Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 07:13, курсовая работа
В настоящее время вопрос об уяснении субъективных прав имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права.
Содержание
Введение............................................................................................................. 2
1. Определение субъективного права
1.1 Определение субъективного права. Субъект права ................................ 4
1.2 Субъективное право и обязанность .......................................................... 6
2. Субъективное право. Теоретические подходы к осмыслению
2.1 Теоретические подходы к осмыслению субъективного права............... 8
2.2 Обоснование субъективного права…........................................................ 14
3. Разделение субъективных прав на частные и публичные ........................ 17
4. Структура современного субъективного гражданского права в свете теории регулятивных и охранительных субъективных прав .................................... 19
Заключение......................................................................................................... 24
Список Литературы ......................................................................................... 26
с) Субъективное право есть
власть осуществлять свой
d) Но субъективное право есть
власть не только обеспеченная,
но и ограниченная. Фактически
отдельный человек может
Следовательно, притязание предполагает: а) определённое лицо, к которому оно обращено со стороны субъекта права и b) несогласное с законом поведение, т.е. нарушение права. Так, кредитор требует от своего должника платежа, если тот сам не платит; собственник требует от владеющего его вещью возвращения.
Человек имеет не одно
2.2 Обоснование субъективного права
Несомненный факт — что человек сознает как свою «социальность», свою связь с обществом и невозможность обойтись без последнего, так и свою индивидуальность. Но для сознания этих двух сторон человеческого бытия необходимо их до известной степени противопоставлять друг другу, ибо путем противопоставлений и сопоставлений идет наше познавание. И можно утверждать, что дуализм личности и общества, противопоставление личностью своего «я» социальной среде есть исходный пункт социального познания. Это — непосредственное «данное» нашей мысли, ее, по живописному выражению Потебни, чернозем, «нечто, о чем дальше не рассуждают». Самое элементарное осознание этого дуализма общества и личности ведет с течением времени к ряду столкновений, разрешения которых индивид ищет в самостоятельном целеполагании и в возможности в меру своих сил действовать «свободно». Для получения такой возможности ему приходится вступать в борьбу с себе подобными, со всей давящей на него социальной средой. В этой борьбе могучими стимулянтами являются глубоко заложенные, почти неистребимые в людской психике инстинкты — освоения и игры риска; они в своем развитии дают стремление к материальным благам, с одной стороны, с другой — страсть к приключению и новизне, страсть, быть может, самую сильную в человеке, ту страсть, которая жизнь многих людей и едва ли не всех обществ превращает в непрерывную цепь состязаний, перемен, переделок и авантюр — в «игру сил», пользуясь ходячим выражением. Чем больше оказывается развитой в человеке готовность к риску личному или, по меньшей мере, материальному при борьбе за самоутверждение, тем скорее добивается он некоторого равновесия меж собой и средой, тем прочнее оформляется и обеспечивается вырабатывающимися в обществе нормами желанная возможность действовать, влекущая сообразное поведение других людей.
Таким доказательством явится
именно риск. «Субъект рискует
собой самим, чтобы добиться
своего права, рискует,
Так выковывается юридическое средство по осуществлению самостоятельного целеполагания — субъективное право; так создается и вечное стремление к приобретению и охранению такого средства, та «борьба за право», которая ведет к постоянным изменениям в правовой сфере личности9. Эта сфера может в истории расширяться и суживаться. Но зачеркнуть в ней все права, редуцировать ее до нуля едва ли возможно, пока не изменится радикально человеческая природа, пока не будут вырваны психологические корни субъективных прав — сознание «особости» индивида от массы и инстинкта риска. Способность и склонность к риску личности в проявлениях ее дуализма с обществом — таково, в сжатой формулировке, реально психическое «естественное» обоснование субъективного права. В этом обосновании субъективного права заключается и возможность его оправдания — социального и морально-философского.
Подмечено, что упадок склонности к риску у среднего человека, стремление к пассивному наслаждению и безответственности действительно могут способствовать началу коллективизма.
