Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
I.
История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества…………………………………………………………………………………….4
II.
Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства………………………………………………………………...6
III.
Возникновение и развитие учений о правовом государстве. Признаки правового государства…………………………………………………………………………………8
IV.
Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.14 Кб (Скачать)

6. Современное представительное  государство официально признаёт  юридическое равенство граждан  (или подданных), их права и  свободы, а также гарантии этих  прав и свобод. 

Законодательное признание  юридического равенства людей на основе наделения их правами и  свободами — едва ли не главный  признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением временного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является «просто  право, равное право».[3] 

Важно отметить, что  становление и утверждение в  качестве основы общественной жизни  юридического равенства людей, положившее начало Новому времени, - столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического  времени и переход к классово-сословному строю Древнего мира. На смену вертикальным феодальным структурам пришла преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Глубокий переворот в праве состоял в замене сословного неравенства всеобщим юридическим равенством, определившим качественно новое социальное положение личности. Гражданское общество не основано на законе, но его существование органически связано с равным для всех законом, охраняющим общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство — это не фактическое равенство, а равенство возможностей — это не одинаковость социальных статусов людей. Более того, в начальный период существования гражданского общества формальное равенство неравных людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинства неимущих, неспособных достаточно быстро приспособиться к новым условиям экономической жизни. Вместе с тем громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди, независимо от их социального происхождения и положения, были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод  дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия. 

Если начало реальному  бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о  правах (Англия, США) или Деклараций прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество —  это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможно­стей,   освобожденное   от  лишних   запретов   и  дотошной административной регламентации[4]. 

При этом право признается обязательным и для правителей государства. Право уже не «приказ власти», а равно обязательное для правящих и управляемых право, верховенство которого над произвольными велениями  властвующих обеспечивается разделением  властей, высоким положением законодательной  власти, ее зависимостью (через выборы и перевыборы) от народа, нации, страны, а также равным и доступным  для всех граждан, судом. 

Тогда же возникает  представление о конституции  как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны, обязательно  определяющем права и свободы  граждан (билль о правах, декларации прав). В результате сама конституция  становится соглашением общества и  государства о разграничении  сфер их деятельности (государство  — публичная власть, сфера общих  интересов, общество — сфера индивидуальных свобод, частных интересов). 

Отделение государства  от общества и обособление общества от государства выражено в различии их структур, принципов организации  и строения. 

Всякое государство  организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных  лиц, связанных отношениями подчиненности  и государственной дисциплины. Постоянная и главная цель государства, его  оправдание и легитимация — охрана общества и управление им. 

В отличие от государства  гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных  связей и отношений граждан их объединений, союзов, коллективов. Эти  связи основаны на равенстве и  личной инициативе, в том числе  в самостоятельности добычи средств  к существованию (это относится  и к объединениям, которые содержатся  за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений  разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами. 

Различие структур гражданского общества и государства  налагает отпечаток на способы правового  регулирования частных и публичных  отношений, а тем самым — на систему права. 

III

.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И  РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О ПРАВОВОМ  ГОСУДАРСТВЕ. 

ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА. 

Разумеется, при таком  положении дела, когда у государства  в лице его различных органов  и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у  рядовых граждан — преимущественно  обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности  государства у, гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале  подданные, затем граждане несли  и несут всяческие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники  за многие свои деяния, включая самые  катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности  ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут.[5] 

Представления о  государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С  идеей правового государства  связывались поиски более совершенных  и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи  и взаимодействия между правом и  государственной властью, которые  бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности  считали, что наиболее разумна и  справедлива лишь та политическая форма  общежития людей, при которой  закон общеобязятелен как для  граждан, так и для самого государства.[6] 

Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается  справедливой государственностью.  «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места  и какой-либо форме государственного строя».[7] Цицерон говорил о государстве  как о «деле народа», как о  правовом общении  и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты  Древней Греции и Рима оказали  заметное влияние на становление  и развитие более поздних учений о праве и государстве. 

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху  перехода от феодализма к капитализму  порождает новые подходы к  государству и пониманию его  роли в организации общественных дел. Центральное место в них  занимают проблемы правовой организации  государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в  руках  одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед  законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. 

В период начавшегося  разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций  историзма изложили прогрессивные  мыслители того времени Н. Макиавели  и Ж. Боден. В своей теории Макиавели  на основе многовекового опыта существования  государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы  политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать  контуры идеального государства, наилучшим  образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении  безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей  мере отвечает требованиям равенства  и свободы. Боден определял государство  как правовое управление многими  семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в  том, чтобы обеспечить права и  свободы.[8]  

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители  Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и  другие. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности внесли также  Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители. 

Кант обосновал  и детально разработал философскую  основу теории правового государства, центральное место в которой  занимает   человек, личность. Важнейшим  признаком публичного права философ  считал прерогативу народа требовать  своего участия в установлении правопорядка путём принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает  свободу, равенство и независимость  всех граждан в государстве, которое  выступает как «объединение множества  людей, подчиненных правовым законам».[9] Там, где государство действует  на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство  правовое, там не может быть ограничения  прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной  деятельности. 

В правовом государстве  гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих  к точному исполнению закона, какой  обладает властвующий в его отношении  к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно  связывает с разделением властей  на законодательную, принадлежащую  парламенту, исполнительную—правительству, и судебную, осуществляемую судом  присяжных, избранных народом. 

Философская концепция  правового государства по Канту  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового  строительства цивилизованного  общества. 

Гегель рассматривает  государство в контексте общей  системы его фундаментальных  философских представлений о  мироздании, важной частью которых  является философия права. Государство  в трактовке Гегеля — это тоже право, но наиболее развитое и содержательно  богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных  прав — прав личности, семьи и  общества. Возводя государство в  абсолют, стоящий над личностью  и обществом, Гегель доказывает, что  бытие государства предшествует развитию гражданского общества. В  этом утверждении Маркс видел  главный порок гегелевской концепции  государства, поскольку в реальной действительности общество возникает  раньше государства, а последнее  является продуктом и результатом  развития общества. 

Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация  общественной жизни, в которой все  строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Именно в государстве и через  государство реализуются высшие нравственные ценности человека.[10]  

Ценность гегелевских  воззрений на государство состоит  в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь  важную роль Главное—эта четкая социальная и правовая  направленность государственной  деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества  и индивида. 

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного  развития. Согласно данной теории государство  и право исчезнут вместе с исчезновением  классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного  государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт  и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые  экономическими отношениями. От государства  же зависит, насколько адекватно  оно может отразить в законах  исторически сложившиеся взаимоотношения  между людьми, соответствующие данному  социально-экономическому строю. «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над  обществом, в орган, всецело этому  обществу подчиненный».[11] 

Идеи правового  государства нашли широкое отражение  и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д  И Писарева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, И. М. Муравьева  и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма. 

Теоретическую завершенность  русская концепция правового  государства получила в произведениях  видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Их государственно-правовые воззрения - предмет изучения истории  политических и правовых учений. В  этой работе я кратко рассмотрю лишь те концепции, в которых обобщенно  излагаются главные идеи и принципы правового государства с точки  зрения русского правоведения. 

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устра­нения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы  каждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе  и государственной организации,—  отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы  новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность  судебной власти, и допустив к соучастию  в законодательстве выборные общественные элементы.  

Информация о работе Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе