Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:26, курсовая работа
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
I.
История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества…………………………………………………………………………………….4
II.
Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства………………………………………………………………...6
III.
Возникновение и развитие учений о правовом государстве. Признаки правового государства…………………………………………………………………………………8
IV.
Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Гессен определяет
правовое государство, опираясь на фундаментальные
воззрения западной политико-правовой
мысли. «Правовым называется государство,—отмечает
он,—которое признает обязательным для
себя, как правительства, создаваемые
им же, как законодателем, юридические
нормы. Правовое государство в своей
деятельности, в осуществлении своих
правительственных и судебных функций
связано и ограничено правом, стоит
под правом, а не вне и над
ним».[12]
В послеоктябрьский
период в нашей стране в силу ряда
объективных и субъективных факторов
идеи правового государства вначале
были поглощены требованиями революционного
правосознания, а затем полностью
исключены из реальной жизни. Правовой
нигилизм при сосредоточении реальной
власти в руках партийно-
Советская государственно-правовая
наука в период тоталитаризма
не воспринимала идею правового государства,
считай ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовой концепции
В последние годы
в русле реформаторских процессов,
проходящих в стране, произошли серьезные
изменения в научных взглядах
на государство и право, четко
обозначились новые подходы к
оценке их роли в политической системе
общества. Используя научный арсенал
прошлого и настоящего, практический
опыт построения и функционирования
правовой государственности в
Правовое государство—
Рассмотрим теперь
основные признаки правового
государства.
1.
Верховенство закона
во всех сферах общественной жизни. Всистеме
правовых ценностей высшей формой выражения,
организации и защиты свободы
людей является закон. В законах
государство устанавливает
В то же время правовой
закон не допускает своеволия
законодателя. В законах должны выражаться
объективно складывающиеся общественные
отношения, тенденции их развития и
самообновления. Различного рода законодательные
ограничения и запреты
Основной закон
правового государства—
Верховенство закона,
и, прежде всего конституции, создает
прочный режим правовой законности,
стабильность справедливого правового
порядка в обществе.
2.
Реальность прав
личности, обеспечение ее свободного
развития. В социально-политической
жизни свобода человека выступает
как его право. Правовое государство
признает за индивидом определенную
сферу свободы, за пределы которой
вмешательство государства
Правовой характер
свободы индивида проявляется в
различных сферах общественной жизни.
В современном демократическом
государстве объективное право
свободы воплощается в
3.
Взаимная ответственность
государства и личности. Отношения
между государством как носителем
политической власти и гражданином
как участником ее формирования и
осуществления должны строиться
на началах равенства и
На тех же правовых
началах строится ответственность
личности перед государством. Применение
государственного принуждения должно
носить правовой характер, не нарушать
меру свободы личности, соответствовать
тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер
взаимной ответственности государства
и личности - это важная составная
часть объективно складывающегося
в обществе права, а не продукт
волеизъявления государства. Соблюдение
правовых требований - юридическая
обязанность всех и, прежде всего, государства.
Этим подчеркивается неотчуждаемость
естественных прав человека в правовом
государстве.
Таковы основные
характеристики правового государства.
В них концентрируются
IV
. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО
Формирование и
существование правового
Разумеется, было бы
упрощением полагать, что в условиях
правового или любого иного государства
можно вообще обойтись без подзаконных,
ведомственных актов. В особенности
это касается процесса реализации конституционных
законов и содержащихся в них
положений.
В самом деле, можно
ли, например, обойтись без обычных
законов или подзаконных актов
в процессе реализации конституционного
права на труд, на отдых, на охрану здоровья,
на материальное обеспечение в старости,
в случае болезни, полной или частичной
потери трудоспособности или же в
процессе реализации права на образование?
Нет, конечно. Ибо возникающие при
этом общественные отношения настолько
сложны и многогранны, что для
своего упорядочения они объективно
требуют не один, даже самый авторитетный,
фундаментальный, каким является конституционный
акт, а систему взаимосвязанных
с ним и развивающих
Следовательно, в
условиях правового государства
речь идет не о том, должны или не
должны существовать наряду с законами
и подзаконные, ведомственные акты.
Существование их неизбежно. Оно
обусловлено самой природой и
характером регулируемых ими общественных
отношений.
Речь идет лишь о
том, чтобы эти акты не доминировали
в количественном и качественном
отношении в общей системе
нормативно-правовых актов. А главное,
чтобы, развивая и детализируя положения,
содержащиеся в законах, подзаконные
акты не искажали сути и содержания
самих законов.
В России и других
странах, ставящих своей целью формирований
правового государства, удельный вес
подзаконных, ведомственных актов
вполне возможно и нужно изменить.
В противном случае призывы и
установки о создании правового
государства неизбежно
Среди других черт и
особенностей правового государства
следует указать на такие, как
полная гарантированность и
Однако всегда ли
это имело место в нашей
стане? Гарантировались ли раньше и
гарантированы ли в полной мере сейчас
права и свободы граждан
Вместе с тем
определенные гарантии сохранялись
и сохраняются и ношении прав
и свобод остальных, «рядовых» граждан.
В прежнем СССР и в современной
России отнюдь не всегда формальной декларацией
являлись и являются конституционные
положения, закрепляющие равенство
граждан перед законом, также
их социально-политические и личные
права и свободы. Это становится
особенно очевидным тогда, когда
речь идет о гарантиях права на
труд, на отдых, на получение образования,
медицинское обслуживание, пользование
достижениями культуры и др. Данные
права в значительной мере гарантировались
в СССР. В определенной мере они
гарантируются для всех граждан
и в современной России.
В то же время очевидным
является и то, что в силу экономических
социальных причин, роста цен и
инфляции, усиления бюрократизма и
коррупции в управленческом аппарате
гарантии прав и свобод граждан в
значительной мере ослабляются. Как
раньше, так и теперь рядовой гражданин
нередко вынужден выступать в
роли ходока по «коридорам власти»
и быть просителем даже в тех случаях,
когда речь идет об удовлетворении
его законных прав и интересов.[15]
Разумеется, при таком
положении дела, когда у государства
в лице его различных органов
и множества чиновников преобладающими
являются привилегии и права, а у
рядовых граждан —