298

4 Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. – М.: Юристъ, 2004. , с 293

5 Закон: создание и толкование / под ред.А.С. Пиголкина. – М.: Спартак, 1998., с. 105

6 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998., с.500

7 Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. – М.: Юристъ, 2004, с.296

8 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998., 501

9 Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001., с.226

10 Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001., с.227

11 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998, с. 502

12 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

13 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В Малько. – М.: Юристъ, 1997. стр. 336.

14 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. Указ. соч. С. 52.

15 Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” // Российская газета. 23 декабря 1997 г.

16 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р // Российская газета. 18 октября 1994 г.




Информация о работе Законы и их иерархия