Толкование норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

В процессе реализации права важное значение имеет вопрос о том, чтобы текст нормы права воспринимался всеми участниками правоотношений одинаково, т.е. речь идёт о правильном толковании этих норм или, иначе говоря, содержании выраженной в ней воли законодателя. Норма права представляет собой институционное выражение нормативности права – его ведущего объективного свойства, свойства, для права не рядового, а такого, которое выявляет саму его социальную природу, его смысл, ценность .1

Оглавление

Введение
1. Основные способы толкования норм права
1.1 Грамматический способ толкования
1.2 Логический способ толкования
1.3 Систематический способ толкования
1.4 Историко - политический способ толкования
1.5 Телеологический (целевой) способ толкования
2. Основные причины необходимости толкования права
3. .Виды толкования норм права.
4. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание. Акты-директивы
Заключение
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 46.59 Кб (Скачать)

  Необходимость  в распространительном или ограничительном  толковании возникает в случаях  несоответствия действительного  смысла нормы права ее словесной  формулировке либо при наличие  других уточняющих или близких  по содержанию норм права, которые  ограничивают или расширяют понимание  толкуемой нормы права по сравнению  с буквальным пониманием ее текста

 

4. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание. Акты-директивы.

Нормы права являются типовыми масштабами (образцами, эталонами, моделями), распространяющимися на всех участников отношений данных видов.Индивидуальные же государственно-властные предписания – это веления, которые рассчитаны только на определенный, строго индивидуальный случай; они являются велениями, так сказать, "однократного действия", т.е. их сила исчерпывается наступлением тех фактов, последствий, которые ими предусмотрены; как правило, они персонифицированы, обращены только к данным, подчас поименно указанным лицам9..Следует учитывать, что есть специфическая разновидность индивидуальных актов, которые, как и нормы права, связаны с регламентацией целого вида данных общественных отношений. Такой характер носят акты-директивы.Акты-директивы, (или распорядительные акты 10 ) – индивидуальные по содержанию властные веления, направленные на регламентацию вида общественных отношений путем обязывания субъектов к совершению комплекса точно определенных действий.Теоретическая конструкция "акты-директивы" позволяет раскрыть юридическую природу властных предписаний, содержащихся при социализме в актах общего планирования. В них (в законах и постановлениях правительства о пятилетних и годовых планах, планах материально-технического снабжения и распределения товаров народного потребления и др.) могут содержаться предписания нормативного характера. Это – общие пропорции и нормативы, которые действуют постоянно, вплоть до отмены акта, например общий норматив прироста оборотных средств, нормы прибыли, соотношение развития тех или иных подразделений хозяйства. Надо полагать, что в социалистическом обществе по мере дальнейшего повышения научного уровня управления народным хозяйством и расширения хозяйственной самостоятельности предприятий удельный вес нормативных предписаний в актах общего планирования будет возрастать.

Вместе с тем социалистическое планирование, основанное на требованиях закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, конкретно по своему содержанию. Поэтому и акты планирования содержат в основном точные, конкретизированные плановые задания, касающиеся отрасли хозяйства, вида продукции, возводимых объектов и т.д. И хотя общим планированием нередко охватывается вид общественных отношений и в соответствующих предписаниях не указываются непосредственные исполнители, все же перед нами индивидуальные веления, сила которых исчерпывается однократным исполнением. Они являются специфическими индивидуальными велениями – актами-директивами, содержащими общую установку и предполагающими совершение целого комплекса действий.Правда, акты общего планирования (народнохозяйственного, бюджетного и т.д.), как и некоторые другие акты-директивы, обладают известными чертами общности: действуют более или менее длительный период времени, поименно не перечисляют всех исполнителей, предполагают согласованную и длительную деятельность многих людей, организаций, должностных лиц. Но это – иная "общность", нежели общий характер юридических норм. Здесь лишь отражается то своеобразное, что характерно для нормативных и индивидуальных актов, издаваемых применительно к основополагающей отрасли социалистического права – государственному праву (общий характер закрепления общественных отношений, решение вопросов в принципе, в главном).Вопрос о понятии юридической нормы и ее отличиях от индивидуальных предписаний уже длительное время обсуждается в советской юридической литературе. Основной, положительный итог этих обсуждений состоит в признании большинством авторов того, что юридическая норма обладает общим, характером. Это положение нашло в современной правовой литературе широкое теоретическое обоснование.11

Пожалуй, единственный трудный вопрос, который остается здесь решить, – вопрос о плановых актах. Дело в том, что ряд авторов стремится увидеть в плановых актах одни лишь нормы права. Было высказано даже мнение, что все плановые предписания, включая адресные и конкретные плановые акты, являются юридическими нормами.12 И хотя такая точка зрения не получила поддержки в литературе, некоторые авторы с теми или иными оговорками предпринимали и предпринимают попытки квалифицировать конкретные плановые предписания-задания в качестве правовых норм. Так, по мнению И.С. Самощенко, основные предписания народнохозяй-

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. — М.: «Юридическая литература», 1982. С.48.ственных планов образуют сложные нормы.13 Еще дальше идет А.К. Кравцов, полагающий, что право в социалистическом обществе вообще состоит из норм и плановых предписаний14.

Авторы, настаивающие на нормативности плановых предписаний в целом, упускают из поля зрения ряд существенных моментов рассматриваемой проблемы.Признание плановых заданий нормами права абсолютизирует их юридическую роль. Если плановые задания являются нормами (или, как полагает А.К. Кравцов, хотя и не нормами, но все же частью содержания самого права), то отсюда следует, что они сами по себе служат правовым основанием хозяйственной деятельности. А это, по сути дела, снимает вопрос о правовом обосновании планирования, о необходимости подчинения плановой деятельности юридическим нормам (плановые задания – сами нормы!) и, надо думать, в какой-то мере может оправдывать существовавшее в прошлом стремление строить планирование на субъективистских, волюнтаристских основах. Между тем последовательное проведение научных начал планового руководства народным хозяйством, упрочение в этой области социальной жизни принципов законности требует не только закрепления в плановых актах общих пропорций и нормативов, т.е. своего рода плановых норм, но и существования весьма развернутых и точных общих правил, определяющих плановую хозяйственную деятельность. Поэтому нужно строго различать, с одной стороны, юридические нормы о плане, т.е. те юридические формы, в которых выражаются и закрепляются общие условия и порядок планирования, а с другой – сами плановые предписания; в последних же в свою очередь следует четко разграничивать общие пропорции и нормативы, имеющие характер нормативных предписаний, и конкретные плановые задания, относящиеся к индивидуальным государственно-властным предписаниям.

К тому же для обоснования высокого юридического значения плановых заданий, включая конкретные ("план-это закон"), нет нужды непременно объявлять их юридическими нормами. Акты-директивы, являющиеся специфической разновидностью индивидуальных предписаний, играют не меньшую, чем юридические нормы, роль, а в чем-то, быть может, и роль незаменимую. Ведь выделение среди индивидуальных предписаний актов-директив оказалось необходимым, в частности, потому, что такого рода предписания имеют в рамках данных отношений основополагающее регулятивное значение. Продолжая функции юридических норм, регламентирующих хозяйственную деятельность по вопросам ее принципов, общих направлений, условий, рамок, плановые задания играют незаменимую индивидуально-регулирующую роль именно потому, что призваны конкретно определять хозяйственную деятельность, придавать ей четкость, точность, строго содержательную направленность.

 

 

