Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование разделения властей как основополагающего принципа правового государства. Для достижения указанной цели в работе решается ряд задач:
1) исследовать эволюцию теории разделения властей в государстве;
2) охарактеризовать современное понимание теории разделения властей в российской науке;
3) рассмотреть взаимосвязь категории разделения властей и категории правового государства;
4)определить особенности системы сдержек и противовесов в современном российском государстве.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Эволюция теории разделения властей в государстве……………………5
1.1 Теоретические предпосылки зарождения теории разделения властей……5
1.2 Формирование теории разделения властей в учении Д. Локка……………9
1.3 Развитие теории разделения властей в учении Ш. Монтескье…………...10
2. Теоретико-правовые основы принципа разделения властей в Российской Федерации………………………………………………………...14

2.1 Современное понимание принципа разделения властей в России……….14
2.2 Теория разделения властей и правовое государство………………………17
2.3 Особенности системы сдержек и противовесов в России………………...18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников…………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

   Конституционная процедура согласования кандидатуры Председателя Правительства РФ следующая:

   1) глава государства вносит в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства;

   2) Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру, одобряет или отклоняет ее;

   3) после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент России назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

   Вышеизложенная, предусмотренная в Основном Законе России процедура назначения Председателя Правительства РФ содержит возможность достижения согласия главы государства и нижней палаты парламента по его кандидатуре путем обсуждения трех разных кандидатур. Однако благодаря решению Конституционного Суда РФ указанный механизм влияния Государственной Думы на формирование Правительства России был фактически упразднен, а полномочия главы государства необоснованно расширены. Конституционный Суд РФ постановил, что Президент при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента РФ предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение, с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике. После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства РФ - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску.

   Вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ является одним из наиболее спорных и имеет три особых мнения судей (Н. Витрука, В. Лучина, В.И. Олейника). В. Лучин отмечает, что «возникает неординарная и несколько противоречивая конституционная ситуация. «Несговорчивость» Государственной Думы пресекается ее роспуском, а Президент может навязывать свою волю, не опасаясь неблагоприятных для себя последствий. О каком механизме «сдержек и противовесов» можно в этом случае говорить? Только представление разных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации может служить оправданием такой конституционной санкции, как роспуск Государственной Думы».

   Таким образом, система «сдержек и противовесов» в России отличается следующим особенностями: недостаточная самостоятельность Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти и его зависимость от главы государства; слабый механизм парламентского контроля; недостаточное участие Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации.

   Для устранения недостатков конституционного института парламентского контроля за исполнительной властью в России предлагается усовершенствовать Конституцию Российской Федерации в части расширения полномочий нижней палаты Федерального Собрания по контролю за деятельностью Правительства России.

   Статья 117 Конституции России предусматривает, что, даже если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из двух решений: объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. На мой взгляд, в данном случае необходимо расширить парламентский контроль за исполнительной властью и предусмотреть обязанность главы государства отправить Правительство в отставку. Данное предложение направлено не только на совершенствование института парламентского контроля в России, но и на развитие многих положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Указанный Федеральный закон определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (ст. 1). Одним из основных принципов противодействия коррупции указанный Закон определяет приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (ст. 3), а в качестве меры по профилактике коррупции называет развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (ст. 6). К организационным основам противодействия коррупции Федеральный закон «О противодействии коррупции» относит деятельность Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению разработки и принятия федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также по контролю за деятельностью органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

 
 

                                                  Заключение

   Решая вопрос о роли разделения властей в теории правового государства, мы постарались вскрыть не только теоретическую, но и практическую его роль, подтвержденную последующей историей становления современных государств. То есть руководствовались принципом: главным критерием истинности любой теории, особенно социальной, является историческая практика.

   Теоретико-логическая роль разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – в современных государствах со сложно стратифицированным населением имеет главенствующее значение. Без такого разделения просто невозможно найти компромиссное решение согласования интересов различных, столь многих «страт» населения. А последнее (сложная стратификация населения) является непременным компонентом государств века мировой техногенной цивилизации.

