Теория государства и права в условиях реформирования общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:51, курсовая работа

Краткое описание

Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как определенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельности, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познавательная деятельность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3-4
1.Понятие и общая характеристика методологии теории государства и права………………………………………………………………………………..5-7
2.Методологический плюрализм…………………………………………………8-9
3.Классификация методов исследования государства и права………………10-24
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

ПТГП.docx

— 54.35 Кб (Скачать)

 

 

 

3.Классификация методов исследования государства и права.

В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство.

Переходными от философских категорий  к специально-научным понятиям являются так называемые общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др. Общенаучные категории — это качественно новый тип понятий, появившийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретическим основанием новых методологических подходов: системного, а также структурного и функционального как его разновидностей, информационного, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экстраполяции и др.

1.Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления5.

Государственно-правовые явления  изучаются с различных философских, мировоззренческих позиций: а) метафизики (материалистическая и идеалистическая); б) диалектики. Одни теории связывают  наличие государства и права  с божественной силой либо объективным  разумом (объективный идеализм); вторые – с сознанием человека, его  психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право  результатом согласия воли, договора людей (субъективный идеализм); третьи акцентируют свое внимание на матриально-диалектических причинах (объективный материализм); четвертые связывают форму государства и права с географическими характеристиками территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие государство и право явлениями постоянными (они существовали, существуют и будут существовать вечно) и неизменными, глубоко не связанными друг с другом и иными общественными явлениями (метафизические учения о государстве и праве). Религиозные теории отвергают саму возможность познания государства и права (агностицизм), утверждают примат веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы, категории.

Методологической основой  теории государства и права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального  объяснения мира и человека. Философия  изучает наиболее общие законы развития объективного мира, человеческого общества и мышления, позволяет проникнуть за внешнюю видимость явлений  общественной жизни, увидеть их связи  и взаимосвязи, познать их сущность, законы которые управляют ими. Как  мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл человеческого  бытия, очерчивает ценностные параметры  политического, правового, нравственного, эстетического и научного отношения  человека к миру. Гегель считал, что  всякая наука есть прикладная логика.

Принципы философии реализуются  посредством различных общих, специальных, частных методов. Философский (всеобщий) метод оставляет при этом большую  свободу для выбора и использования  конкретных, в том числе общенаучных, методов с учетом специфики предмета исследования, поставленных задач, уровня самой науки. Но не всегда можно понять, о какой философии, о каком  мировоззрении идет речь. Если о  любом, о мировоззрении вообще, то говорить о всеобщем, едином, действительно  научном философском методе познания не приходится.

В последнее время отдается должное диалектико-материалестическому методу. Признается, в частности, что понятийный и категориальный аппарат, выбранный философией, выступает адекватным отражением всех открытых и познанных свойств материи (именно материи!), всех существующих в действительности явлений, включая такие сложные и многогранные, как государство и право. Только полагаясь и опираясь на этот аппарат, на философские понятия и категории, можно идти от более общего, первоначального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней.

Диалектико-материалистический метод характеризуется двумя  основными чертами:

  1. Признанием в качестве определяющего фактора общественной жизни материальных, производственных отношений.
  2. Рассмотрением всех объективных явлений как находящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутренним противоречиям.

Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным  способом изучения политических и правовых процессов.

Применительно к государству  и праву материалистический подход означает признание того, что глубинным  источником их возникновения и развития является экономический базис общества, т.е. производственные отношения, обусловливающие  появление классов, иных социальных слоев, их видоизменение, стирание различий между ними, формирование социально  однородного гражданского общества. Диалектический подход означает рассмотрение государства и права в непрерывном  историческом развитии, взаимодействии, как между собой, так и с  другими социальными явлениями, а также признание того, что  их развитие происходит вследствие присущих им внутренних противоречий как социального, так и политико-правового характера6.

