Территориальная организация населения: хозяйства (экономики), социальной сферы и общества в районе, городе, поселке городского типа (на мик

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:36, реферат

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что проблемы территориальной организации населения стоят в России очень остро и их необходимо решить с помощью специальной государственной политики. Современные процессы в развитии хозяйства характеризуются глобализацией экономики, ее транснационализацией, информатизацией, технологической ориентацией, обострением экологических проблем, усилением торгово-финансовой и кредитной экспансии и другими тенденциями.

Оглавление

Введение. 3
1. Территориальная организация хозяйства. 4
2. Местное самоуправление 11
Заключение 19
Список используемых источников 22

Файлы: 1 файл

Т ОН.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     • спорт и отдых: стадионы, парки, открытые пространства;

     • организация туризма.

     Эффективность управления развитием МО и уровень  его социально-экономического состояния, уровень качества жизни населения взаимозависимы. Поэтому особую важность имеет выбор, конструирование системы оценки деятельности системы управления МО и качества жизни населения (полученных результатов), используемые в них критерии по признакам и уровням.

     Проблема  синтеза интегральных оценок социально-экономического состояния МО (городов и районов) Российской Федерации не решается простым набором показателей. Более эффективна оценка значимости свойств каждого из элементов (показателей) целого. В этом случае центральной становится проблема веса каждого показателя (фактора).

     Практика  показывает, что факторный, регрессионный, корреляционный и другие разновидности анализа оказываются не корректны при описании, оценке состояний сложных систем. С увеличением числа анализируемых показателей (факторов) социально-экономического развития МО объем расчетов растет нелинейно, их надежность падает, а отклонения становятся существенными. Наиболее эффективными остаются модели, учитывающие три-пять показателей (факторов), а то и вовсе один-два, причем удачный выбор факторов чаще оказывается под силу не аналитическому алгоритму, а эксперту, который мыслит синтетическими образами, воспринимая объект-систему как динамичную целостность.

     Отбор показателей для формирования индекса  социально-экономического состояния  МО (города, района) проводится по критериям  их способности точно передать не только и не столько производственную активность, сколько формирование нового качества жизни.

     Богатство населения зависит от количества и качества произведенных благ для потребления, а самочувствие населения — от его соматического здоровья. Установлено, что при индексе соматического здоровья населения МО, равном 2,5 единиц (по шестибалльной шкале оценок), люди могут не более четырех часов в сутки трудиться высокопроизводительно и выполнять производственные задачи любой сложности. Следовательно, произведенный объем благ будет недостаточен для удовлетворения потребностей населения даже на уровне бедности. В таком МО будет проживать нищее население, здесь будут высокий уровень политической напряженности, низкая производительность труда, многочисленные антисоциальные проявления.

     Вот почему здоровье человека как характеристика потенциала (возможностей) населения (семьи, домашнего хозяйства) — это в конечном счете здоровье и экономики, и социума, важнейший показатель социально-экономического состояния МО.

     Другим  интегральным показателем выбирается показатель, характеризующий уровень доходов человека (семьи, домашнего хозяйства). Особенно важна та его часть, которая расходуется на продукты питания после оплаты коммунальных услуг.[4]

     Финансовая  основа осуществления местного самоуправления

     Конституцией  РФ предусмотрены следующие условия осуществления полномочий местными органами местного самоуправления:

     • четкое разграничение компетенции  между уровнями публичной власти, наделение органов местного самоуправления правами в сфере местных финансов;

     • независимое формирование, утверждение  и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и иных взносов;

     • завершение формирования финансово-экономической  базы местного самоуправления в рамках системы налогообложения и бюджетных реформ;

     • улучшение системы бюджетного и  налогового регулирования, прежде всего  посредством:

     — перераспределения средств, выделенных из федерального бюджета для консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой независимости  муниципальных образований для решения проблем, относящихся к их компетенции;

     — выработки принципов взаимодействия между государственными органами власти и местными органами, включая взаимодействие при осуществлении определенных государственных полномочий, переданных местным органам;

     — установления минимальных государственных  социальных стандартов как основы расчетов при осуществлении межбюджетных отношений;

     • активное формирование муниципальной  собственности как важного компонента финансово-экономической базы местного самоуправления;

     • развитие рынка недвижимости;

     • проведение инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов  населения и ориентированной  на участие представителей малого и  среднего бизнеса.

