Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Закон – источник (форма) права……………………………………………..4
1.1 Понятие источника (формы) права…………………………………………4
1.2 Виды форм права, их роль в различных правовых системах с точки зрения соотношения с законом………………………………………………………….8
2 Роль закона в правовых системах……………………………………………17
3 Понятие закона, его основные признаки……………………………………20
3.1 Классификация законов……………………………………………………26
4 Современные проблемы законотворчества………………………………..32
4.1 Толкование закона…………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………………39
Таким образом, принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:
внесение законопроекта в законодательный орган;
обсуждение законопроекта;
принятие закона;
его опубликование (обнародование).
Для правильного применения
правовых норм необходимо точно определять
пределы действия законов во времени,
в пространстве и по кругу лиц,
на которых они распространяются.
Ведь любой закон издается для
того, чтобы в установленный
Действие закона во времени.
Оно начинается, по общему правилу, с момента вступления закона в силу. Во многих странах действуют специальные правила вступления в силу нормативных актов. Они заключаются в том, что:
акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом;
акт начинает действовать
по истечении определенного срока
после его опубликования. Так, например,
федеральные и федеральные
самим законом может быть установлен другой порядок вступления его в силу, например, со дня опубликования или, наоборот – спустя некоторое время (так, часть 1 ГК РФ, принятая 21 октября 1994 г., была введена в силу с 1 января 1995 г.), с целью приведения в соответствие с ним различных условий его применения.
Однако никто, ни один орган не может принять решение о вступлении закона в силу до его опубликования. Такое положение во многих государствах, как правило, записывается в Конституции. Есть подобного рода норма и в Конституции РФ: ч. 3 ст. 15 гласит “законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются”.
Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый закон распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Это значит, что обратной силы закон не имеет. Соответственно, предписания закона не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Однако в отдельных случаях допускаются исключения из указанного принципа. Так, в РФ уголовные законы, устраняющие либо смягчающие наказание, имеют обратную силу. В отличие от них законы, устанавливающие наказуемость или усиливающие наказание, обратной силы не имеют (ст. 6 УК РФ). Аналогичное правило установлено относительно обратной силы законов об ответственности за административные правонарушения (ст.9 КоАП).
Законы действуют вплоть
до их официальной отмены или частичного
изменения отдельных
Действие закона в пространстве.
Пределы действия закона в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. Действие законов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, законы членов федеративного государства действуют лишь на их территории. Также при федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).
Таким образом, по общему правилу,
пределы действия закона в пространстве
ограничены территорией данного
государства либо его отдельных
частей. Например, в России федеральные
законы, как правило, действуют на
всей территории РФ, а республиканские
и региональные – на территории
каждого из субъектов Федерации.
Нормативно-правовые акты органов местного
самоуправления действуют в пределах
территории данного муниципального
образования (района, города, села и
т.п.). Некоторые федеральные законы
прямо предназначены для
Действие закона по кругу лиц.
Существует правило, согласно
которому действия закона распространяются
на всех лиц, проживающих на данной
территории. Нормативные акты на территории
государства действуют
И последний признак закона
заключается в том, что закон,
регулируя соответствующие
В окончание рассмотрения перечисленных выше признаков закона следует подчеркнуть, что отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве. Их нельзя разрывать. При этом данные признаки позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл всего законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.
3.1 Классификация законов
Многообразие общественных отношений, регулируемых правом, порождает множество законов. Они схожи по основным признакам, но и различаются между собой. Специфику законов нужно отчетливо представлять себе и в полной мере учитывать в процессе их подготовки, принятия и реализации. Иначе затрудняется решение задач, стоящих перед тем или иным лицом. Возникает путаница с наименованиями, содержанием и юридической силой различных актов. Допускаются многочисленные нарушения законности. Это и “сбои” в деятельности и взаимоотношениях государственных органов, это и трудности для граждан в реализации и защите их прав и законных интересов.
Избежать указанных трудностей
можно с помощью правильно
построенных классификаций, которые
позволяют определить юридическую
силу законов. Понятие “юридическая
сила” в самом
В теории права предпринимались
неоднократные попытки создания
надлежащей классификации законов.
Причем критерием при делении
законов на виды выступали как
общие теоретические
Примером первого рода классификации может служить классификация, данная Г.Ф. Шершеневичем в его работе “Общая теория права”. По ней все законы делятся на запретительные и повелительные, которые в свою очередь подразделяются на принудительные и восполнительные. Изначально, по мнению Шершеневича: “Все законы составляют по существу повеления, но по форме выраженного в них повеления они различаются на повеление в узком смысле и непосредственно запрещение. Объединяясь в стремлении возбудить в гражданах наклонность согласовать свое поведение с требованиями правового порядка, повелительные законы в том отношении расходятся с запретительными, что они побуждают к совершению определенных действии, тогда как вторые останавливают намерение совершить определенные действия”. Далее повелительные законы делятся на принудительные и восполнительные. Отличаются они тем, что принудительные законы определяют сами содержание юридического отношения, тогда как восполнительные определяют содержание правоотношения лишь настолько, насколько субъекты не определили его по своему усмотрению. Классификация законов, предложенная Шершеневичем выбрана нами не случайно. Она достаточно типична и представляет весьма распространенные позиции, давно сложившиеся в мировой юридической мысли.
Классификация второго рода основывается на делении законов, используемом в практической жизни. Такая классификация имеет больше применение, поэтому на нее, как правило, ссылаются непосредственно в правовых актах. Основы такой классификации содержатся в основных законах государств – Конституциях. Например, в Конституции РФ этому посвящена ст. 76. Поскольку такое деление на виды имеет большое практическое значение, стоит на нем остановиться подробнее. Для наглядности приведем полную классификацию законов, принятую в последнее время в России.
Итак, в Российской Федерации существуют следующие виды законов:
Закон (наиболее общая форма акта указанного вида). Отсылки к закону в этом смысле, содержащиеся в Конституции и законодательных актах, означают закон как федеральный, так и закон субъекта Федерации, как единичный закон, так и закон в собирательном смысле (как законодательство).
Федеральный закон.
Федеральный закон в свою очередь делится на подвиды. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся:
сама Конституция (основной закон государства, которому должны соответствовать все остальные законы и любые иные акты);
федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией;
федеральные законы, не имеющие значение конституционных (в правовой доктрине они называются обыкновенными законами).
Особое внимание стоит
уделить федеральным
Теперь точно определено
“иерархическое” место
Кодекс – закон, содержащий систему норм, наиболее полным образом регулирующий определенный круг общественных отношений. Чаще всего им охватывается сфера общественной жизни. Кодекс отличается наибольшей стабильностью и своеобразным доминирующим положением в соответствующей отрасли законодательства. В Российской Федерации действуют Гражданский Кодекс, Уголовный Кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс Законов о Труде, Семейный Кодекс и другие.
Основы законодательства.
Это закон, регламентирующий совместную компетенцию федерации и ее субъектов в той или иной сфере государственной жизни, содержащий общие принципы и порядок регулирования и способствующий их реализации в соответствующих актах республик, краев, областей и др. Таковы, например, основы законодательства о культуре или основы законодательства об охране здоровья граждан.
Общие принципы, основные принципы, основные начала.
Разные названия закона,
содержащего преимущественно