Вовлечение молодежи в общественно-политическую практику

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов, способов организации работы с молодежью по данному направлению, на примере города Екатеринбурга.В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотрение статистических данных, определяющих политическую активность молодежи в целом.
Выявление основных способов и методом организации работы с молодежью по изучаемому направлению.
Рассмотрение служб, учереждений, клубов, и.т.д. в пределах города Екатеринбурга, участвующих в работе по данному направлению.

Файлы: 1 файл

курсовая работа мен. в мол. политике .doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 

Введение:

 

Политическая  система Российской Федерации сегодня  подвержена глобальному процессу трансформации, даже несмотря на то, что коренной переход  от системы Советского союза уже  давно произошел. Из Конституции  следует, что  Российская Федерация - это правовое государство с гражданским обществом. Однако, несмотря на документальные сведения, построение правового государства и гражданского общества - один из важнейших приоритетов  в данной сфере. Тут же встает вопрос о том, как достигнуть поставленной цели. Поскольку будущим потребителем плодов предполагаемых образований будет молодое поколение, логично если главным субъектом   необходимых для этого социальных действий будет именно молодежь.

 Именно исходя из этого ,  одним из  важнейших приоритетов государственной молодежной политики Российской Федерации является  привлечение молодежи к участию в общественно-политической жизни города, области, страны,  с тем, чтобы в процессе принятия важных решений присутствовал всегда молодежный элемент.

Целью данной курсовой работы является  рассмотрение  методов, способов организации работы с молодежью по данному направлению, на примере города Екатеринбурга.В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотрение статистических данных, определяющих политическую активность молодежи в целом.
  • Выявление основных способов и методом организации работы с молодежью по изучаемому направлению.
  • Рассмотрение служб, учереждений, клубов, и.т.д. в пределах города Екатеринбурга, участвующих в работе по данному направлению.
  • Подробное рассмотрение структуры,способов организации, методов работы с молодежью по вовлечению ее в общественно-политическую жизнь и  процессы принятия решения на примере Молодежного Парламента города Екатеринбурга
  • Создание общественной организации по заданному направлению деятельности и обоснование ее необходимости;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1.  Оценка молодежи в общественно-политических процессах.

Важнейшим факторным  ресурсом участия молодежи в модернизационных процессах общества является уровень политической культуры молодых людей. Следует отметить, что под влиянием трансформации политической системы

общества в  самом содержании политической культуры населения страны и молодежи, в  частности, произошли кардинальные сдвиги. Молодежь воспользовалась новыми возможностями для свободы мысли и действий.

Под политической культурой  мы понимаем уровень и характер политических знаний, оценок, содержание и качество традиций, степень сознательного усвоения ценностей, норм, регулирующих политические отношения, а также характер и направленность деятельности и поведения в политической жизни общества, политическая культура реализуется на различных уровнях: национально-общественном, социально — классовом,групповом, индивидуальном, личностном.

  Сегодня многие ученые и исследователи отмечают,   что современную политическую систему России можно считать молодой ( всего 15 лет) по сравнению с политическими системами стран западной Европы, что может говорить о несложившихся традициях в политике, и как следствие о несложившейся политической культуре. Причем отсутствие открытого диалога с властью препятствует формированию политических ценностей, как важнейшей из форм формирования политической культуры личности, на фоне общественного недоверия к власти, что в свою очередь создает политическую нестабильность в обществе, а значит и нестабильность в целом. Причем негативное воздействие такой нестабильности в первую очередь отражается именно на молодежи.Исследователи также подчеркивают, что в главной степени данная проблема обусловлена тем , что в современном российском обществе не существует как такового политического а если сказать точнее культурно-политического воспитания молодежи. А основной причиной данной ситуации может являться то ,что политические партии и их лидеры относятся к своим избирателям только как к средству достижения цели, что в свою очередь порождает базовое недоверие к любой власти и что самое важное безразличие к этой власти. Можно заметить. что довольно большой процент потенциальных избирателей вообще не волнует какая партия встанет у власти. Итак, проблема состоит в том, что в настоящее время в России наблюдается безразличное отношение к политике особенно со стороны молодежи.

 Однако, несмотря на все вышеперечисленное дать характеристику современной российской молодежи очень сложно,поскольку она неоднородна, социально разобщена, политически инертна  и находится в переходном неопределенном состоянии своего настоящего и будущего.

Особенности политической культуры молодежи обусловливаются  ее

важнейшими характеристиками как особой социально-демографической группы — возрастным, социальными, психологическими, нравственно-этическими, физиологическими, биологическими, а также условиями внешней среды, в которых она формируется и проявляет себя. В качестве зрелой политической культуры можно назвать такие показатели, как высокий уровень общего образования и культуры, прочные всесторонние политические знания, ставшими личными убеждениями, заинтересованное отношение к политике, активное участие в политической жизни, способность самостоятельно ориентироваться и принимать решения, адекватные и законные средства, методы и навыки политической деятельности.

Говоря о политической культуре нашей страны в целом, большинство  исследований приходят к выводу, что  состояние политической культуры молодежи, так же как и общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.

Молодежь ,в этом смысле, существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична. 

Отношение же к  современной власти носит характер достаточно нейтральный , и не связывается  никаких ожиданий на позитивные перемены. Таким образом, молодое поколение  относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций.Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политической жизни России. В какой то степени , апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, и тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы  ,с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившимся укладе жизни, а с другой, не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и формы самоутверждения и личной самореализации. В результате, тотальное отчуждение молодежи от власти, способное в любой момент перерасти в активное ее неприятие.

