Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:26, курсовая работа
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
I.
История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества…………………………………………………………………………………….4
II.
Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства………………………………………………………………...6
III.
Возникновение и развитие учений о правовом государстве. Признаки правового государства…………………………………………………………………………………8
IV.
Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
В сфере теории государства
и права произошла довольно значительная
смена политических и идеологических
ориентиров. Однако в практической
политико-правовой жизни, касающейся правового
государства и принципа разделения
властей, за последние годы не произошло
каких-либо существенных изменений. Наличие
их без сомнения
В числе важнейших
признаков и черт правового государства
выступает не только создание, но и
поддержание в обществе режима демократии,
законности и конституционности, предотвращение
попыток узурпации власти, сосредоточения
ее в одних или нескольких руках.
Наряду с этим
в правовом государстве (как один
из главных признаков его
Помимо
названных, есть и другие признаки
и черты, характеризующие
Последнее является
принципиально важным, особенно для
современной России, равно как
и для других стран, ставящих перед
собой задачу формирования на базе
существующих государственных структур
правового государства. Ибо если
в стране нет реальных — объективных
и субъективных условий для создания,
а затем — нормального
Что же собой представляют
эти условия или предпосылки?
С чем они связаны? Прежде всего,
они ассоциируются с
Актуальными еще
и поныне являются слова В.И.Ленина,
сказанные вскоре после Октябрьской
революции о том, что для участия
масс в решении государственных
и общественных дел «кроме закона,
есть еще культурный уровень, который
никакому закону не подчинишь».[17]
Принципиально важными
предпосылками создания правового
государства в нашей стране являются
также: выработка у широких слоев
трудящихся масс навыков, потребности
и достаточно высокого уровня компетентности
для сознательного участия их
в управлении государственными и
общественными делами: наличие в
обществе прочного правопорядка, незыблемой
законности и конституционности; утверждение
принципа плюрализма мнений и суждений
во всех сферах жизни общества
и государства; развитие системы
самоуправления народа в центре и
на местах; последовательное расширение
и углубление в сфере экономики,
политики, культуры, науки, в социальной
сфере жизни общества принципов
реальной демократии.
Важными условиями
и предпосылками формирования правового
государства в Российской Федерации
является также создание внутренне
единого, непротиворечивого
Эта борьба разрушительно
сказывается на экономике, обществе
и самом государстве. Пренебрежительное
отношение к федеральным
Современная жизнь
дает тему множество весьма печальных
примеров. В том числе примеров,
связанных с разрушением
Аксиоматичным, не подлежащем
никакому сомнению является тот факт,
что законы, пока они действуют
в интересах всех слоев и классов
общества, жизненно важно — соблюдать,
а не нарушать. Добиваться в случае
их устарелости, явного или кажущегося
консерватизма и отсталости от жизни
их немедленной отмены конституционным
путем, а не преступать их границы
и не разрушать тем самым
Среди существующих
условий и предпосылок
В настоящее время
российская действительность характеризуется
невысоким уровнем политической
и парламентской культуры, правовым
нигилизмом, слабостью демократических
традиций и навыков. Если и можно
для России признать концепцию правового
государства, то, разумеется, с целым
рядом оговорок, учитывая отношение
россиян к праву как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое государство—
Экономической основой
правового государства являются
производственные отношения, базирующиеся
на многоукладности, на различных фермах
собственности как равноправных
и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно
Социальную основу
правового государства
Нравственную основу
правового государства образуют
общечеловеческие принципы гуманизма
и справедливости, равенства и
свободы личности, её чести и достоинства.
Режим правовой государственности
реально утверждает высшие нравственные
ценности человека, обеспечивает их определяющую
роль в жизни общества, исключает
произвол и насилие над личностью.
Конкретно это выражается в демократических
методах государственного управления,
справедливости правосудия, в приоритете
прав и свобод личности во взаимоотношениях
с государством, защите прав меньшинства.
терпимости к различным религиозным
воззрениям и т. п. Духовная насыщенность
государственной жизни с
Правовое государство
— это суверенное государство, которое
концентрирует в себе суверенитет
народа, наций и народностей, заселяющих
страну. Осуществляя верховенство,
всеобщность, полноту и исключительность
власти, такое государство обеспечивает
свободу естественных отношений, основанных
на началах справедливости, для всех
без исключения граждан. Принуждение
в правовом государстве осуществляется
на основе права. Принуждение, будучи важным
показателем государственного суверенитета,
ограничено правом, исключает беззаконие
и произвол. Государство применяет силу
в разумных (правовых) рамках и только
в тех случаях, когда нарушается его суверенитет,
интересы его граждан. Оно ограничивает
свободу отдельного человека, если о поведение
угрожает свободе других людей.
Политическая природа
государства, наиболее четко проявляется
в его суверенитете. Именно в суверенитете
концентрируется вся гамма
Не абсолютируя роли права, следует реальнее относиться к самой идее правового государства, так как «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться из правовых рамок и «правовое государство» – это, скорее, идеальный тип…»[19]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.- 672 с.
2. Теория
государства и права: Курс
3. Хропанюк
В.Н. Теория государства и
4.
Четвернин В.А.
5. Федерализм
и демократия //Государство и право.
1992. № 4. С.143
[1] Теория государства
и права: Курс лекций/ Под ред.
М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 226
[2] Там же. -С. 227
[3] Теория государства
и права: Курс лекций/ Под ред.
М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 228
[4] Теория государства
и права: Курс лекций/ Под ред.
М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 230
[5] Теория государства
и права: Курс лекций/ Под ред.
М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 265
[6] Хропанюк В.Н.
Теория государства и права:
Учебное пособие для высших
учебных заведений / Под ред.
проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,
1993.- с. 48
[7] Там же. -С. 53
[8] Хропанюк В.Н.
Теория государства и права:
Учебное пособие для высших
учебных заведений / Под ред.
проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,
1993.- с. 48
[9] Там же.- С. 52
[10] Там же.
[11] Хропанюк В.Н.
Теория государства и права:
Учебное пособие для высших
учебных заведений / Под ред.
проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,
1993.- с. 53
[12] Там же.- с. 52
[13] Хропанюк В.Н.
Теория государства и права:
Учебное пособие для высших
учебных заведений / Под ред.
проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,
1993.- с. 56
[14] Хропанюк В.Н.
Теория государства и права:
Учебное пособие для высших
учебных заведений / Под ред.
проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,
1993.- с.60
[15] Теория государства
и права: Курс лекций/ Под ред.
М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 264
[16]Там же.- С. 265
[17] Там же.- С. 270
[18] Теория государства
и права. Курс лекций /Под ред.
Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Юристъ,
1997.- с. 187
[19] Четвернин В.А.
Демократическое
1