Заключение

Проделывая данную работу, я поняла глубину и обязательность правильного толкования норм права. Узнала, что, толкование -- не обычный мыслительный процесс, а деятельность, процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение. Уяснение -- процесс понимания, осознания содержания норм «для себя». Разъяснение же -- объяснение, доведение усвоенного содержания для других.Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.Необходимость толкования как процесса имеет место и в некоторых других сферах человеческой деятельности, когда текст не может быть доступен, понят без соответствующих операций по интерпретации терминов, языковых знаков (перевод текстов с одного языка на другой, интерпретация нотных знаков, химических формул и т. д).Под толкованием подразумевается и искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).В отличие от иных видов толкования толкование права -- особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т. е. объектом его является право -- специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования: в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.Особый характер толкования в праве требует не только специфических способов и технолокгий толкования, но и определенного методологического подхода. Прежде всего надо иметь в виду двойственную природу этого явления. Право в силу присущей ему формальной определенности содержится в актах -- формальных, письменных источниках. И с этих позиций толкование права не отличается от толкования иных письменных документов. Во всех случаях чтение любого текста сводится к овладению данным текстом, к пониманию читающим субъектом смысла, заключенного в нем. Но если бы толкование в праве сводилось только к пониманию текстов правовых актов, оно не имело бы особого значения.Сущность толкования как специфической деятельности заключается в особенностях самого права как общественного явления. Данные свойства таковы, что вызывают необходимость толкования. Это нормативность, общеобязательность, системность, формальная определённость, государственная принудительность.Основу права составляют нормы -- правила общего характера. Причем нормативность права особого рода, поскольку это равный масштаб, применяемый к фактически неравным людям. Поскольку закон всеобщ, а случай, к которому он применяется единичен, субъекты, его реализующие,- индивидуальны, необходимо толкование общей нормы, выяснение того, можно ли использовать ее в конкретном случае и по отношению к конкретным субъектам. Субъект реализации всегда «примеряет» общее правило к конкретным фактам, личности, учитывая особенности места, времени и т. д. Истолковывая норму, он тем самым определяет, применима ли она и в какой мере к конкретному случаю, конкретному лицу. Подведение под единичное общего невозможно без уяснения последнего.Важно всегда понимать, что от правильного толкования права зачастую зависит судьба индивида, а иногда и всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов

  1. В. В. Кожевников. Толкование норм права Юрист 2000 г.
  2. В.К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. Теория государства и права в схемах и определениях  М 1998 г.
  3. Конституция Российской Федерации  «Российская газета» №237  25 декабря 1993г.
  4. В. М. Сырых. Теория государства и права: учебник М 2001 г.
  5. А. Ф. Черданцев. Теория государства и права: учебник для вузов  М 2002 г.
  6. Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов под радакцией А. С. Пиголкина. М 1996 г.
  7. Р. Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для вузов  М 2001 г.
  8. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка    том 4   М 1980 г.
  9. С. И. Ожегов Словарь русского языка  М 1984 г.
  10. Большой юридический словарь под редакцией А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских  М 2000 г.
  11. Р. З. Ллившиц. Теория права: учебник  М. 2001 г.
  12. А. В. Якушев. Теория государства и права: конспект лекций М. 2002 г.
  13. Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов  Под редакцией А. С. Пиголкина. М. 1996 г.
  14. Л. Н. Спиридонов Теория государства и права: учебник  М. 2001 г.
  15. Ж.-Л. Бержел. Общая теория государства и права  Под редакцией В. Н. Даниленко. М 2000 г.
  16. Л. А. Морозова. Теория государства и права: учебник М 2002 г.
  17. Э. П. Григонис Теория государства и права: курс лекций СПб 2002 г.
  18. Р. В. Енгибарен, Ю. К. Краснов. Теория государства и права   М 1999 г.
  19. Теория государства и права: учебник  Ответственный редактор Г. Н. Манов. М

 

 

1  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. // Том 4 М. 1980г. стр.411-412.

 

2 Ожегов С. И. Словарь русского языка // М 1984г. стр. 695.

3 Большой юридический словарь // под редакцией А. Я. Сухарева В. Е. Крутских  М 2000г. стр.373.

4 Большой юридический словарь // под редакцией А. Я. Сухарева В. Е. Крутских  М 2000г. стр.626.

5 Теория государства и права // под редакцией В. К. Бабаева  М 2001г. стр.459.

6 Теория государства и права // под редакцией В. К. Бабаева  М 2001г. стр.459.

 

7 Конституция Российской Федерации // «Российская газета» №237  25 декабря 1993г.

8 Большой юридический словарь под редакцией А. Я. Сухарева  В. Е. Крутских  М 2000г. стр. 626.

 

9 Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства, с. 42-52.

 

10 Общая теория советского права. М., 1966, с. 180

 

11 Самощенко И.С. О понятии юридического нормативного акта.-Сов. государство и право.

12 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. М., 1962, с. 45 и след.; Общая теория советского права, с. 180.

13 Сов. государство и право, 1961, № 1, с. 42.

14  Самощенко И.С. О понятии юридического нормативного акта. – Сов. государство и право, 1962, № 3, с. 79-80.

 

 


Информация о работе Толкование норм права