Законодательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
1. Общая характеристика законодательного процесса……………………….
1.1 Понятие и социальное значение законодательного процесса в России…….
1.2 Стадии законодательного процесса в России……………………………….
2. Конституционно-правовое регулирование законодательного процесса……
2.1 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Федеральным Собранием…………………………………………………………………………..
2.2 Подписание и обнародование закона…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

После подписания Президентом  Российской Федерации закон должен быть в течение семи дней опубликован  в установленном порядке. Опубликование  есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного  и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Официальным считается опубликование  закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". При публикации закона в  этих изданиях указываются его полное наименование, дата подписания, дается полный текст закона, являющийся точной копией оригинала и подписанный  Президентом. Федеральные законы могут  быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, разосланы государственным органам и общественным объединениям

Поскольку опубликование  имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего  применения законодательного акта, оно  представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.

Вопрос о действии во времени  законов и других нормативных  правовых актов представляет важную проблему теории права, от решения которой  зависят особенности практического  применения нормативного акта.

Действие нормативного акта определяется периодом времени от момента  вступления в силу нормативного правового  акта и установленных им норм до момента утраты им силы.

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами:

1) моментом принятия акта;

2) моментом, который указан  в самом акте либо специальном  акте о введении в действие  данного акта;

3) моментом официального  опубликования акта;

4) истечением определенного  срока после момента официального  опубликования акта. Со вступлением  в силу нормативный правовой  акт приобретает правовую действенность. 

Основным параметром, обусловливающим  начало действия закона, является его  опубликование.

 

Заключение

 

Подводя итог изложенному, следует  отметить, что работа по созданию законопроектов, их рассмотрению, принятию является очень  трудной и требует огромных знаний не только в области юридических  наук, но и в других сферах общественной жизни и деятельности. К сожалению  сейчас достаточно мало специалистов, которые бы хорошо разбирались во всех отраслях права, так как наше право также необъятно, как и  наша страна. В целях оказания практической помощи разработчикам законов еще  в конце девяностых лет Институт законодательства и сравнительного правоведения разработал Правила подготовки проектов законов, Рекомендации к проведению юридической экспертизы законопроектов, проводил семинары в Правительстве  РФ для заместителей министров - статс-секретарей, работников юридических и иных служб  министерств и ведомств по этим вопросам. Очень полезным оказался международный  семинар "Подготовка и принятие законов  в правовом государстве", проведенный  в Государственной Думе 28-29 апреля 1997 года.

Также в те годы в Государственной  Думе начал использоваться "Краткий  справочник по оформлению актов федеральных  органов государственной власти", в Совете Федерации - "Словарь  юридических понятий (из актов российского  законодательства)". Конечно, все  это способствует в известной  мере упорядочению понятийного аппарата законов и иных правовых актов. И, тем не менее, еще нужны дополнительные меры по унификации понятий и терминов, используемых в законотворческой и  правоприменительной деятельности. Целесообразно подготовить типовой  словарь законодательных понятий  и терминов и унифицированные  правила законодательной техники, пригодные для применения, как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Пока же законодательные органы республик, областей и других субъектов Федерации имеют свои классификаторы законодательства, "наборы" терминов и т.п.

Необходимость шире использовать средства электронной техники делает сказанное бесспорным. В Государственной  Думе есть электронный архив законов, база данных о готовящихся и рассматриваемых  законопроектах. Фирмы "Гарант", "Консультант-плюс" и "Кодекс" имеют мощные базы данных о региональном законодательстве. Нужно  связывать такие источники правовой информации в единые сети, равно  как и шире пользоваться услугами "Интернета".

Предстоит совершенствовать деятельность субъектов законодательной  инициативы, особенно путем ее согласования. Объединенная Комиссия по координации  законодательной деятельности провела  полезную работу по обсуждению программ законопроектной деятельности, концепций  законов, по оценке пакетов альтернативных законопроектов. И все же ее роль может быть более высокой при  подготовке проектов государственных  программ развития законодательства, обсуждения концепций отдельных  отраслей законодательства, правового  обеспечения экономики, социальной сферы, государственного строительства, статуса граждан и юридических  лиц.

Все это будет способствовать научно обоснованному выбору предмета и методов законодательного регулирования.

