Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:16, курсовая работа
Цели и задачи работы: Цель данной работы состоит в рассмотрении выборов как института демократии и правового регулирования выборов в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие выборам и их видам;
дать понятие избирательной системе и рассмотреть её виды;
рассмотреть конституционно-правовые основы выборов в РФ;
раскрыть систему избирательного законодательства;
рассмотреть стратегии и тактики совершенствования избирательной системы РФ;
Введение……………………………………………………...стр.3
Глава 1. Выборы как институт демократии
Понятие и виды выборов…………………………….стр.5
Избирательная система: понятие, виды……………..стр.9
Глава 2. Правовое регулирование выборов в РФ
Конституционно-правовые основы выборов в РФ..стр.17
Система избирательного законодательства в РФ….стр.19
Совершенствование избирательной системы РФ…стр.22
Заключение…………………………………………………стр.25
Библиографический список……………………………....стр.28
Во-вторых, принцип, положенный в основу этой системы прост и понятен: каждый избиратель имеет один голос, и победит кандидат, набравший простое большинство голосов.
В-третьих, мажоритарная система относительного большинства способствует формированию прочных связей между депутатом и избирателями. Последние могут направить жалобу прямо своему депутату.
В-четвертых, сторонники мажоритарной системы относительного большинства к одному из основных преимуществ данной системы относят то, что она лучше обеспечивает необходимую для любого государства стабильность и управляемость.
Недостатками
мажоритарной системы относительного
большинства считаются
Во-вторых, практически всегда
Мажоритарная система
К преимуществам этой системы
относят то, что она дает меньше
искажений по сравнению с
Также существует мажоритарная система квалифицированного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (или список кандидатов) получившие заранее установленное квалифицированное число голосов избирателей (например, 2/3, 3/4).
Пропорциональная избирательная система
При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.
В России депутаты Госдумы РФ избирается по пропорциональной системе. Вся страна считается единым федеральным избирательным округом. Право выдвижения списков кандидатов предоставляется зарегистрированным избирательным объединениям и блокам при условии сбора каждым из них 200 тыс. подписей избирателей в поддержку списка. Списки жесткие, т.е. избиратели голосуют за них в целом, никакие предпочтения не допускаются. Кандидаты списка разбиваются на федеральную группу и региональные группы по субъектам федерации. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Главное, что
необходимо сделать при
Сторонники
пропорциональной системы к
Во-вторых, считают защитники
Однако критики
пропорциональной
Во-вторых, противники
пропорциональной системы
К недостаткам российской системы
пропорционального
В молодых демократиях,
где не сформированы сильные
и значимые партии, пропорциональная
система может дать весьма
странные результаты. Личная популярность
лидера партии может
Смешанная избирательная система
Смешанная избирательная
система предполагает
Некоторые российские политики предлагают перейти к чисто мажоритарной системе. Их аргументы связаны с тем что, во-первых, нынешние партии представляют собой лишь группировки отдельных лидеров, готовых за спиной народа договориться друг с другом и поделить власть без участия народа, а, во-вторых, депутаты, прошедшие по партийным спискам, не представляют никого, кроме лидера партии, которому обязаны включением в список. При этом выдвигается аргумент, что партии недостаточно развиты, суммарное число их членов и сторонников явно не достигает и половины числа избирателей. Конечно, можно вести дискуссии относительно того, какая система лучше, а какая хуже. Но непреложным остается факт: любая избирательная система должна отражать доминирующие в обществе ценности избирателей, быть понятной большинству людей, не создавать явных несправедливостей по отношению к отдельным группам избирателей или отдельным территориям, носить представительный характер. Наконец, очевидно правило: в любой стране в зависимости от применяемых избирательных систем результаты одних и тех же выборов могут привести к различным вариантам распределения мандатов. Отсюда возрастает значимость выбора избирательной системы - выбора, цена которого всегда чрезвычайно высока - власть.
Глава 2. Правовое регулирование выборов в РФ
2.1Конституционно-правовые
Демократические, свободные, открытые и конкурентные выборы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации - итог длительной эволюции социальных, политических и правовых институтов. В рамках демократического государства выборы обеспечивают конкурентный политический процесс, через который проявляют себя народный суверенитет, подлинное народовластие и гражданское представительство интересов.
Выборы всегда занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет вперед.
Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.
Порядок выборов регулируется многочисленными нормами, в совокупности составляющими институт выборов — систему норм, регулирующих процесс избрания гражданами кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности.
Конституционно-правовыми основами выборов в РФ являются: Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ); Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.12.2011); Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.03.2012).
В отличие от предшествующих конституций нашей страны Основной Закон 1993 г. не содержит главы об избирательном праве и избирательной системе. Если не считать некоторых положений о порядке выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы, органов местного самоуправления (эти положения имеют конкретный характер и относятся к определенным органам), то общей характеристике избирательного права посвящены только ч. 3 ст. 3 и две части ст. 32 Конституции РФ. Часть 3 ст. 3 устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Статья 32 определяет, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Конституция
Российской Федерации называет основные
принципы российского избирательного пра
Таким образом, очевидно, что Конституция Российской Федерации устанавливает лишь основы российского избирательного права. Тем более важным является детальное урегулирование комплекса вопросов, связанных с проведением избирательных кампаний в Российской Федерации, федеральным законодательством об избирательной системе, с учетом опыта, накопленного в ходе проведения прошедших выборов.