Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
I.
История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества…………………………………………………………………………………….4
II.
Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства………………………………………………………………...6
III.
Возникновение и развитие учений о правовом государстве. Признаки правового государства…………………………………………………………………………………8
IV.
Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.14 Кб (Скачать)

Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные  воззрения западной политико-правовой мысли. «Правовым называется  государство,—отмечает  он,—которое признает обязательным для  себя, как правительства, создаваемые  им же, как законодателем, юридические  нормы. Правовое государство в своей  деятельности, в осуществлении своих  правительственных и судебных функций  связано и ограничено правом, стоит  под правом, а не вне и над  ним».[12]  

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале  были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью  исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию  в теории и на практике правовой организации общественной жизни  на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности. 

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма  не воспринимала идею правового государства, считай ее буржуазной, диаметрально противоположной  классовой концепции государства. Инерция властного отрицания  и научного непризнания многовекового  опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные  социально-экономические, культурно-духовные и национальные конфликты в жизни  общества. 

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные  изменения в научных взглядах на государство и право, четко  обозначились новые подходы к  оценке их роли в политической системе  общества. Используя научный арсенал  прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных  цивилизованных странах, отечественное  правоведение, философская, экономическая  и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства  в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового  государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С. С. Алексеева. А.В.Венгерова, В.Е.Гулиева, Н.Н.Деева, В.Д.Зорькина, В.Н.Кудрявцева, Б.Л.Лазарева, Р.З.Лившица, В.С.Нерсесянца, М.И.Пискотина, Ю.А.Тихомирова, Б.И.Топорнина, Р.А.Халфиной, З.М.Черниловского, В.А.Четвернина и других.[13] 

Правовое государство—многомерное  развивающееся явление. В ходе общественного  прогресса оно приобретает новые  свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим  началом любого правового государства  является его связанность правом. Правовое государство — это такая  форма организации и деятельности государственной власти, которая  строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право  играет приоритетную роль лишь с том  случае, если оно выступает мерой  свободы всех и каждого, если действующие  законы реально служат интересам  народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует  о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование  являлось антиподам правового государства. 

 Рассмотрим теперь  основные признаки правового  государства. 

1.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Всистеме правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы  людей является закон. В законах  государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные  потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они  определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных об­ществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон. 

В то же время правовой закон не допускает своеволия  законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и  самообновления. Различного рода законодательные  ограничения и запреты субъективного  характера подрывают основы правового  государства, сдерживают общественный прогресс. 

Основной закон  правового государства—конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой  общую правовую модель общества, которой  должно соответствовать все текущее  законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить  конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство —  это конституционное государство. 

Верховенство закона, и, прежде всего конституции, создает  прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового  порядка в обществе. 

2.

Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает  как его право. Правовое государство  признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой  вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства»  государственной власти соответствует  праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного  права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая  свобода превращается в право  свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено  индивиду, ему дозволено», — и  наоборот: «Все, что не дозволено  власти -  ей запрещено». 

Правовой характер свободы индивида проявляется в  различных сферах общественной жизни. В современном демократическом  государстве объективное право  свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них - это права индивида на положительные действия государства  в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное  передвижение в пределах государственной  территории и т. д.  Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками. 

3.

Взаимная ответственность  государства и личности. Отношения  между государством как носителем  политической власти и гражданином  как участником ее формирования и  осуществления должны строиться  на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы  личности, государство в этих  пределах ограничивает себя в собственных  решениях и действиях. Оно берет  на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные  органы не могут нарушать его предписания  и внесут ответственность за нарушения  или невыполнение этих обя­занностей. Обязательность закона для государственной  власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность  депутатов перед избирателями (отзыв  депутата): ответственность правительства  перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность  должностных лиц государства  любого уровня за невыполнение своих  обязанностей перед конкретными  субъектами права. 

На тех же правовых началах строится ответственность  личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать  тяжести совершенного правонарушения. 

Правовой характер взаимной ответственности государства  и личности - это важная составная  часть объективно складывающегося  в обществе права, а не продукт  волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая  обязанность всех и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость  естественных прав человека в правовом государстве. 

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного  общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить  новые элементы в теорию и практику строительства правового государства[14]. 
 

IV

. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА  ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА  В СОВРЕМЕННОМ  РОССИЙСКОМ  ОБЩЕСТВЕ

Формирование и  существование правового государства  в любой стране предполагает   установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного  воздействия  на общественные отношения. 

Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства  можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности  это касается процесса реализации конституционных  законов и содержащихся в них  положений. 

В самом деле, можно  ли, например, обойтись без обычных  законов или подзаконных актов  в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  потери трудоспособности или же в  процессе реализации права на образование? Нет, конечно. Ибо возникающие при  этом общественные отношения настолько  сложны и многогранны, что для  своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный  акт, а систему взаимосвязанных  с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания  актов. 

Следовательно, в  условиях правового государства  речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно  обусловлено самой природой и  характером регулируемых ими общественных отношений. 

Речь идет лишь о  том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе  нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные  акты не искажали сути и содержания самих законов. 

В России и других странах, ставящих своей целью формирований правового государства, удельный вес  подзаконных, ведомственных актов  вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы и  установки о создании правового  государства неизбежно останутся  нереализованными призывами и установками, 

Среди других черт и  особенностей правового государства  следует указать на такие, как  полная гарантированность и незыблемость в условиях его существования  прав и свобод граждан, а также  установ­ление и поддержание  принципа взаимной ответственности  гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед  государством, так и государственная  власть должна нести ответственность  перед гражданами. 

Однако всегда ли это имело место в нашей  стане? Гарантировались ли раньше и  гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере — да.  Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически. Хотя и не в отношении всех граждан. Гарантии действовали и действуют в основном  в   отношении власть имущих. 

Вместе с тем  определенные гарантии сохранялись  и сохраняются и ношении прав и свобод остальных, «рядовых» граждан. В прежнем СССР и в современной  России отнюдь не всегда формальной декларацией  являлись и являются конституционные  положения, закрепляющие равенство  граждан перед законом, также  их социально-политические и личные права и свободы. Это становится особенно очевидным тогда, когда  речь идет о гарантиях права на труд, на отдых, на получение образования, медицинское обслуживание, пользование  достижениями культуры и др. Данные права в значительной мере гарантировались  в СССР. В определенной мере они  гарантируются для всех граждан  и в современной России. 

В то же время очевидным  является и то, что в силу экономических  социальных причин, роста цен и  инфляции, усиления бюрократизма и  коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в  значительной мере ослабляются. Как  раньше, так и теперь рядовой гражданин  нередко вынужден выступать в  роли ходока по «коридорам власти»  и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.[15] 

Разумеется, при таком  положении дела, когда у государства  в лице его различных органов  и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у  рядовых граждан — преимущественно  обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности  государства у, гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале  подданные, затем граждане несли  и несут всяческие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники  за многие свои деяния, включая самые  катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности  ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут.[16] 

Информация о работе Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе