Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:15, реферат
Исходя из вышесказанного, можно заметить, что современные условия общественного развития России характеризуются постоянным усилением роли информационно-психологического противоборства в общественной жизни внутри страны. Все мы свидетели и мишени различного масштаба и длительности информационных войн, реализуемых в форме информационно-психологических операций, целью которых является перераспределение власти и, в конечном счете, – ресурсов (материальных, интеллектуальных и т.п.).
Средства политического манипулирования неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой – это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием (даже такие на первый взгляд безобидные, как сотовые телефоны, кредитные карточки, ИНН, новые формы СМИ и т. д.). «Свобода слова для СМИ ограничивает человека в большей степени, чем несвобода физическая, - считает Н. Островский. – Она лишает его конституционного права на самостоятельное мышление. Мысль, оперирующая образами, определяемыми внешней по отношению к человеку средой, свободной, да и то относительно, может быть только при равном для ВСЕХ доступе ко ВСЕЙ информации, при том, что активным элементом в поиске информации и формы общения является сам человек, а не СМИ».36
Противостоять действию политического манипулирования становится всё труднее. От манипулирования не свободен никто, т. к. среда обитания (и информационная в том числе) действует на всех, кто не защищён специальными средствами (у абсолютного большинства населения такой защиты нет). Фактически в результате массированной атаки на сознание человека у него изменяется не только взгляды (изменить точку зрения можно не манипуляцией, а простым обманом), но и сам характер мышления.
Тенденции и явления, о которых говорилось выше, привели мир к зарождению принципиально новой формы демократии. Это информационно управляемая демократия (Г. Почепцов: «Человечество (…) смещается в сторону информационной цивилизации, что коренным образом отражается на пересмотре его основных силовых линий»37). Для неё характерно то, что человек не просто вынужден подчиниться информационному воздействию), но превращается в марионетку с программируемыми желаниями, мыслями, оценками, реакциями. Отличительная черта такого «информационного раба» – то, что он не понимает, не видит, как им манипулируют, продолжает считать себя свободным и самостоятельным человеком, делающим осознанный выбор. Это не просто обман, не прямое принуждение, а скрытое управление, превращение субъекта в объект, информационное насилие над внутренним миром, сознанием и волей человека (т. е. над всем тем, что принято называть душой).
С данным явлением в глобальном масштабе человечество ещё не сталкивалось, и осмысление современной управляемой демократии представляет значительные трудности, т. к. предполагает взгляд со стороны. Если же данная форма разовьётся в полной мере и станет абсолютно глобальной, безальтернативной и всеохватной, то такой взгляд будет просто невозможен.
1. Специализированная и др. литература
2. Материалы сборников, периодических изданий, сети Интернет
1 Покровский Н. В зеркале глобализации, журнал «Отечественные записки», 2003
2 Покровский Н. В зеркале глобализации, журнал «Отечественные записки», 2003
3 Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Калининград, 2001, с. 298
4 Кара-Мурза С. Краткий курс манипуляции сознанием. М.,2003, с. 413
5 Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Калининград, 2001, с. 299
6 Филатов С. В России совершена революция. Из кн. «Десять лет, которые потрясли мир». М., 2002. – Стр. 138
7 Пугачев В. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе. — Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 1995, № 5.
8 Землянова Л. Современная американская коммуникативистика. Изд-во МГУ, 1995, с.17.
9 Там же.
10 Землянова Л. Современная американская коммуникативистика. Изд-во МГУ, 1995, с 41.
11 Землянова Л. Современная американская коммуникативистика. Изд-во МГУ, 1995, с 74.
12 Землянова Л. Современная американская коммуникативистика. Изд-во МГУ, 1995, с 75.
13 Там же
14 Л. Современная американская коммуникативистика. Изд-во МГУ, 1995, с 83.
15 Там же, с 86.
16 Там же, с 87.
17 . Карпов К., Медовников Д., Хазбиев А. Имидж по-чёрному. Эксперт, 10.02.02.
18 Head S. World Broadcasting Sistems. A Comparative Analisis. p. 95.
19 Там же
20 Амелин В. Социология политики. М., 1992. – Стр. 114
21 Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 1998. – Стр. 51
22 Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992. – Стр. 13
23 . Цуладзе А. Отечественные политики не выживут без «раскрутки». Политические технологии в эпоху Путина. Сегодня, 27.04.00.
24 . Пониделко А., Лукашев А. Чёрный PR. С-Пб, 2000. – Стр. 203
25
Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая
(информационно-
26 А.Гитлер. Моя борьба. Изд. "Т-око", Ашхабад, 1992г. – Стр. 112
27 Пониделко А., Лукашев А. Чёрный PR. С-Пб, 2000., С.25.
28 Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. М., 2000. С. 211.
29 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000. С.329.
30 Калашников М. Битва за небеса. М., 2001. С. 54.
31 Там же
32 Дугин А. Русская вещь (в 2 т.). М., 2001., т. 1. С. 69.
33 Егорова Е. Перспективы развития PR-рынка в России прекрасны. Политический маркетинг, 2000, №5.
34 Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая
(информационно-
35 Попов Э. Российская политическая элита на рубеже XX-XXI вв. Конструирование социального порядка с помощью коммуникативных технологий. Владивосток, 2001.
36 . Островский Н. Святые рабы. М., 2001.
37 . Почепцов Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии ХХ века. Киев, 1999.
Информация о работе Управляемая демократия: понятие, особенности, формирование в российских условиях