     Механизмом  решения вышеперечисленных проблем  должно быть установление такого бюджетного и налогового регулирования, которое обеспечивает формирование минимальных местных бюджетов и создает условия для оптимизации базы налогообложения муниципальных образований. .[4]

 

Заключение

     Данный  реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. Современные процессы в развитии хозяйства характеризуются глобализацией экономики, ее транснационализацией, информатизацией, технологической ориентацией, обострением экологических проблем, усилением торгово-финансовой и кредитной экспансии и другими тенденциями. Эти тенденции обусловливают острую необходимость разработки механизмов, способствующих, с одной стороны, использованию в местах проживания населения позитивных результатов и тенденций международного разделения труда, а с другой - выработке и реализации мер противостояния имеющимся негативным явлениям, их устранению на основе экономической интеграции.

     Существует  несколько видов деления общей  территории страны:

     На  макроуровне происходит деление на две макро-зоны:

     1. Европейская зона.

     2. Восточная зона.

     Внутри  них начинается подразделение на экономические районы. Экономический  район обладает специализацией в  территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру  хозяйства, возникшую естественным путем на основе природных ресурсов.

     На  сегодняшний день выделяют 11 крупных  экономических районов: Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-вятский, Центрально-черноземный, Северокавказский, Уральский, Западносибирский, Восточносибирский, Дальневосточный, Калининградский.

     Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повысить эффективность управления экономическими районами, было создано 8 федеральных округов: Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-западный, Северо-Кавказский

     Следующий уровень деления –  в экономических  районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день в состав РФ входит 83 (восемьдесят три) равноправных субъекта РФ, в их числе 21(двадцать одна) республика, 9 (девять) краёв, 46 (сорок шесть) областей, 2 (два) города федерального значения, 1 (одна) автономная область, 4 (четыре) автономных округа. На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте Федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, транспорте, связи, торговле и социальной сфере. Численность населения городов должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) - не менее 2 тыс. чел.

     В соответствии с действующей классификацией городских поселений по величине выделяют три основные категории  поселений.

  1. Большие города, которые подразделяются на сверхкрупные с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. и свыше 1 млн, крупные - от 100 до 500 тыс. чел.
  2. Средние города, которые подразделяются на полусредние с численностью от 50 до 100 тыс. чел. и средние - от 20 до 50 тыс. чел.

     Небольшие малые города с населением от 10 до 20 тыс, чел. и поселки городского типа - до 10 тыс. чел.

     Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     Самоуправление  строится снизу для удовлетворения нужд и в интересах не только социальных групп, но и отдельных граждан. Задача государства — обеспечить возможность строительства, а не самому строить. Возможность — это материальные ресурсы, законодательные средства, защита порядка, самоуправления, построенного непосредственно гражданами.

 

Список используемых источников

  1. Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] :федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ – (http://www.consultant.ru /popular/selfgovernment).
  2. Алехин, Э.В. Региональная экономика и управление [Текст]: учеб. пособие / Э.В.Алехин. – Пенза, 2007. – 835с.
  3. Вардомский, Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Вардомский, Е.Е. Скатерщикова. – М.: АРКТИ, 2002. – 448с.
  4. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И. Гаврилов.― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ― 239 с.
  5. Вопросы государственного и муниципального управления [Текст]: журнал - № 1, 2010 – 205с.
  6. Региональная экономика и управление [Текст]: учеб. пособие. / под ред. Е.Г.Коваленко. – СПб.: Питер, 2005. – 288с.
  7. Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства [Текст]: учеб. / под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2005.-384с.
  8. Территориальная организация населения [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е.Г. Чистякова. – М: Вузовский учебник, 2007. – 188с.

Информация о работе Территориальная организация населения: хозяйства (экономики), социальной сферы и общества в районе, городе, поселке городского типа (на мик