Но
прежде всего, уступая некоторые
права в области, например, личного
хозяйствования, индивид в ряде коллективистических
систем компенсируется, например, в области
семейной (свобода брака и развода — расширение
права и риска). В то же время чрезвычайно
повышается риск тех энергичных, которые
сохраняют за собой руководство общественной
жизнью и несут за него фактическую ответственность,
и потому-то правящие государств, подходивших
менее или более близко к социалистическому
типу—будь то Петр Великий, иезуиты в
Парагвае или Советская власть в новейшей
русской истории,—обладают громадными
правами, доходящими до превращения в
почти неограниченное дискреционное усмотрение10.
И как бы ни была централизована и «обобществлена»
система правоотношений, как бы ни были
правомочия человека превращаемы в публичные,
направляясь на достижение общественного
интереса, субъективные права не исчезали
в прошлом и не исчезнут из культуры будущего;
пока человек не превратился в ангела
или автомата, он будет строить свои взаимоотношения
на сочетании обязанностей с правами,
на возможности хотя бы служебного самоопределения.
3 Разделение субъективных прав на частные и публичные
Касаясь вопроса о придании субъективным правам характера публичных; как уже было отмечено, характер этот создается направлением юридической возможности действовать на достижение публичного интереса. Таким воззрением мы примыкаем к ведущим начало от Юльпиана попыткам производить деление права на частное и публичное с материальной стороны (по содержанию), и притом со стороны субъективной. Число иных попыток, накопившихся за всю историю этой извечной проблемы, громадно. Прежде всего, следует разделять мнение, что характерное для нашего времени различие между публичным и частным правом есть историческая, но не логическая категория; что разделение права, единого по своей природе, предполагает наличие психических условий, которые создают противоположение сферы частных интересов сфере публичных интересов; считаем весьма вероятным, что дальнейшее развитие права будет все более стирать границы между публичным и частным правом, с расширением первого за счет второго; считаем, что и в настоящее время демаркационная линия частного и публичного права не представляется резкой. Юридическая норма с материальной стороны публична, ибо издается для блага всех; в смысле объективном право собственности может быть понято как публичное (Кельсен). С чисто же формальной стороны, со стороны способа юридического регулирования, «все юридические нормы тождественны» (Рождественский). Поэтому, когда юристы пытаются различить частное и публичное право, исходя из свойств нормы, они обычно присоединяют к понятию нормы те или другие побочные признаки, вводят существо дела, субъективные права, и таким путем добиваются цели.
Различие публичного и частного интереса не может быть проведено с полной точностью. Личный интерес есть всегда в некоторой степени публичный интерес — u vice versa (поскольку общество без индивидов невозможно). Различие между «моим» и «не моим», частным и общим делом не так просто иногда установить, что и давало повод английскому юристу Остину (Austin) «не понимать» основы деления публичного и частного права.
Характером систем
Использование
ни одного из известных общей теории
права критериев классификации правовых
норм, относящихся к собственным характеристикам
норм как регулятивных средств, не позволяет
выявить достоверный критерий разграничения
частного и публичного права. Поэтому
необходимо обратиться к признакам норм,
внешним по отношению к их регулятивной
функции. На основе изучения истории посвященных
частноправовых элементов правовых учений
классиков юридической мысли и истории
позитивного частного права следует в
качестве такого признака предложить
отношения, регулируемые рассматриваемыми
нормами.
4 Структура современного субъективного гражданского права в свете теории регулятивных и охранительных субъективных прав
Говоря о структуре
Охранительное субъективное
В связи с изложенным трудно согласиться с М.М. Агарковым, который дает такую трактовку права на иск: "Каждое гражданское право включает правомочие на его осуществление помимо и против воли другой стороны, т. е. в принудительном порядке... Правомочие осуществить гражданское право в отношении определенного лица помимо и против воли последнего ... называется правом на иск в смысле гражданского права или правом на иск в материальном смысле (в противоположность праву на иск в процессуальном смысле, т. е. праву на судебную защиту). Право на иск в материальном смысле является составной частью того или иного гражданского права: права собственности, права требования из займа ... и т. д." В литературе справедливо отмечалось, что эта концепция страдает целым рядом недостатков.