Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
I.
История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества…………………………………………………………………………………….4
II.
Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства………………………………………………………………...6
III.
Возникновение и развитие учений о правовом государстве. Признаки правового государства…………………………………………………………………………………8
IV.
Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.14 Кб (Скачать)

В сфере теории государства  и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров. Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового  государства и принципа разделения властей, за последние годы не произошло  каких-либо существенных изменений. Наличие  их без сом­нения свидетельствовало  бы о движении государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех граждан Российской Федерации  демократии. 

В числе важнейших  признаков и черт правового государства  выступает не только создание, но и  поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках. 

Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение  прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности  и всесторонней защищенности; последовательно  проводиться в жизнь принцип  оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.  

    Помимо  названных,  есть и другие признаки  и черты, характеризующие правовое  государство и принципиально  отличающие его от не правового  государства. Их достаточно много  и они весьма разнообразны. В  своей совокупности они дают  общее представление о том,  что есть правовое государство  и что не является таковым,  каковы его сущность содержание, основные цели его создания  и назначение. Наконец, како­выусловия  его формирования и функционирования. 

Последнее является принципиально важным, особенно для  современной России, равно как  и для других стран, ставящих перед  собой задачу формирования на базе существующих государственных структур правового государства. Ибо если в стране нет реальных — объективных  и субъективных условий для создания, а затем — нормального функционирования правового государства, то не может  быть и речи об успешном решении  данной проблемы. 

Что же собой представляют эти условия или предпосылки? С чем они связаны? Прежде всего, они ассоциируются с необходимостью достижения высокого уровня политического  и правового сознания людей, с  выработкой у них необходимой  для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. 

Актуальными еще  и поныне являются слова В.И.Ленина, сказанные вскоре после Октябрьской  революции о том, что для участия  масс в решении государственных  и общественных дел «кроме закона, есть еще культурный уровень, который  никакому закону не подчинишь».[17] 

Принципиально важными  предпосылками создания правового  государства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев  трудящихся масс навыков, потребности  и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и  общественными делами: наличие в  обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение  принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах   жизни общества и государства; развитие системы  самоуправления народа в центре и  на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов  реальной демократии. 

Важными условиями  и предпосылками формирования правового  государства в Российской Федерации  является также создание внутренне  единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени  борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют, 

Эта борьба разрушительно  сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное  отношение к федеральным законам  автоматически порождают такое  же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей. 

Современная жизнь  дает тему множество весьма печальных  примеров. В том числе примеров, связанных с разрушением единого  государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных  и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с  бесчисленными страданиями и  гибелью дутых в политические и другие конфликты невинных людей. 

Аксиоматичным, не подлежащем никакому сомнению является тот факт, что законы, пока они действуют  в интересах всех слоев и классов  общества, жизненно важно — соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае их устарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни  их немедленной отмены конституционным  путем, а не преступать их границы  и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи между  различными институтами и людьми. 

Среди существующих условий и предпосылок успешного  формирования и функционирования правового  государства следует назвать  наличие в стране гражданского общества. «Идея правового государства  есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства  на власть  с одновременным изменением соотношения свободы государства  и общества в пользу последнего и  отдельной личности».[18] 

В настоящее время  российская действительность характеризуется  невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических  традиций и навыков. Если и можно  для России признать концепцию правового  государства, то, разумеется, с целым  рядом оговорок, учитывая отношение  россиян к праву как социальному  инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную»  правовую активность и инициативу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое государство—многомерное  развивающееся явление. В ходе общественного  прогресса оно приобретает новые  свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим  началом любого правового государства  является его связанность правом. Правовое государство — эго такая  форма организации и деятельности государственной власти, которая  строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную рель лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.  

Экономической основой  правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности  как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает  как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии  самостоятельности и свободы  собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство  участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. 

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей  общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится  человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые  условия для реализации каждым гражданином  своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности  связан с резкой переориентацией  социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного»  производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.  Правовое государство  — это одновременно и социальное государство. 

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности  реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает  произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических  методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным  воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его  цивилизованности, гуманизм в социально-экономических  и политических, отношениях. 

Правовое государство  — это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет  народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей. 

Политическая природа  государства, наиболее четко проявляется  в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев  политической системы общества. Благодаря  суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных  организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное  развитие. 

Не абсолютируя  роли права, следует реальнее относиться к самой идее правового государства, так как «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться  из правовых рамок и «правовое  государство» – это, скорее, идеальный  тип…»[19]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.       Теория государства и права.  Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова  и А.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.- 672 с.

2.      Теория  государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко.- М.:Зерцало, 1997, - 475 с.

3.      Хропанюк  В.Н. Теория государства и права:  Учебное пособие для высших  учебных заведений / Под ред.  проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- 344 с.

4.       Четвернин В.А. Демократическое  конституционное государство. Введение  в теорию. М., 1993.

5.      Федерализм  и демократия //Государство и право. 1992. № 4. С.143 
 

[1] Теория государства  и права: Курс лекций/ Под ред.  М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 226 

[2]  Там же. -С. 227 

[3] Теория государства  и права: Курс лекций/ Под ред.  М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 228 

[4] Теория государства  и права: Курс лекций/ Под ред.  М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 230 

[5] Теория государства  и права: Курс лекций/ Под ред.  М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 265 

[6] Хропанюк В.Н.  Теория государства и права:  Учебное пособие для высших  учебных заведений / Под ред.  проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- с. 48 

[7] Там же. -С. 53 

[8] Хропанюк В.Н.  Теория государства и права:  Учебное пособие для высших  учебных заведений / Под ред.  проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- с. 48 

[9] Там же.- С. 52 

[10]  Там же. 

[11] Хропанюк В.Н.  Теория государства и права:  Учебное пособие для высших  учебных заведений / Под ред.  проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- с. 53 

[12] Там же.- с. 52 

[13] Хропанюк В.Н.  Теория государства и права:  Учебное пособие для высших  учебных заведений / Под ред.  проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- с. 56 

[14] Хропанюк В.Н.  Теория государства и права:  Учебное пособие для высших  учебных заведений / Под ред.  проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- с.60 

[15] Теория государства  и права: Курс лекций/ Под ред.  М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 264 

[16]Там же.- С. 265 

[17] Там же.- С. 270 

[18] Теория государства  и права. Курс лекций /Под ред.  Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.- с. 187 

[19] Четвернин В.А.  Демократическое конституционное  государство. Введение в теорию. М., 1993. с.3

1

Информация о работе Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе