Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:51, курсовая работа
Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как определенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельности, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познавательная деятельность.
Введение……………………………………………………………………………3-4
1.Понятие и общая характеристика методологии теории государства и права………………………………………………………………………………..5-7
2.Методологический плюрализм…………………………………………………8-9
3.Классификация методов исследования государства и права………………10-24
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургский Государственный Университет»
Юридический факультет
Кафедра теории государства и права
Курсовая работа
По дисциплине: Проблемы теории государства и права
На тему: Теория государства и права в условиях реформирования общества
Студентка З-09-Юр-1 (уск.)
Капленко Л.В.
Оренбург 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и общая характеристика
методологии теории государства и права…………………………………………………………………
2.Методологический плюрализм…………………………………………………8-
3.Классификация методов исследования государства и права………………10-24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как определенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельности, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познавательная деятельность.
Изучение методологии теории государства и права актуально теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии теории государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным, наука - бессодержательной. И наоборот. Лишь теория вооруженная адекватным методом познания, может выполнить стоящую перед ней задачу, создать подлинную научную картину предмета познания.
Практическая актуальность изучения методологии теории государства и права состоит в реальном применении методов к действующим государственным и правовым институтам, нормам права, законам. Правильный выбор и использование метода обеспечивают и научную корректность теории и практическую результативность.
Авторский интерес к этой
проблеме вызван тем, что она требует
определенного переосмысления с
позиции новых данных науки, потребностей
юридической практики. Настоящая
тема слабо изучена, хотя некоторые
авторы и посвящали свои работы наиболее
важным ее аспектам. Редко можно
встретить ее рассмотрение и в
периодической печати, в основном
же данная тема раскрывается (недостаточно
полно) в учебных пособиях и справочниках.
Тема методологии государства и
права заслуживает большего внимания,
так как и в ней в сегодняшний,
На сегодняшний день, одной
из важнейших проблем методологии
является проблема деидеологизации. Необходим
поиск исследовательских
Целью данного исследования является анализ уже существующей методологии и отражение примерной ее системы, а также существующих в современный период противоречий в системе методов государства и права.
1.Понятие и общая характеристика методологии теории государства и права.
Методология - философская категория. Она понимается как философское учение о методах познания явлений реальной действительности. Философия разрабатывает общие или общенаучные методы, которые используются во всех науках и являются общими приёмами и способами углубления научных знаний, поиска точного соответствия знаний реальным обстоятельствам, нахождения истины. Результатом методологии - науки о методах научных исследований - являются определённые научные понятия, категории, определения, принципы, приёмы и способы мышления и деятельности, которые используются при проведении научных исследований.
В зависимости от того, какой метод используется при проведении исследования, во многом зависит и полученный результат. Он может быть адекватным реальной действительности, а может и отличаться от неё и быть ложным.
Наука философия разработала наиболее общие научные методы, использование которых обеспечивает достижение адекватного, истинного понимания исследуемых реальных вещей и предметов. К ним относятся; материалистический, диалектический, логический, исторический, анализ и синтез, понятийный, системный, функциональный, познавательный, метод восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, т.е. метод индукции и дедукции, метод сравнительного изучения, эвристический, синергетический, математический, метод научного плюрализма, эмпирический, метод объективности, всесторонности или комплексности, сочетания теории и практики и некоторые другие.
Специфика каждой науки выражается не только в ее предмете, но и в способах его познания. Общая теория государства и права, исследуя закономерности их возникновения, функционирования и развития, также пользуется в этих целях весьма широким арсеналом приемов научного познания как мировоззренческого, философского, так и прикладного, предметного характера.
Приемы, способы изучения реальной действительности, получения о ней объективных знаний безотносительно к конкретной области науки рассматриваются как методы научного познания. Совокупность таких методов применительно к определенным предметам исследования составляет методологию конкретной науки.
Иногда понятие методологии
научного исследования, в том числе
и в юриспруденции, подменяется
понятием некоего общего метода. Так,
совокупность приемов и способов,
с помощью которых
Общей теории государства и права присуще использование не одного отдельно взятого приема, способа исследования, а их системной совокупности. Многие из них используются и в других сферах научных изысканий. В первую очередь это касается мировоззренческого подхода, который справедливо расценивается как общенаучный метод. В этом смысле системная совокупность особых приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений представляет собой методологию общей теории государства и права.
В науке (в частности, в юриспруденции) господствует мнение, согласно которому всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера (от выявления наиболее общих закономерностей до определения характерных черт конкретных явлений) можно разделить на четыре основных вида:
1. Всеобщие методы (философские и мировоззренческие методы). Они используются во всех науках и на всех стадиях научного познания.
2. Общенаучные методы. Их
применяют разные науки с
3. Специальные методы. Они
разрабатываются и
4. Частнонаучные методы. Они вырабатываются и применяются только одной отдельной наукой, в данном случае – юриспруденцией, в том числе общей теорией государства и права. Имеются в виду такие специально-правовые (формально-юридические) методы исследования, как сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм.
При всей научной и практической зависимости этой градации научных приемов, способов исследования она в определенной степени условна, так как методы применяются во взаимодействии и взаимообусловленности. Так, философский, мировоззренческий метод реализуется не сам по себе, а посредством общих и частных методов. Последние дают желаемый эффект только в том случае, если опираются на определенную мировоззренческую базу. Частнонаучные методы, кроме того, формируются и реализуются на основе и с учетом требований общих методов. Например, метод толкования правовых норм предполагает использование приемов сравнения, формальной логики, системно-структурного анализа и т.п2.
2. Методологический плюрализм как метод.
В настоящее время в нашей науке всё более широко используется метод научного плюрализма, который позволяет рассматривать все научные направления, независимо от того, какой политической или иной ориентации придерживаются их авторы. В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический — марксистско-ленинский — подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, то есть правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.
Плюрализм – это многоаспектность в любом исследовании, в том числе и в теории государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и в силу определенных причин пренебрегает другими как несущественными, побочными, то она неизбежно становится на тупиковый путь своего дальнейшего развития. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний.
Поиск новых исследовательских средств, новых методов обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях. «Допущение методологического многообразия в теории государства и права не означает её идейной неопределенности, а именно: все возможные методологии лишь в разных аспектах отражают право и государство как универсальные свойства общественной жизни, материализующихся в различных формах»3.
Многовековой мировой
опыт государственно-правового
Плюрализм, как метод научного исследования, имеет и определённые недостатки. Они выражаются в том, что в науке существуют противоположные и даже исключающие друг друга точки зрения. В результате при характеристике какого-либо явления или предмета возникает ситуация, при которой один и тот же объект исследования наделяется противоположными свойствами. Так, например, в теории права и государства нормой права признаётся правило поведения, имеющее общее значение, т.е. относящееся к неограниченному кругу лиц. Одновременно считается, что роль норм права выполняют и некоторые конкретные предписания, адресованные отдельным индивидам. Оценивая в целом метод научного плюрализма, следует отметить, что он имеет больше достоинств нежели недостатков, поскольку позволяет видеть и анализировать весь спектр научных взглядов, теорий, концепций, что, несомненно, обогащает науку в целом, хотя и порождает дискуссии.
Информация о работе Теория государства и права в условиях реформирования общества