Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:26, курсовая работа
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
I.
История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества…………………………………………………………………………………….4
II.
Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства………………………………………………………………...6
III.
Возникновение и развитие учений о правовом государстве. Признаки правового государства…………………………………………………………………………………8
IV.
Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
6. Современное представительное
государство официально
Законодательное признание
юридического равенства людей на
основе наделения их правами и
свободами — едва ли не главный
признак и основа гражданского общества.
Если политическим выражением средневекового
способа производства являлась привилегия,
неравное для каждого из феодальных
сословий право, то выражением временного
способа производства, подчеркивали
Маркс и Энгельс, является «просто
право, равное право».[3]
Важно отметить, что
становление и утверждение в
качестве основы общественной жизни
юридического равенства людей, положившее
начало Новому времени, - столь же глубокий
переворот в истории, как, скажем,
разрушение первобытной общины доисторического
времени и переход к классово-сословному
строю Древнего мира. На смену вертикальным
феодальным структурам пришла преобладание
горизонтальных отношений, основанных
на юридическом равенстве и договорных
началах свободных людей, отношений, составляющих
суть гражданского общества. Глубокий
переворот в праве состоял в замене сословного
неравенства всеобщим юридическим равенством,
определившим качественно новое социальное
положение личности. Гражданское общество
не основано на законе, но его существование
органически связано с равным для всех
законом, охраняющим общую свободу (возможность
делать все, что не вредит другому) и право
на собственность. Разумеется, правовое
равенство — это не фактическое равенство,
а равенство возможностей — это не одинаковость
социальных статусов людей. Более того,
в начальный период существования гражданского
общества формальное равенство неравных
людей нередко выглядело (и по существу
было) ложью и фальшью для большинства
неимущих, неспособных достаточно быстро
приспособиться к новым условиям экономической
жизни. Вместе с тем громадное социальное
значение имело именно то, что впервые
в многовековой истории человечества
все люди, независимо от их социального
происхождения и положения, были признаны
юридически равными участниками общественной
жизни, имеющими ряд признанных законом
прав и свобод дающих каждому возможности
проявить себя как личность, наделенную
свободной волей, способную отвечать за
свои действия и их правовые последствия.
Если начало реальному
бытию гражданского общества положило
принятие и утверждение Биллей о
правах (Англия, США) или Деклараций
прав человека и гражданина (Франция),
то само гражданское общество —
это общество равноправных людей, свободно
проявляющих свою личность, творческую
инициативу, общество равных возможностей,
освобожденное от лишних
запретов и дотошной административной
регламентации[4].
При этом право признается
обязательным и для правителей государства.
Право уже не «приказ власти»,
а равно обязательное для правящих
и управляемых право, верховенство
которого над произвольными велениями
властвующих обеспечивается разделением
властей, высоким положением законодательной
власти, ее зависимостью (через выборы
и перевыборы) от народа, нации, страны,
а также равным и доступным
для всех граждан, судом.
Тогда же возникает
представление о конституции
как не только о законе, определяющем
устройство высших органов власти,
но и основном законе страны, обязательно
определяющем права и свободы
граждан (билль о правах, декларации
прав). В результате сама конституция
становится соглашением общества и
государства о разграничении
сфер их деятельности (государство
— публичная власть, сфера общих
интересов, общество — сфера индивидуальных
свобод, частных интересов).
Отделение государства
от общества и обособление общества
от государства выражено в различии
их структур, принципов организации
и строения.
Всякое государство
организовано как руководимая единым
центром вертикальная система, иерархия
государственных органов и
В отличие от государства
гражданское общество представляет
собой горизонтальную систему многообразных
связей и отношений граждан их
объединений, союзов, коллективов. Эти
связи основаны на равенстве и
личной инициативе, в том числе
в самостоятельности добычи средств
к существованию (это относится
и к объединениям, которые содержатся
за счет добровольных взносов их участников).
Цели граждан и их объединений
разнообразны и изменчивы в соответствии
с их интересами.
Различие структур
гражданского общества и государства
налагает отпечаток на способы правового
регулирования частных и
III
.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О ПРАВОВОМ
ГОСУДАРСТВЕ.
ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА.
Разумеется, при таком
положении дела, когда у государства
в лице его различных органов
и множества чиновников преобладающими
являются привилегии и права, а у
рядовых граждан —
Представления о
государстве как организации, осуществляющей
свою деятельность на основе закона, начали
формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С
идеей правового государства
связывались поиски более совершенных
и справедливых форм общественной жизни.
Мыслители античности (Сократ, Демокрит,
Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон)
пытались выявить такие связи
и взаимодействия между правом и
государственной властью, которые
бы обеспечивали гармоничное функционирование
общества той эпохи. Ученые древности
считали, что наиболее разумна и
справедлива лишь та политическая форма
общежития людей, при которой
закон общеобязятелен как для
граждан, так и для самого государства.[6]
Государственная власть,
признающая право, и, одновременно, ограниченная
им, по мнению древних мыслителей, считается
справедливой государственностью.
«Там, где отсутствует власть закона,
- писал Аристотель, - нет места
и какой-либо форме государственного
строя».[7] Цицерон говорил о государстве
как о «деле народа», как о
правовом общении и «общем правопорядке».
Государственно-правовые идеи и институты
Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление
и развитие более поздних учений
о праве и государстве.
Рост производительных
сил, изменение социальных и политических
отношений в обществе в эпоху
перехода от феодализма к капитализму
порождает новые подходы к
государству и пониманию его
роли в организации общественных
дел. Центральное место в них
занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей
монополизацию власти в руках
одного лица или властного органа,
утверждающей равенство всех перед
законом, обеспечивающей индивидуальную
свободу посредством права.
В период начавшегося
разложения феодализма идеи правовой
государственности с позиций
историзма изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавели
и Ж. Боден. В своей теории Макиавели
на основе многовекового опыта
В период ранних буржуазных
революций в разработку концепции
правовой государственности значительный
вклад внесли прогрессивные мыслители
Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье,
Д.Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и
другие. Значительный вклад в разработку
основополагающих элементов правовой
государственности внесли также
Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие
видные мыслители.
Кант обосновал
и детально разработал философскую
основу теории правового государства,
центральное место в которой
занимает человек, личность. Важнейшим
признаком публичного права философ
считал прерогативу народа требовать
своего участия в установлении правопорядка
путём принятия конституции, выражающей
его волю. Верховенство народа обуславливает
свободу, равенство и независимость
всех граждан в государстве, которое
выступает как «объединение множества
людей, подчиненных правовым законам».[9]
Там, где государство действует
на основе конституционного права, отвечает
общей воле народа, там государство
правовое, там не может быть ограничения
прав граждан в области личной
свободы, совести, мысли, хозяйственной
деятельности.
В правовом государстве
гражданин должен обладать той же
возможностью принуждения властвующих
к точному исполнению закона, какой
обладает властвующий в его отношении
к гражданину. Возможность правовой
организации Кант непосредственно
связывает с разделением
Философская концепция
правового государства по Канту
оказала значительное влияние на
дальнейшее развитие политико-правовой
мысли и практику государственно-правового
строительства цивилизованного
общества.
Гегель рассматривает
государство в контексте общей
системы его фундаментальных
философских представлений о
мироздании, важной частью которых
является философия права. Государство
в трактовке Гегеля — это тоже
право, но наиболее развитое и содержательно
богатое, так как оно включает
в себя признание всех остальных
прав — прав личности, семьи и
общества. Возводя государство в
абсолют, стоящий над личностью
и обществом, Гегель доказывает, что
бытие государства предшествует
развитию гражданского общества. В
этом утверждении Маркс видел
главный порок гегелевской
Государство, по Гегелю,
это наиболее совершенная организация
общественной жизни, в которой все
строится на правовой основе, представляющей
царство реализованной свободы.
Именно в государстве и через
государство реализуются высшие
нравственные ценности человека.[10]
Ценность гегелевских
воззрений на государство состоит
в том, что принудительная, насильственная
функция в нем играет не столь
важную роль Главное—эта четкая социальная
и правовая направленность государственной
деятельности, ее глубокое нравственное
содержание, разумность и полезность
для общества и индивида.
Маркс рассматривал
государство и право исходя из
открытой им классовой теории общественного
развития. Согласно данной теории государство
и право исчезнут вместе с исчезновением
классов в результате установления
диктатуры пролетариата в процессе
перехода к обществу без классов.
Анализируя соотношение буржуазного
государства и права, Маркс доказывает,
что юридический закон есть продукт
и отражение материальных производственных
отношений классового общества. Законодательство
только фиксирует требования, диктуемые
экономическими отношениями. От государства
же зависит, насколько адекватно
оно может отразить в законах
исторически сложившиеся
Идеи правового
государства нашли широкое
Теоретическую завершенность
русская концепция правового
государства получила в произведениях
видных правоведов и философов предоктябрьского
периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского,
П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М.
Гессена, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина,
Н. А. Бердяева и других. Их государственно-правовые
воззрения - предмет изучения истории
политических и правовых учений. В
этой работе я кратко рассмотрю лишь
те концепции, в которых обобщенно
излагаются главные идеи и принципы
правового государства с точки
зрения русского правоведения.
Так, Шершеневич отмечает
следующие пути формирования и основные
параметры правового