Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена такой теме теории государства и права, как “Внутренние функции Российского государства на современном этапе”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Введение................................................................................................. стр.3
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства..... стр.5
1.1 Понятие функций государства........................................................ стр.5
1.2 Содержание функций...................................................................... стр.6
1.3 Признаки функций........................................................................... стр.7
1.4 Эволюций функций.......................................................................... стр.8
1.5 Классификация функций................................................................. стр.10
1.6 Функции Российского государства................................................ стр.13
Глава II. Внутренние функции Российского государства на современном этапе................................................................................. стр.15
2.1 Обеспечение народовластия........................................................... стр.15
2.2 Экономическая функция................................................................. стр.16
2.3 Социальная функция........................................................................ стр.17
2.4 Экологическая функция.................................................................. стр.20
2.5 Налогообложение............................................................................. стр.22
2.6 Защита прав и свобод граждан....................................................... стр.24
Глава III. Формы осуществления функций государства.................... стр.26
Заключение............................................................................................. стр.30
Список использованной литературы.................................................... стр.31
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к:
1) выработке экономической политики;
2) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью.
3) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя.
4)
регулированию внешнеэкономических отношений
государства
В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилищного фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.
Суть
экономической функции заключается в
осуществлении государством мер по развитию
экономики: промышленности, сельского
хозяйства, энергетики, транспорта - путем
образования государственных предприятий,
принятия экономических законов, создание
условий для деятельности негосударственных
предприятий.
2.3
Социальная функция
Социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума7.
Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.8
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом” 9
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию10
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. 11
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001, Федеральный закон от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другие.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
Общество и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10.07.1992 г., в Законе РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991 г., в области культуры - в Законе РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” от 09.10.1992 и другие.
Социальная
функция заключается в обеспечении достойного
уровня всех граждан; охране здоровья
населения; охране детства, материнства,
отцовства; гарантировании минимальной
оплаты труда; оказание помощи населению
в экстремальных ситуациях. Составной
частью социальной функции является деятельность
по развития культуры, науки и образования.
2.4
Экологическая функция
Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.
Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.
Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
1) Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
2) Рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека.
3) Соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения.
4) Гласностью в работе и тесной связью
с общественными организациями и населением
в решении природоохранительных задач.
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В ст. 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории”
Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002, которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
Итак,
содержание экологической функции заключается
в охране природы и рациональном использовании
природных ресурсов. Государство осуществляет
деятельность по выявлению и пресечению
правонарушений экологического законодательства,
привлекает к этой деятельности общественные
объединения и население, применяет юридическую
ответственность к лицам и организациям,
виновным в нарушении экологического
законодательства.
2.5
Налогообложение
Принят Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998, где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Создана централизованная независимая Федеральная Налоговая Служба, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.
В соответствии с кодексом под налогом сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.12 Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Возглавляет налоговую систему Федеральная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ.
Главной задачей Федеральной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Под термином “налоговое законодательство” понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Таким образом, понятие “законно установленный” включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.
Информация о работе Внутренние функции Российского государства на современном этапе