Ситуация в законотворчестве на сегодняшний день не является удовлетворительной. Огромное количество нормативных правовых актов с одной стороны хорошо, казалось, чем больше юридических  документов, тем больше вопросов становятся решенными, но с другой стороны без  систематизации права появляется очень  большое количество "дыр", дефектов, коллизий права, расплывчатость (затемненность) нормативной основы, избыточность и жесткость правовой регламентации, ресурсная необеспеченность принимаемых законов. Имеют место нарушения процедуры подготовки и издания юридических норм, некомпетентность субъектов правотворчества в издании обязательных норм поведения, пробельность в нормативной основе, рассогласованность юридических требований. И все эти вопросы нельзя решить в одночасье. Необходимы тщательная обработка имеющих законов и нормативных актов, ликвидация комитетов, явно не справляющихся с возлагающимися на низ задачами и создание одного единственного органа, через который бы не просочился бы ни один "неправильный" законопроект и проведение иных мер в целях улучшения законодательной деятельности.

Необходимо последовательно  принимать законы для поэтапного решения экономических задач. В  социальной сфере следует формировать  стабильные законодательные основы отдельных отраслей (науки, образования  и др.), создавать надежное социальное обслуживание граждан.

В перспективе развитие законодательства должно еще строже подчиняться таким  факторам, как:

а) удовлетворение основных общественных потребностей с помощью  законов, подготовленных на основе научного анализа и прогнозов;

б) законодательное обеспечение  государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития России;

в) совершенствование структуры  законодательства с учетом обеспечения  развития системы и отраслей права  и основных правовых институтов; -

г) децентрализация правового  регулирования на основе федеративных начал и самоуправления;

д) укрепление системных  связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями);

е) обеспечение устойчивой правопреемственности в стране, когда  действие основных правовых актов и  норм не прерывается из-за политических и иных изменений, а служит фундаментом  устойчивого государственного и  социально-экономического развития.

В целях упорядочения законотворческой деятельности необходимо сосредоточить  законотворческую деятельность в нескольких крупных научных учреждениях  с закреплением их полномочий в нормотворческом  процессе. Крайне полезным является введение мониторинга качества законов, что  недавно сделал по собственной инициативе Совет Федерации при отсутствии соответствующих механизмов. Обеспечение  концептуального единства законопроектов также позволит достичь цели для  достижения которых предлагается тот или иной законопроект. В настоящее время практика такова, что в ходе доработки авторами, установить которых часто не представляется возможным, вносятся поправки, меняющие "генеральную линию" законопроекта. Еще одним направлением улучшения законотворческой деятельности является повышение роли науки, учета мнения ученых. Для этого целесообразно создать экспертное учреждение с "правом вето" на поправки законопроект при их противоречии концепции и правовой доктрине.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М.: ООО "ТК Велби", 2011. - 32 с.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л. 2006.240 с.
  3. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 (с изм. и доп) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст.2663.
  4. Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе. Утв. указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 549 (с изм. и доп.) // СЗ РФ 1996, № 16. Ст.1842.
  5. Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законотворческой деятельности: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 264 // Российская газета. 2004.9июня.

Научно-учебная литература:

  1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003. - 816 с.
  2. Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. - СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2003. - 753 с.
  3. Гаврилов О.А. Научные основы советского правотворчества.М. Юрид лит. 1981.312 с.
  4. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М. НОРМА-М. 1993.236 с.
  5. Гоббс Т., Левиафан Н. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат. 1991 - 312 с.
  6. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред.О.Е. Кутафина. - М. - Юрид. лит. 1996 - 512 с.
  7. Гузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск. ТРАСТ-ИМАКОМ. 1995.145 с.
  8. Конституционное право. Энциклопедический словарь Отв. редактор С.А. Авакьян. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М) 2000.688 с.
  9. Корельский В.М, Перевалов В.Д.. Теория государства и права / В.М. Корельский, В.Д.Перевалов – М. : Издательская группа  ИНФРА-НОРМА, 2003.-355с.
  10. Любимов А. П. Парламентское право России. Основные                источники. Учебное пособие для аспирантов, студентов юридических ВУЗов и факультетов. / А. П. Любимов  -  Санкт-Петербург, 2004. – 308 с.
  11. Малько А.В. Конституционное право России/ А.В. Малько- М., 2001.-405с.
  12. Марченко М.Н. Теория государства и права./ М.Н. Марченко  – М.: Юристъ, 2006. – 495 с.
  13. Перевалов В.Д.  Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ В.Д. Перевалов. – М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2005. – 570 с.
  14. Пиголкина А.С. Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. / А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ, 2005. – 343 с.
  15. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов./ В.М. Сырых – М.: Издательство «Былина», 2007. – 512 с.

Информация о работе Законодательный процесс