Теория правового государства: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что значительное число государств в настоящее время стремятся стать правовыми. Некоторым из них удается этого достичь . То есть они добиваются той концепции, когда государственная власть и право находятся в состоянии равного сосуществования для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была склонна к развитию в периоды многочисленных бедствий, войн, конфликтов и революций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...3
ГлаваI. Правовое государство.
понятие и признаки правового государства……..…4
разделение властей в правовом государстве……....8
ГлаваII.Теория правового государства
возникновение идеи правового государства……...13
концепция правового государства на
современном этапе……………………………………..16
Заключение………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая теория работа.Правовое гос-во история и современность. (2).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

АОУ ВПО

Государственный институт экономики, финансов, права  и технологий.

Кафедра юридических дисциплин. 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По предмету «Теория государства и права».

На тему:

«теория правового государства: история и современность ».

  
 
 

Работу  выполнил:

студентка 1  курса 303 группы

Горбач. 

Работу  проверил:

к.ю.н., доцент

Бухаров Н.Н. 
 
 

Гатчина

2011

Содержание. 
 

Введение……………………………………………………………...3

ГлаваI. Правовое государство.

    1. понятие и признаки правового государства……..…4
    2. разделение властей в правовом государстве……....8

ГлаваII.Теория правового государства

    1. возникновение идеи правового государства……...13
    2. концепция правового государства на

           современном этапе……………………………………..16

Заключение………………………………………………………….23

Список  использованной литературы…………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Тeмой данной курсовой работы являетcя «теория правового государства». В ее рамках будет рассмотрена история возникнoвения идeи правового государства и уровень развития на настоящий момент. Но прежде чем перейти непосредственно к сaмой теории, следует определить, что из себя представляет правовое государство, какими  существенными признаками оно обладает и при каких условиях возможно.

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что значительное число государств в настоящее время стремятся стать правовыми. Некоторым из них удается этого достичь . То есть они добиваются той концепции, когда государственная власть и право находятся в состоянии равного сосуществования для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была склонна к развитию в периоды многочисленных бедствий, войн, конфликтов и революций. В развитых странах все большее число граждан осознает позитивную роль права, его неразрывную связь с самим человеком. Правовое государство является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как противоположности деспотическому способу правления, абсолютизму.

     Сегодня правовое государство это не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить справедливость, но и эффективный институт обеспечивающий на практике защиту прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, форма осуществления и существования реального народовластия.  
 
 

ГлаваI. Правовое государство.

1.1 понятие и признаки  правового государства. 

     Правовое  государство - особоe развивающееся явлениe. С течением времени оно приобретало всe новые и новыe признаки, наполнялось новым содержанием. Основополагающей оставалась лишь та идея, что правовое государствo связанo неразрывно с правом.

     «Правовое государствo – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости»1.

     В правовом государстве выделяют четыре основных признака: разделение властей; верховенство закона; строгое соблюдение прав и свобод человека; социальная и юридическая защищенность личности.

     Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства; сосредоточение всех основ государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; формирование обществом, на основе норм избирательного права, законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; соответствие законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; «правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было»2; возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; единство прав и обязанностей граждан.

     Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

     Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

     Верховенство  закона означает, что государство  и  личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

     Защита  прав и  свобод человека - это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

     Созданию  антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может. В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. «Власть всегда должна зависеть    только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти - воспитать людей  такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы»3. Формирование   обществом законодательных органов может происходить в абсолютно любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, устраняется необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов.

     В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны распространению идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям.

     Правовая  защищенность всех субъектов социального общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, и не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств властвующих.

     «Суд также в любом государстве должен являться моделью для всех. Судебная власть должна быть независимой ото  всех»4.

     Единство прав и обязанностей граждан - важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Разделение властей  и права в 

     правовом  государстве. 

     Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой - подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть можно определить как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на специальные принудительные учреждения. В различных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других скрытое принуждение, в-третьих - организаторскую деятельность. Встречается и сочетание различных средств проведения государственной воли. «Если законы, издаваемые законодательной властью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдается анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти»5.

     Большое значение имеет легитимность власти, то есть ее формирование на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

     Согласно теории разделения властей, выдвинутой в 18 веке Ш. Монтескье, государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей правления является защита и поощрение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость, «основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение»6. При этом к элементам справедливости относятся: свободные периодические выборы; представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям; обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом; четкое разделение между государством и политическими партиями; деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом; вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им; права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву.

     Элементом механизма государственной власти является человек – субъект государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты. Институты государственной власти формируются на основе разделения властей – структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля. Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. В классическом варианте механизм государственной власти представлен парламентом, президентом и органом конституционной юрисдикции.

     Взаимные  права и обязанности государства и личности составляют один из признаков правового государства. Государство и личность взаимосвязаны и взаимозависимы: государство не может существовать без личности, а личность - без государства. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, защиту от антисоциальных элементов, предоставляет возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государству его существование, развитие и процветание. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это не свобода делать то,  что хочется, а свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать принцип: я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства - все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие. «...Где нет принципа формального равенства, там нет и права как такового»7. А где нет права, там не может существовать и правовое государство.

     Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если не определено  правовое положение хотя бы одного субъекта или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.

Информация о работе Теория правового государства: история и современность