   Но главенствующей является и практическая роль разделения властей в создании и функционировании современных правовых государств. Исторический путь создания и развития СССР (а также всего «мирового» лагеря социалистических стран) показал, что наряду с существованием правовых государств возможно и существование государств иного типа, в частности, государств диктатуры пролетариата. В нашу задачу не входит анализ положительных и отрицательных сторон двух типов этих государств, которыми они несомненно обладают. Но можно уверенно говорить о том, что правовое государство не может практически существовать без четкого законодательно закрепленного и поддерживаемого государством разделения властей. Сам принцип основания государства на преобладании власти одного какого-нибудь класса (например, принцип диктатуры пролетариата) несовместим с принципом разделения властей. Не совместим ни теоретически (между кем и ради кого «разделять власти»?), ни практически. Последнее доказано реальной исторической практикой всех государств мирового социалистического лагеря: разделение властей в них, если и существует, то только «на бумаге».

 
   Теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

   Теоретические предпосылки идеи разделения властей в государстве возникли в трудах мыслителей Древнего мира и Средних веков. Основы теории разделения властей заложены в трудах Дж. Локка, сама же указанная теория была сформулирована и развита Ш.Л. Монтескье. В соответствии с ней законодательный орган должен принимать законы, а исполнительный - их исполнять; между ветвями власти должны быть «равновесие» и взаимные «сдержки», направленные на сдерживание от произвола и сосредоточения власти в одном органе.

   Принцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве абсолютного большинства современных государств как непременный атрибут правового демократического государства. Принято считать, что принцип разделения властей, являясь основой функционирования государственного аппарата, выполняет роль политико-правового балансира, обеспечивающего гармоничное взаимодействие высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти между собой. Это во многом способствует стабилизации конституционных отношений, возникающих при осуществлении публичной власти.

   В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. государственная власть в Российской Федерации также осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

   Система «сдержек и противовесов» в России отличается следующим особенностями: недостаточная самостоятельность Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти и его зависимость от главы государства; слабый механизм парламентского контроля; недостаточное участие Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации.

   Для повышения сбалансированности системы «сдержек и противовесов» необходимо усиление парламентского контроля за исполнительной властью. Изложенное в настоящей работе предложение об изменении ст. 117 Конституции Российской Федерации и установлении обязанности главы государства отправить Правительство в отставку в случае выражения Государственной Думой ему недоверия повторно в течение трех месяцев направлено не просто на расширение полномочий парламента, но и на совершенствование противодействия коррупции в части: а) развития института парламентского контроля как организационной основы противодействия коррупции и меры по ее профилактике; б) реализации одного из основных принципов противодействия коррупции - приоритетного применения мер по ее предупреждению; в) совершенствования «сдержек и противовесов» в системе органов государственной власти как одного из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

 
 
 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Правовые акты

 

     1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Электронная правовая база «КонсультантПлюс»

    2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в последней ред.  от 07.05.2013) // Электронная правовая база «КонсультантПлюс»

    3. Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ (в последней ред. от 07.05.2013) // Электронная правовая база «КонсультантПлюс»

    4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ (в последней ред. от 30.09.2013 № ) // Электронная правовая база «КонсультантПлюс»

 

 

   Материалы юридической практики

 
   1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» от 11 декабря 1998 г. № 28-П // Собрание законодательства РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

 

  

 

 

    

 

 

 

 

 Научная литература

 

   1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2011. - 749 с.

   2. Алексеев Н.Н. Идея государства: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2001. - 359 с.

   3. Аристотель. Политика. Афинская полития / Предисл. Е.И. Темнова. - М.: Мысль, 1997. - 458 с.

   4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. - М.: Норма, 2011. - 784 с.

   5. Гранкин И.В. Парламент России. - М.: Консалтбанкир, 1999. - 304 с.

   6. Григонис Э.П., Кирия К.Д. Эволюция представлений о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей в учениях Локка и Монтескье // История государства и права. 2008. № 9. - С. 31-37.

   7. Заиченко Г.А. Джон Локк. - М.: Мысль, 1988. - 206 с.

   8. Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации / под ред. П.П. Сергуна. - Саратов: ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», 2010. - 244 с.

   9. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - 944 с.

   10. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. XI - XX вв. - М.: Юристъ, 1995. - 380 с.

   11. Калинина Е.В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов» // История государства и права. 2011. № 15. -С. 22 - 25.

   12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Страшуна. Т. 1. - М.: Инфра - Норма, 2001. - 765 с.

  13. Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2010. - 296 с.

   14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Проспект, 2012. - 608 с.

   15. Кроткова Н.В. Проблема разделения властей в государственно-правовом учении С.А. Котляревского // Право и политика. 2006. № 12(83). - С. 123-136.

   16. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. - М.: Юристъ, 2006. - 408 с.

Информация о работе Теория разделения властей