Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа
Цель работы. Цель работы состоит в анализе содержания понятия толкование норм права и изучении механизмов его работы.
Задачи. Задачи, которые предстоит решить в курсовой работе для достижения поставленной цели: 1) дать определение понятия "толкование норм права", его основных этапов - уяснения и разъяснения;
2) проанализировать способы толкования норм права; 3) охарактеризовать субъекты толкования права; 4) определить роль и дать определение актам толкования права; 5) произвести сравнительную характеристику актов толкования права с нормативно-правовыми актами и актами применения права.
Введение...................................................................................................................3
Понятие толкования права......................................................................................7
Субъекты толкования............................................................................................10
Способы толкования.............................................................................................16
Акты толкования права.........................................................................................20
Отличие актов толкования от нормативно-правовых актов и актов применения права..................................................................................................22
Заключение.............................................................................................................25
Список используемой литературы.......................................................................28
2)казуальное (индивидуальное)
- это такое разъяснение
3) легальное - носит подзаконный
характер и осуществляется
4) аутентичное - представляет
собой разъяснение норм права,
даваемое государственным
Наряду с классификацией толкования права по субъектам выделяют также толкование по объему.
"Особенность толкования
права по объему обусловлена
его связью с конечным
Буквальное толкование – наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны. Однако так бывает не всегда. В силу объективных или субъективных причин словесное выражение воли законодателя и действительное содержание этой воли, выраженной в правовой норме, могут не совпадать. В таких случаях как исключение может применяться расширительное или ограничительное толкование.
При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.
Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.
"При расширительном и ограничительном толковании устанавливается действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл и нормы права."12
Расширительное и ограничительное толкование следует отличать от аналогии закона, хотя между ними существует внешнее сходство. Аналогия предполагает пробел в праве, отсутствие соответствующей нормы права, где определенные факты не охватываются ни текстом, ни смыслом законодательства. Здесь происходит распространение закона на новый круг общественных отношений. При расширительном толковании такие факты охватываются смыслом законодательства, хотя в тексте правовой нормы это выражено неточно. Расширительное и ограничительное толкование применимо во всех отраслях права, хотя в литературе имеется и другое мнение. Однако существуют некоторые изъятия. Не могут толковаться расширительно нормы, содержащие какие-либо ограничения, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, санкции правовых норм. Когда в тексте нормативного акта использованы такие обороты, как «другие», «прочие», «иные», «и так далее», то это предполагает расширительное толкование закона.
Итак можно сделать вывод, что акты официального толкования (интерпретационные акты) являются разновидностью правовых актов и издаются уполномоченными на это органами государства, а также общественными организациями, которым такое право делегировано. Они обладают всеми наиболее общими чертами, характерными для правовых актов вообще. Основное сходство интерпретационных актов с другими правовыми актами заключается в следующем:
а) все они являются продуктом волевой, сознательной деятельности, охраняемой государством;
б) имеют целевой характер;
в) существуют только в строго определенной (правовой форме);
г) служат юридической основой
и гарантией осуществления
Акты официального
толкования обладают как
3. Способы толкования
Способы (методы) толкования — это совокупность приемов анализа правовых норм, раскрытия их смысла (содержания) в целях практической реализации. Различают такие способы (методы) толкования: филологический, систематический и политико-исторический.
По вопросу о классификации способов толкования права мнения большинства авторов расходятся. Так, например, Мутузов Н.И. и Малко А.В. помимо классических способов толкования (грамматический, логический, систематический, историко-политический) выделяют еще телеологический и функциональный способы, в то время как Осипов А.В. и Алексеев С.С. помимо традиционных способов выделяет еще и специально-юридический способы. Далее для разъяснения разумно выбрать одну точку зрения, а именно детально рассматривать классификацию методов толкования от взглядов каких-либо одних авторов, так как цель этой курсовой работы не проблема способов толкования, а общая характеристика толкования норм права. Итак, подробнее о методах.
Грамматический способ (филологический, языковой) - "способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает прежде всего выяснение значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле."13
Главное – понять тот смысл слова, какой вклады вал в него законодатель. Устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений. При определении смысла предложений немаловажную роль играют знаки препинания, союзы, вводные слова и т.д. Хрестоматийный пример:"Казнить нельзя помиловать". Языковой способ предшествует всем остальным и во многом предопределяет их результаты. Однако следует учесть, что ни один из приемов немыслим изолированно, вне связи с другим.
При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой.. На логической структуре правовых норм отражаются особенности законодательной техники. Правоприменителю необходимо осуществить мысленное преобразование в процессе участия. Например, статья 105 УК РФ "Убийство, то есть умышленное причинение смерти... наказывается..."14
Однако наказывается не само убийство, а лицо, совершившее его. Преобразованный текст будет выглядеть следующим образом: «Лицо, совершившее умышленное убийство... наказывается...» Необходимость логических преобразований объясняется внутренней структурой правовых норм. Иногда внутренняя структура норм права не совпадает с внешней формой, выраженной в статье нормативного акта. Структурные элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) могут подразумеваться или находиться в других статьях нормативного акта либо в других нормативных актах.
Иногда законодатель в целях лаконичности, экономии места в нормативном акте при формулировании норм права перечисляет какие-либо обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не дает их исчерпывающего перечня, а использует обороты: «и другие», в аналогичных случаях». Поэтому деятельность по уяснению правовых норм требует знаний законов и правил формальной и диалектической логики, правильного их применения.
Систематическое
толкование – это уяснение
содержания правовых норм в
их взаимной связи, с их
Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью, Правовые нормы в общей системе правового регулирования связаны между собой многочисленными отношениями. Поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, установить связь между регулятивными и охранительными нормами. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина.
Систематическое толкование позволяет выявить факты коллизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.
Специально-юридическое толкование - "толкование права, основывающееся на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники"15. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструкций и т.д. Это обусловлен но тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т.е. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, категорий, конструкций и т.д.
Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулировать новые юридические понятия и категории, используемые законодателем. Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.
Историко-политическое толкование - "аналитический процесс, в котором норма рассматривается с учетом той историко-политической обстановки, в которой она применялась. При этом происходит сопоставление и с существующей ситуацией",16 нередко используются документы, материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, протоколы заседания органов, занимающихся подготовкой законопроекта, т.е. источники, которые собственно к закону не относятся, но позволяющие воспроизвести обстановку его принятия.
Иными словами, историко-политический способ толкования — такое уяснение смысла нормы права, при котором интерпретатор опирается на факты, связанные с историей возникновения толкуемых норм права. Интерпретатор как бы мысленно переносится к историческим условиям появления правовой нормы, изучает социально-экономическую и политическую атмосферу, вызвавшую к жизни конкретную правовую норму. Таким образом, толкуемый закон подвергается «высшей» критике, уясняется действительность его норм.
4. Акты толкования норм права
"Все правовые акты,
издаваемые в Российской
Акты толкования - один из
видов правовых актов. Их функциональное
назначение состоит в том, что
они призваны способствовать правильной,
законной и эффективной реализации
права, претворению воли законодателя
в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного
значения не имеют, а только вместе
с толкуемыми актами, их роль в общем
механизме правового
Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:
1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
2) не являются источником и формой права;
3) адресуются, как правило, к должностным лицам;
4) носят подзаконный, но обязательный характер;
5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.;
6) их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.