Основные требования диалектико-материалистического  подхода к исследованию государства  и права заключаются в том, что изучать государство и  право необходимо:

- в их постоянном развитии, конкретно-исторически. Сущность и роль государства и права могут быть правильно поняты только в том случае, если учитывать все особенности, все специфические особенности их возникновения, функционирования и преобразования. Изучение существующих государственно-правовых явлений должно проводиться не только с точки зрения настоящего их состояния, но и с учетом их предыдущего развития. Принципиально важны при этом ответы на вопросы, касающихся тех принципиальных противоречий, причин и условий, которые предопределили возникновение государства и права, влияют на их развитие в настоящее время, обусловливают тенденции и перспективы их развития в будущем;

- в неразрывной взаимосвязи  и взаимодействии с другими  явлениями – экономикой, политикой,  классовыми, национальными отношениями,  природными и иными факторами,  которые обусловливают видоизменения  государства и права и испытывают  на себе их обратное воздействие.  Только при соблюдении этого  требования может быть обеспечена  полнота и всесторонность исследования  государства и права во всех  возможных аспектах и достигнута  необходимая практическая значимость  его результатов;

- не умозрительно, а в  сочетании с юридической практикой,  отражающей экономические, политические, социальные потребности общества, их реальную обеспеченность. Именно  практика (правотворческая, судебная  правоохранительная) определяет цели  исследования и является критерием  истинности сделанных выводов;

- не только с юридической  (формально-правовой) точки зрения, но и с позиции других общественных  наук – философии, социологии, экономической теории, политологии,  истории. Тем самым на только  углубляются методологические, мировоззренческие  основы исследования, но и расширяются  возможности эффективного использования  многообразных общих и частнонаучных методов познания. Комплексный научный подход к исследованию государства и права позволяет широко и продуктивно пользоваться понятиями категориями других общественных наук, в том числе такими философскими парными категориями, как «сущность и явление», «содержание и форма», «необходимость и случайность», «возможность и действительность» и др.

Так использование законов  и категорий материалистической диалектики при исследовании государства  и права позволяет выяснить происхождение, сущность и социальное назначение государства  и права, определить формы их существования, закономерности функционирования и  развития и на этой основе сформулировать рекомендации по их совершенствованию, прогнозировать их исторические перспективы.

«Теория познания, принципы диалектики, ее категории и законы сами по себе не смогут дать научных  результатов. Они являются направляющими  требованиями и необходимыми научными средствами. Более конкретные знания получают, применяя общие научные  методы. Их знание и творческое применение в изучении государства и права  и иных связанных с ними явлений  в значительной мере обличает путь к объективным знаниям, выступает  гарантом от ошибок и получения достоверных  знаний»7.

Противоположным мировоззренческим  подходом к научным исследованиям  государства и права отличается идеалистический метафизический метод. Идеалистический он потому, что исходит  из определяющей роли сознания (его  «первичности») в отношении возникновения  и развития государства и права.

В результате такого подхода  к исследованию в качестве решающих факторов в становлении и развитии государства и права (в зависимости  от той или иной идеалистической  концепции) признаются религиозные, нравственные, политические, этические, национальные и даже психологические установки  личности. Этот метод метафизический, поскольку рассматривает государство  и права как явления, неразрывно между собой не связанные, не обусловленные всем ходом общественного (прежде всего экономического) развития, к тому же лишенные внутренних противоречий, предполагающих их постоянное, объективно обусловленное развитие.

Методологической основой  юридических исследований могут  служить и иные философские направления: неокантианство, неогегельянство, определенная религиозная идеология, позитивизм, экзистенционализм, утилитаризм и т.д.

Но философские направления, выступающие в качестве методологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических  наук: они указывают лишь самые  общие подходы к разрешению проблем. Поэтому используются различные  приемы сбора, обработки, осмысления научной  информации, так называемые частнонаучные методы исследования – это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования.

2. Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.

Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства  и права, фиксирует их составные  элементы, устанавливает характер взаимосвязи  между ними. Важным средством логического  анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков  государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных  положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.

Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства  и права для обобщения тех  данных, которые получены в результате анализа различных свойств и  признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналогические знания отдельных  элементов государства и права, мы получаем представление о государстве  и праве в целом «Синтез – это процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, принципов, характеризующих право и государство»8.

Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном  познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства  и права, на основе которого затем  даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать  объективный вывод том, что такое  орган государства. Сформулировав  понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных  органов).

Дедукция. Посредствам логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или  другим общим выводам познаются  общие закономерности теории государства  и права. Затем, постепенно расчленяя  их на определенные группы, единичные  образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте  и теоретического обоснования для  того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза – это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции их развития.

Моделирование – мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых  объектов. Эта операция позволяет  формулировать научные понятия, отражающие общие свойства явлений, абстрагироваться от их конкретных, случайных  свойств.

Информация о работе Теория государства и права в условиях реформирования общества