Выборы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы: Цель данной работы состоит в рассмотрении выборов как института демократии и правового регулирования выборов в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие выборам и их видам;
дать понятие избирательной системе и рассмотреть её виды;
рассмотреть конституционно-правовые основы выборов в РФ;
раскрыть систему избирательного законодательства;
рассмотреть стратегии и тактики совершенствования избирательной системы РФ;

Оглавление

Введение……………………………………………………...стр.3
Глава 1. Выборы как институт демократии
Понятие и виды выборов…………………………….стр.5
Избирательная система: понятие, виды……………..стр.9
Глава 2. Правовое регулирование выборов в РФ
Конституционно-правовые основы выборов в РФ..стр.17
Система избирательного законодательства в РФ….стр.19
Совершенствование избирательной системы РФ…стр.22
Заключение…………………………………………………стр.25
Библиографический список……………………………....стр.28

Файлы: 1 файл

курсовая по конст. праву.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

Во-вторых, принцип, положенный в основу этой системы прост и понятен: каждый избиратель имеет один голос, и победит кандидат, набравший простое большинство голосов.

В-третьих, мажоритарная система относительного большинства способствует формированию прочных связей между депутатом  и избирателями. Последние могут направить жалобу прямо своему депутату.

В-четвертых, сторонники мажоритарной системы относительного большинства к одному из основных преимуществ данной системы относят то, что она лучше обеспечивает необходимую для любого государства стабильность и управляемость.         

Недостатками  мажоритарной системы относительного большинства считаются следующие  моменты. Первым и, пожалуй, самым большим  недостатком является то, что в  результате выборов теряются голоса, поданные за других кандидатов. Как  показывает практика до 70% голосов в каждом округе пропадают: избиратели, проголосовавшие за проигравших кандидатов (чего они, естественно, не знали в процессе голосования) не как не представлены в парламенте.

           Во-вторых, практически всегда оказывается,  что кандидат или победившая  партия фактически представляют  меньшинство, а не большинство  избирателей. Если в округе  большое число кандидатов, то, как  показывает опыт, победителем может  быть кандидат, набравший 10%, а  то и меньше голосов избирателей.

       Мажоритарная система абсолютного  большинства (используется в России) предусматривает, что для избрания  необходимо получить 50% голосов плюс  один голос. Если ни кто из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, то через некоторое время проводится второй тур. Во втором туре участвуют либо два кандидата, набравшие наибольшие число голосов в первом туре, либо кандидаты, получившие установленный законом процент голосов. Победителем во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник. В России на основе мажоритарной системы абсолютного большинства избираются Президент РФ, президенты республик в составе РФ (в частности президент Республики Татарстан), главы исполнительной власти других субъектов РФ, многие региональные парламенты.

        К преимуществам этой системы  относят то, что она дает меньше  искажений по сравнению с другими  системами, в частности, с мажоритарной  системой относительного большинства.  Недостаток этой системы связан  с тем, что при наличии нескольких  кандидатов, редко удается кому-нибудь  из них получить более 50%, а,  следовательно, возникает необходимость  проведения второго тура выборов,  что влечет дополнительные финансовые  затраты.

Также существует мажоритарная система квалифицированного большинства - это система, при которой  избранным считается кандидат (или список кандидатов) получившие заранее установленное квалифицированное число голосов избирателей (например, 2/3, 3/4).

         Пропорциональная избирательная система

 При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.

        В России депутаты Госдумы РФ избирается по пропорциональной системе. Вся страна считается единым федеральным избирательным округом. Право выдвижения списков кандидатов предоставляется зарегистрированным избирательным объединениям и блокам при условии сбора каждым из них 200 тыс. подписей избирателей в поддержку списка. Списки жесткие, т.е. избиратели голосуют за них в целом, никакие предпочтения не допускаются. Кандидаты списка разбиваются на федеральную группу и региональные группы по субъектам федерации. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

       Главное, что  необходимо сделать при подсчете  голосов, - это определить так  называемую избирательную квоту,  то есть число голосов, необходимое  для избрания хотя бы одного  депутата от того или иного  списка кандидатов, выдвинутых партией.  Есть самые разные способы  определения квоты. Наиболее простой  способ - поделить общее количество  поданных голосов на число  депутатских мест. Например, в округе, где проголосовал 1 млн. избирателей, избираются 50 депутатов. Для получения хотя бы одного мандата необходимо завоевать 20 тыс. голосов избирателей (1000000 : 50 = 20000). Итак, квота равна 20 тыс. голосов. Каждая партия получит столько депутатских мест, сколько раз число 20 тыс. укладывается в собранное ею число голосов: так, если партия получила 20 тыс. голосов, то она будет иметь одно место, если 40 тыс. - два и т.д. Допустим, что 3 политические партии участвуют в выборах - консерваторы, либералы и коммунисты. Представим, что голоса избирателей распределились так: консерваторы - 400 тыс., либералы - 360 тыс., коммунисты - 240 тыс. голосов. Мандаты между ними распределятся следующим образом: консерваторы получат 20 мест (количество поданных голосов делим на квоту 400000 : 20000 = 20 мест), либералы - 18 мест (360000 : 20000 = 18), а коммунисты - 12 мест (240000 : 20000 = 12). Таким образом, все места распределены (20 + 18 + 12 = 50). Если в стране используется система так называемых «жестких» списков, то из списка консерваторов (в котором 50 фамилий - по числу мест в парламенте) депутатами станут первые 20 человек (лидер партии - на первом месте, далее следуют партийные активисты), из списка либералов - первые 18, а из списка коммунистов - только 12. Если принято преференциальное голосование (преференция - предпочтение), то избирателю предоставляется право не только выбирать список, который он поддерживает, но и выбирать внутри списка, отмечая тех, кто ему больше понравился галочкой или цифрами (1, 2, 3 и т.д. - в порядке предпочтений)7.

