Типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:40, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение исторических типов государств и их оценка с современной точки зрения. Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и базис исторического типа общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие и признаки государства. Понятие типологии государств………...5
2. Основные подходы к типологизации государств.
2.1. Античные концепции………………………………………………………..9
2.2. Историко-формационный подход Гегеля…………………………………10
2.3. Формационный подход……………………………………………………..11
2.4. Цивилизационный и культурологический подходы……………………...15
2.5. Либертатно-юридическая концепция……………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Реферат_Типология государств.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     В рамках данного типа права и государства  продолжают сохраняться различие между  правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между человеком-гражданином и человеком-негражданином. Права человека-гражданина в их соотношении с правами человека-не-гражданина представляют здесь государственно-правовые привилегии, которые можно охарактеризовать, как продолжающиеся сохраняться остатки привилегий предшествующих типов права и государства (привилегий этнического, сословного и политического характера).

     Подобные  привилегии обусловлены индивидуальным характером каждого государства и права как определенного способа и формы жизни именно данной конкретной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному сообществу (этническому, сословному, политическому или правовому) определяет и квалифицирует их в качестве субъектов данного государства и права. Такая индивидуальность всех государств (и их правовых систем) лежит также и в основе идей суверенитета народа (т.е. определенной общности свободных людей) и суверенитета государства. В силу этого различные государства в своих отношениях друг с другом выступают как самостоятельные и независимые (суверенные) субъекты.

     Отмеченные  типы права и государства - этнический, сословный, индивидуально-политический и гуманитарно-правовой - представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности. Продолжение прогресса свободы в будущем породит новые формы нормативно-правовой и институционально-властной организации свободы, новые типы государства и права.

 

Заключение.

    В юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, как правило, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и иные методы. Также в их инструментарий обычно входит такой логический способ научного познания, как типология. Её назначение заключается в том, чтобы быть средством лучшего познания действительности. Типология высоко оценивается учеными, более того, этого способ отмечается как незаменимый среди других.

    В современной юридической науке используется множество подходов, которые направлены на систематизацию научного знания о государстве. Однако не все такие концепции можно обозначить как типологии, так как они не соответствуют её основным признакам и требованиям. Среди всего многообразия подходов основными и традиционными назвать можно два - формационный и цивилизационный. Однако их положение в ходе развития государствоведения не всегда было одинаковым. Так, длительное время в советской юридической науке господствовала формационная концепция. В течение 70-ти лет государство понималось, прежде всего, как орудие, механизм подавления. В теории государства и права существовал единственный подход к типологии государства, который основывался на характере общественно-экономической формации. В конце 80-х - начале 90-х гг. XX века это положение резко изменилось. Юридическая наука «признала» зарубежную цивилизационную концепцию. Наряду с формационным подходом появляется цивилизационный подход, основой которого является культура общества. Изменились взгляды на понятие и сущность государства: оно стало рассматриваться как средство объединения общества, как надклассовая организация.

    В связи с этим в юридической  науке возник ряд дискуссионных проблем, требующих углублённого изучения. Формационный подход подвергся жесткой критике со стороны большинства ученых. Некоторые из них, отстаивавшие позиции формационной концепции в советский период, кардинальным образом поменяли свою точку зрения. При этом цивилизационный подход стал признаваться как теория, способная вывести науку из кризисного состояния. Однако в начале XXI века некоторые ученые-юристы стали отмечать несовершенство этой теории: она обладает не только достоинствами, но и определенными недостатками. Несовершенство цивилизационной концепции и критическое отношение к формационному подходу предопределили формирование новых типологий, например, таких как либертатно-юридическая концепция, рассматривающая историческую эволюцию не только государства, но и права с точки зрения изменения прав и свобод человека.

    На сегодняшний день в юридической науке сформировалось мнение относительно необходимости формирования интегративного подхода и эта проблема весьма актуальна. Ученые-юристы отмечают необходимость формирования подхода, который соединил бы в себе положительные стороны традиционных подходов. Однако этот подход в науке ещё не полностью сформирован из-за отсутствия четких критериев для типологизации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

    1. Байтин М. И. О понятии государства. «Правоведение». 2002.  № 3. С.4–16

    2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М.: Омега-Л. 2007.

    3. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

    4. Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учебное пособие. Москва, МИФИ, 2004. С.24

    5. Учебник под редакцией В.В. Лазарева. Общая теория права и государства. М.: Юрист. 2007.

    6. Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения, М.: Политиздат, 1988. Т.13.

    7. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юрист. 2004.

    8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999.

    9. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция. «Вопросы философии». 2002, N 3

    10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией В.Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, Омега-Л. 2008.  
 
 
 

Информация о работе Типология государств