Политическая  активность молодежи в общем тесно  взаимосвязана с  молодежной политической культурой. На данный момент политическая активность молодежи довольно хорошо исследована учеными и социологами с разных аспектов.

Опираясь на современные социологические исследования, попытаемся определить слои молодежи применительно к выполнению роли политического актора. Первая группа молодежи– это школьники старших классов. Она характеризуется как среда, обеспечивающая "вызревание" элементов системы гражданского воспитания и образования. На политическое пространство данная группа молодых выйдет 15–20 лет спустя, поэтому наиболее перспективными задачами в работе с этой молодежью являются: перспективное образование и воспитание, опережающее текущую модернизацию, развитие школьного самоуправления, инновационная ориентация.

Наиболее активной с точки зрения нынешнего, текущего включения в политику представляется вторая группа молодежи – 18–24-летние юноши и девушки. Отличительными признаками названной части молодежи как главного политического актора являются: целеустремленность,ориентация на жизненные потребности, участиев выборах, стремление сделать карьеру, политическая деятельность.

Целеустремленность  данной категории молодежи проявляется и в стремлении к образованию,и в попытках создания молодежных организаций,и в использовании современных средств коммуникаций.

Наиболее активно  для своего политического становления  юноши и девушки,как правило, используют различные выборные кампании. Значение выборов трудно переоценить,поскольку  по отношению к молодежи они дают возможность молодым не только участвовать  в формировании властных структур, но и сотрудничать с властью, обрести определенный статус и опыт. Выборы позволяют реализовать как коллективные, так и индивидуальные начала в политике. Выполняя волю политической партии,политического объединения, молодой человек приобщается к практике выражения себя через коллектив, в индивидуальном – полнее реализует личностные способности и возможности. Выборы также стимулируют сознательное отношение к избирательному праву, позволяют реализовать свои интересы через представительный орган или конкретного депутата, тем более когда речь идет о выборе носителя власти высокого уровня.

Третья группа молодежи – 25–30-летние, выделяется из общего молодежного социума наличием опыта как властвования, так и  подчинения, сочетанием знания и практики, ответственности, дисциплины, умением влиять на людей. Ее жизненные притязания, как свидетельствует сама нынешняя действительность, более четко ориентированы на политику. Если 20–24-летняя молодежь должна стать главной движущей силой модернизационных процессов, то 25–30-летние как политический актор могут стать своеобразным буфером между властью и гражданским обществом. Кроме того, именно на эту молодежь должна быть возложена миссия разработки теоретических концепций развития страны, программ и проектов, осуществления международных контактов. По сути, это кадровый резерв страны.

Именно этот слой сыграл свою роль в модернизации страны в 1991–1997 гг.   в свое время, если опираться на опыт прошлого.

  Общих чертах для всех групп,модернизационное сознание молодежи проявилось прежде всего в переходе от мобилизационного политического участия к  индивидуальному выбору. Самое меньшее число респондентов отметили, что к политическому участию их "принудили» и абсолютное большинство объяснили политическое участие следующими мотивами: "мне это интересно", "хотел изменить жизнь к лучшему", "хотел решить проблему, которая меня волнует".

Что же касается  права молодых людей избираться, «факты свидетельствуют, что перед большинством молодых кандидатов встает ряд проблем, в том числе нехватка, а зачастую и просто неимение политического опыта, политической культуры, правовых знаний. Отчасти восполнить этот недостаток может расширение сети органов молодежного самоуправления, молодежных парламентов, организация иных площадок, где молодые кандидаты могут получать, развивать и проявлять свои лидерские качества и управленческие навыки."( Из доклада Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чурова на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации «Электоральная активность молодежи как один из основных факторов политической стабильности государства. Нормативно-правовой аспект»  от 15 ноября 2010 года)

Что же касается политических вглядов современной молодежи, тут также проведено немало исследований, в целом они также позволяют нам судить о некой неоднородности политических взглядов нынешней молодежи.

Весьма  противоречива картина в отношении  конкретных политических установок  и ориентаций, но ситуация не столь однозначная, чтобы её квалифицировать в качестве тотальной идейно-политической дезориентации молодежи.

Молодежь , в отличии от более старшего поколения, к вопросам перейстройки и последующим событиям,ведущим к распаду СССР относится более лояльно. Перестройка оценивается как положительно, так и отрицательно (38,8% против 35,4%), примерно также, как и гайдаровские реформы (29,0% против 30,2%). То есть при всех издержках современной жизни, молодежь не склонна к её тотальному отрицанию, как и тех событий, которые отделяют "старое" время от "нынешнего".

Менее ярко выражены, по сравнению с более старшими возрастными группами, и предпочтения молодежи в отношении современных  идейно-политических течений и их носителей. В 1998г., во время опроса “Молодежь  современной России”, лишь 32,8% из числа всех опрошенных смогли достаточно определенно идентифицировать себя в системе координат современного, идейно-политического спектра, 26,2% отнесли себя к сторонникам сочетания различных социальных идей (либерализма, социализма, русской самобытности), а большинство (41,0%) не симпатизировала ни одному идейно-политическому течению. 

 Данный расклад во многом обусловлен не столько факторами собственно идеологического характера, сколько обстоятельствами конкретной жизненной, в том числе политической, практики. Крайне незначительное число сторонников социалистической идеи среди молодежи связано, по всей видимости, с тем, что молодое поколение отчетливо представляет себе, что возврата в прошлое уже быть не может, но не видит пока настоящих "левых", которые могли бы предложить не реставрационную по своей сути альтернативу.

Информация о работе Вовлечение молодежи в общественно-политическую практику