        Сторонники  пропорциональной системы к числу  ее достоинств относят следующие.  Во-первых, эта система более точно  отражает расстановку политических  сил в обществе, дает больше  возможностей представить в парламенте  весь спектр основных политических  сил страны. Если, например, партия  получает 20% голосов по стране, то  она будет иметь 20% мест в  парламенте.      

Во-вторых, считают защитники пропорциональной системы, эта система способствует становлению развитых конкурентных партий, укрепляет многопартийность и развивает политический плюрализм. А, как известно, наличие таких партий - важный признак демократии.

      Однако критики  пропорциональной избирательной  системы приводят ряд своих контраргументов: во-первых, пропорциональная система дает слишком пеструю картину политических сил, представленных в парламенте. Многочисленные парламентские партии не могут договориться друг с другом, что приводит к нестабильности и частой смене правительства.

      Во-вторых, противники  пропорциональной системы отмечают, что, голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его  лидеров и не знают остальных  членов. В результате в парламент  попадают сомнительные и случайные  люди, которые никогда не были бы избраны, если бы баллотировались в округах. Хотя партийные списки и публикуются, избиратели их не читают, а главное - ничего не знают о кандидатах. Зачастую избиратели судят о партии, ее программе по лидеру.     

К недостаткам российской системы  пропорционального представительства  относится непропорционально большое  влияние московских групп и организаций. Дело в том, что составление федеральной  части списка осуществляется руководством объединения, базирующимся обычно в  столице и, к тому же, влияние московского  партийного штаба бывает значительным при составлении региональных списков.

       В молодых демократиях,  где не сформированы сильные  и значимые партии, пропорциональная  система может дать весьма  странные результаты. Личная популярность  лидера партии может определенным  образом повлиять на расстановку  сил в парламенте. Примером этого  является победа ЛДПР по партийным  спискам на выборах в Госдуму РФ в 1993 году. Эта партия получила первое место на выборах по партийным спискам: за нее проголосовало 22,8% избирателей. Триумф этой партии был связан с личностью Владимира Жириновского - неординарного, яркого и необычного политика. Голосование за партию Жириновского - это своеобразный протест против парламента, не способного, по мнению избирателя, решать насущные проблемы. Как видим, избирателям предлагалось выбирать между партиями и их программами, а они сделали выбор между лидерами. В таком выборе «виноваты» не только сами избиратели, не привыкшее к голосованию за партийные списки, но и сами партии - по сути представлявшие псевдопартийные организации.

 Смешанная избирательная  система

     Смешанная избирательная  система предполагает сочетание  элементов мажоритарной и пропорциональной  систем в различных вариациях. Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. 

     Некоторые российские  политики предлагают перейти  к чисто мажоритарной системе.  Их аргументы связаны с тем что, во-первых, нынешние партии представляют собой лишь группировки отдельных лидеров, готовых за спиной народа договориться друг с другом и поделить власть без участия народа, а, во-вторых, депутаты, прошедшие по партийным спискам, не представляют никого, кроме лидера партии, которому обязаны включением в список. При этом выдвигается аргумент, что партии недостаточно развиты, суммарное число их членов и сторонников явно не достигает и половины числа избирателей. Конечно, можно вести дискуссии относительно того, какая система лучше, а какая хуже. Но непреложным остается факт: любая избирательная система должна отражать доминирующие в обществе ценности избирателей, быть понятной большинству людей, не создавать явных несправедливостей по отношению к отдельным группам избирателей или отдельным территориям, носить представительный характер. Наконец, очевидно правило: в любой стране в зависимости от применяемых избирательных систем результаты одних и тех же выборов могут привести к различным вариантам распределения мандатов. Отсюда возрастает значимость выбора избирательной системы - выбора, цена которого всегда чрезвычайно высока - власть.

 

 

 

 

Глава 2. Правовое регулирование  выборов в РФ

2.1Конституционно-правовые основы  выборов в РФ

Демократические, свободные, открытые и конкурентные выборы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации - итог длительной эволюции социальных, политических и правовых институтов. В рамках демократического государства выборы обеспечивают конкурентный политический процесс, через который проявляют себя народный суверенитет, подлинное народовластие и гражданское представительство интересов.

Выборы всегда занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет вперед.

Участие избирателей  в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.

Порядок выборов  регулируется многочисленными нормами, в совокупности составляющими институт выборов — систему норм, регулирующих процесс избрания гражданами кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности.

Конституционно-правовыми  основами выборов в РФ являются: Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ); Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.12.2011); Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.03.2012).

В отличие  от предшествующих конституций нашей страны Основной Закон 1993 г. не содержит главы об избирательном праве и избирательной системе. Если не считать некоторых положений о порядке выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы, органов местного самоуправления (эти положения имеют конкретный характер и относятся к определенным органам), то общей характеристике избирательного права посвящены только ч. 3 ст. 3 и две части ст. 32 Конституции РФ. Часть 3 ст. 3 устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Статья 32 определяет, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Конституция Российской Федерации называет основные принципы российского избирательного права — всеобщие выборы, равное и прямое избирательное право, тайное голосование, свободные выборы. Это сделано лишь по отношению к определенным органам, а в более общем виде они перечислены в законах: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

Таким образом, очевидно, что Конституция Российской Федерации устанавливает лишь основы российского избирательного права. Тем более важным является детальное урегулирование комплекса вопросов, связанных с проведением избирательных кампаний в Российской Федерации, федеральным законодательством об избирательной системе, с учетом опыта, накопленного в ходе проведения прошедших выборов.

Информация о работе Выборы в РФ