Теория правового государства: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что значительное число государств в настоящее время стремятся стать правовыми. Некоторым из них удается этого достичь . То есть они добиваются той концепции, когда государственная власть и право находятся в состоянии равного сосуществования для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была склонна к развитию в периоды многочисленных бедствий, войн, конфликтов и революций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...3
ГлаваI. Правовое государство.
понятие и признаки правового государства……..…4
разделение властей в правовом государстве……....8
ГлаваII.Теория правового государства
возникновение идеи правового государства……...13
концепция правового государства на
современном этапе……………………………………..16
Заключение………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая теория работа.Правовое гос-во история и современность. (2).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     «Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в аппарате чиновников.»8 Соответственно, фактически свободы личности защищает бюрократический аппарат чиновников, который вовсе не заинтересован в этом. Пользуясь правом защиты свободы человека, аппарат может присвоить себе большую свободу, чем ему принадлежит по Конституции. Для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

     Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры. То есть фирма может за свой счет предоставить своим служащим посещение поликлиники или выплачивать пенсию по инвалидности.

     Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причем имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания.  Тематика принципа разделения властей показывает насколько важна теоретическая правовая база как подготовительная ступень для реального осуществления на практике   в государственно-правовом образовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГлаваII. Теория правового государства.

2.1 возникновение идеи  правового государства. 

     Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. «Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства»9.

     Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве»10.

     В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. «В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит»11.

     В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли мыслители Г. Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

     Гроций  был  первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

     Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

     Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

     Локк  также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

     Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане».12 Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

     Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант и другие видные мыслители.

     Кант  обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое «выступает как объединение множества людей, подчиненных правовым законам»13.

     Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

     Мыслители Западной Европы рассматривали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

     Идеи  правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева.

     После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности. 

     2.2 концепция правового  государства 

     на  современном этапе.

     Современное понимание правового государства требует воспринимания в качестве основы его правовой системы прав человека в том объеме и определениях, как они даны во Всеобщей декларации прав человека. Первая ее статья гласит о свободе и равенстве в своем достоинстве всех людей от рождения. Затем это положение разворачивается в систему гражданских и политических прав, главные из которых - право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на владение имуществом. Правовое государство обязано закрепить эти права граждан в Конституции, в иных, частных законодательных актах, но главное - оно обязано гарантировать осуществление этих прав своей правоохранительной деятельностью. И таким образом, «общие вопросы построения правового государства неизбежно сводятся к практике охраны прав личности и противостоянию силам, посягающим на эти права, прежде всего - противостоянию преступности, которая, какой бы характер не носила, в какой бы сфере общественной деятельности не осуществлялась: в экономике или в политике - как угроза существующему строю, в конечном итоге направлена против личности, ущемляет права именно личности, поскольку и государство, и общество, и экономика – это люди, отношения людей»14.

     В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Шарля Луи Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей 18 и 19 веков, таких, как Гуго Гроций, Спиноза Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине 18-20 веков включает следующие важнейшие положения:

- разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- верховенство  правового закона;

- взаимную  ответственность личности и государства;

- доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом»;

- установление реальных гарантий прав и свобод личности.

     Многие  ключевые понятия прошлого повторяются на новом этапе исторического развития. Для того чтобы понять сущность правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм.

     «Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть правового государства - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие этого процветания»15.

     В наиболее развитом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество.

     «Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов»16. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть только подданные.

     Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только «гражданственность», известную степень политической свободы, но и «буржуазность», то есть экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявление ее отрицательных сторон.

     Таким образом, современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень   правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

     Сегодня можно выделить следующие признаки правового государства:

     1. Верховенство  закона во всех сферах жизни общества.

     2. «Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную»17.

     3. Взаимная  ответственность личности и государства.

     4. Реальность  прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

Информация о работе Теория правового государства: история и современность