Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:51, курсовая работа
Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как определенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельности, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познавательная деятельность.
Введение……………………………………………………………………………3-4
1.Понятие и общая характеристика методологии теории государства и права………………………………………………………………………………..5-7
2.Методологический плюрализм…………………………………………………8-9
3.Классификация методов исследования государства и права………………10-24
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...26
3.Классификация методов исследования государства и права.
В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство.
Переходными от философских категорий к специально-научным понятиям являются так называемые общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др. Общенаучные категории — это качественно новый тип понятий, появившийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретическим основанием новых методологических подходов: системного, а также структурного и функционального как его разновидностей, информационного, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экстраполяции и др.
1.Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления5.
Государственно-правовые явления
изучаются с различных
Методологической основой
теории государства и права является
философия, представляющая собой развитую
форму мировоззрения на основе рационального
объяснения мира и человека. Философия
изучает наиболее общие законы развития
объективного мира, человеческого общества
и мышления, позволяет проникнуть
за внешнюю видимость явлений
общественной жизни, увидеть их связи
и взаимосвязи, познать их сущность,
законы которые управляют ими. Как
мировоззрение философия
Принципы философии
В последнее время отдается
должное диалектико-
Диалектико-материалистический метод характеризуется двумя основными чертами:
Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения политических и правовых процессов.
Применительно к государству
и праву материалистический подход
означает признание того, что глубинным
источником их возникновения и развития
является экономический базис общества,
т.е. производственные отношения, обусловливающие
появление классов, иных социальных
слоев, их видоизменение, стирание различий
между ними, формирование социально
однородного гражданского общества.
Диалектический подход означает рассмотрение
государства и права в
Основные требования диалектико-
- в их постоянном развитии, конкретно-исторически. Сущность и роль государства и права могут быть правильно поняты только в том случае, если учитывать все особенности, все специфические особенности их возникновения, функционирования и преобразования. Изучение существующих государственно-правовых явлений должно проводиться не только с точки зрения настоящего их состояния, но и с учетом их предыдущего развития. Принципиально важны при этом ответы на вопросы, касающихся тех принципиальных противоречий, причин и условий, которые предопределили возникновение государства и права, влияют на их развитие в настоящее время, обусловливают тенденции и перспективы их развития в будущем;
- в неразрывной взаимосвязи
и взаимодействии с другими
явлениями – экономикой, политикой,
классовыми, национальными отношениями,
природными и иными факторами,
которые обусловливают
- не умозрительно, а в
сочетании с юридической
- не только с юридической
(формально-правовой) точки зрения,
но и с позиции других
Так использование законов и категорий материалистической диалектики при исследовании государства и права позволяет выяснить происхождение, сущность и социальное назначение государства и права, определить формы их существования, закономерности функционирования и развития и на этой основе сформулировать рекомендации по их совершенствованию, прогнозировать их исторические перспективы.
«Теория познания, принципы диалектики, ее категории и законы сами по себе не смогут дать научных результатов. Они являются направляющими требованиями и необходимыми научными средствами. Более конкретные знания получают, применяя общие научные методы. Их знание и творческое применение в изучении государства и права и иных связанных с ними явлений в значительной мере обличает путь к объективным знаниям, выступает гарантом от ошибок и получения достоверных знаний»7.
Противоположным мировоззренческим подходом к научным исследованиям государства и права отличается идеалистический метафизический метод. Идеалистический он потому, что исходит из определяющей роли сознания (его «первичности») в отношении возникновения и развития государства и права.
В результате такого подхода
к исследованию в качестве решающих
факторов в становлении и развитии
государства и права (в зависимости
от той или иной идеалистической
концепции) признаются религиозные, нравственные,
политические, этические, национальные
и даже психологические установки
личности. Этот метод метафизический,
поскольку рассматривает
Методологической основой юридических исследований могут служить и иные философские направления: неокантианство, неогегельянство, определенная религиозная идеология, позитивизм, экзистенционализм, утилитаризм и т.д.
Но философские направления, выступающие в качестве методологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических наук: они указывают лишь самые общие подходы к разрешению проблем. Поэтому используются различные приемы сбора, обработки, осмысления научной информации, так называемые частнонаучные методы исследования – это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования.
2. Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.
Анализ. Как прием научного
мышления выявляет структуру государства
и права, фиксирует их составные
элементы, устанавливает характер взаимосвязи
между ними. Важным средством логического
анализа государственно-
Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналогические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом «Синтез – это процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, принципов, характеризующих право и государство»8.
Индукция. Такой логический
прием заключается в
Дедукция. Посредствам логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности теории государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза – это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции их развития.
Моделирование – мыслительное,
идеальное воспроизведение
Информация о работе Теория государства и права в условиях реформирования общества