Выборы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы: Цель данной работы состоит в рассмотрении выборов как института демократии и правового регулирования выборов в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие выборам и их видам;
дать понятие избирательной системе и рассмотреть её виды;
рассмотреть конституционно-правовые основы выборов в РФ;
раскрыть систему избирательного законодательства;
рассмотреть стратегии и тактики совершенствования избирательной системы РФ;

Оглавление

Введение……………………………………………………...стр.3
Глава 1. Выборы как институт демократии
Понятие и виды выборов…………………………….стр.5
Избирательная система: понятие, виды……………..стр.9
Глава 2. Правовое регулирование выборов в РФ
Конституционно-правовые основы выборов в РФ..стр.17
Система избирательного законодательства в РФ….стр.19
Совершенствование избирательной системы РФ…стр.22
Заключение…………………………………………………стр.25
Библиографический список……………………………....стр.28

Файлы: 1 файл

курсовая по конст. праву.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

 

2.2 Система избирательного законодательства в РФ

 

Избирательное законодательство представляет собой совокупность законодательных актов, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на: законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов РФ и законодательство о выборах органов местного самоуправления.

По субъекту принятия актов данное законодательство делится на: федеральное и избирательное законодательство субъектов РФ.

Центральное место в системе избирательного законодательства занимает Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

1)   является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории РФ;

2)   раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;

3)   имеет «рамочный» характер, то есть нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего, региональному.

4)   дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия ФЗ об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов ФЗ либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться ФЗ об основных гарантиях.

Статья 4, пункты 2, 4 ФЗ:

Гражданин РФ имеет право  избирать, быть избранным, участвовать  в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств.

Активным  избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Статья 5 ФЗ:

Граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной  власти или в представительный орган  МСУ образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.

Статья 32  пункты 1, 2 ФЗ:

Граждане РФ, обладающие пассивным  избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно  либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим ФЗ, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.

Статья 39 пункт 1 ФЗ:

Все кандидаты обладают равными  правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным ФЗ.

Статья 57 пункт 1 ФЗ:

Расходы, связанные с подготовкой  и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием  средств автоматизации и обучением  организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти  цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета).

Статья 73 ФЗ:

Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается  в дополнительном утверждении; на референдуме РФ — действует на всей территории РФ; на референдуме субъекта РФ — действует на территории данного субъекта РФ; на местном референдуме — действует на территории соответствующего муниципального образования.

Решение, принятое на референдуме  субъекта РФ, местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в органе государственной власти субъекта РФ, органе МСУ в порядке, установленном для регистрации НПА соответствующего уровня.

 

 

 

2.3 Совершенствование избирательной системы  РФ

В Постановлении ЦИК РФ от 25 мая 2011 г. N 12/133-6 "Об ускоренном техническом  переоснащении избирательной системы  Российской Федерации" приведена «Программа ускоренного технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации» на 2010 – 2015 годы.

Одной из основных целей является «расширение возможности контроля общественности за ходом избирательного процесса и подведением итогов голосования, исключение влияния человеческого фактора на ход и результаты голосования».

Одной из основных задач является «Создание системы обеспечения прозрачности, контроля за соблюдением законности и предупреждения злоупотреблений в ходе голосования на основе web-технологий и оснащения избирательных участков web-камерами».

Из текста Программы следует, что для обеспечения прозрачности избирательного процесса в РФ достаточно установить в помещениях УИК web–камеры. Ожидаемые результаты: «повышение степени информированности общества о деятельности избирательных комиссий, повышение эффективности работы избирательных комиссий, повышение технических показателей выборной системы».

В соответствии с обращением Премьер – министра РФ В.В. Путина от 27 декабря 2011 года «О разворачивании в Интернет дискуссии по повышению прозрачности выборных технологий», разработан комплекс организационно – технических мероприятий для усовершенствования существующей выборной системы России на основе системы «ГАС Выборы». Он позволяет реализовать: 
• 100% контроль правильности учета голоса каждого избирателя на своем избирательном участке, 
• 100 % контроль прозрачности системы «от каждого избирателя» до результатов голосования по каждому избирательному участку, населенному пункту, городу, субъекту федерации и в целом по стране, 
• Блокирование практически всех известных нарушений правил голосования на избирательных участках РФ. 
Первая цель достигается дополнением формы бюллетеня голосования уникальным идентификационным номером (тайна процесса голосования обеспечивается), по которому на сайте избирательной комиссии каждый гражданин, на следующий день, сможет отследить правильность учета своего голоса8. В соответствие с ФЗ №51 ст.73, п.п. 1,2,3, форма текст, порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней утверждаются ЦИК не позднее 45 дней до голосования.  
Вторая цель может быть достигнута двумя путями: 
• Публикацией на сайта избирательной комиссии субъекта РФ ( в соответствие  со ст.80 п.6 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.12.2011)9, на следующий день после выборов, результатов голосования по каждой участковой избирательной комиссии данного субъекта РФ, которые они вводили в ГАС Выборы, 
• Утверждением ЦИК дополнения к регламенту работы ГАС Выборы, в части публикации на своем сайте результатов голосования, введенных в систему от каждой участковой избирательной комиссии10 
Третья цель достигается использованием мирового опыта по блокированию различных видов нарушений правил голосования. Авторитетные материалы, представляющие результаты совместных усилий девяти организаций: IDEA, EISA, института выборов Канады, Федерального избирательного института Мексики (IFE), IFES, ДЭВС, ПРООН, UNEAD и ПАСЕ, сегодня публикуются на сайте ACE Electoral Knowledge Network11. Это, прежде всего, запрет на участие в работе избирательных комиссий чиновникам всех рангов, привлечение к работе беспартийных граждан, назначение членов комиссии через жеребьевку, выработка детализированного регламента работы всех членов участковой избирательной комиссии, минимизирующего возможность фальсификации выборного процесса, создание независимой системы подсчета голосов по субъектам государства.

 

Заключение

Написав работу на тему «Выборы в РФ» в  заключение я подвожу итоги. При рассмотрении вопроса о выборах, следует сделать вывод, что свободные выборы, закрепленные Конституцией Российской Федерации в качестве формы непосредственного выражения народом своей власти, стали неотъемлемой частью российской политической жизни: выборы есть участие граждан в осуществлении государственной власти и местного самоуправления путем свободного, тайного, альтернативного голосования для формирования органов власти в соответствии с волей и интересами избирателей.

Что касается вопроса об избирательной системе, то в общем виде  под избирательной системой понимается порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. В настоящее время существует три разновидности избирательных систем, но наиболее распространенными из применяемых в мировой практике избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. 

Конечно, можно вести дискуссии  относительно того, какая система  лучше, а какая хуже. Но непреложным  остается факт: любая избирательная  система должна отражать доминирующие в обществе ценности избирателей, быть понятной большинству людей, не создавать  явных несправедливостей по отношению  к отдельным группам избирателей  или отдельным территориям, носить представительный характер. Наконец, очевидно правило: в любой стране в зависимости  от применяемых избирательных систем результаты одних и тех же выборов  могут привести к различным вариантам  распределения мандатов. Отсюда возрастает значимость выбора избирательной системы - выбора, цена которого всегда чрезвычайно  высока - власть.

Как уже  отмечалось выше, конституционно-правовыми  основами выборов в РФ являются: Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ); Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.12.2011); Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.03.2012).

Таким образом, очевидно, что Конституция Российской Федерации устанавливает лишь основы российского избирательного права. Тем более важным является детальное урегулирование комплекса вопросов, связанных с проведением избирательных кампаний в Российской Федерации, федеральным законодательством об избирательной системе, с учетом опыта, накопленного в ходе проведения прошедших выборов.

В вопросе  о системе избирательного законодательства в РФ следует сказать, что избирательное законодательство представляет собой совокупность законодательных актов, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" занимает центральное место в системе избирательного законодательства, так как на основании этого закона можно сделать вывод, что:

1)   является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории РФ;

2)   раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;

3)   имеет «рамочный» характер, то есть нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего, региональному.

4)   дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия ФЗ об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов ФЗ либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться ФЗ об основных гарантиях.

В вопросе совершенствования избирательной  системы  РФ, мной было рассмотрено  Постановление ЦИК РФ от 25 мая 2011 г. N 12/133-6 "Об ускоренном техническом переоснащении избирательной системы Российской Федерации", в котором была  приведена «Программа ускоренного технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации» на 2010 – 2015 годы. Из текста Программы следует, что для обеспечения прозрачности избирательного процесса в РФ достаточно установить в помещениях УИК web–камеры. Ожидаемые результаты: «повышение степени информированности общества о деятельности избирательных комиссий, повышение эффективности работы избирательных комиссий, повышение технических показателей выборной системы».

И в заключение хотелось бы добавить, смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах,  следовательно, в конечном счете, достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Информация о работе Выборы в РФ