Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:34, курсовая работа
Теория государства и права относится к общественным, гуманитарным наукам. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки в целом как науки о государстве и праве.
Вопрос о происхождении государства и права является дискуссионным, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Происхождение, сущность и типы государств………………………..5
1.1.Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть…5
1.2.Общие закономерности возникновения государства, его признаки и
сущность…………………………………………………………………………...8
1.3. Теории происхождения и сущности государства………………………….11
Глава 2. Понятие, происхождение и общие закономерности возникновения
права………………………………………………………………………………..20
2.1. Понятие права………………………………………………………………….20
2.2. Особенности возникновения права…………………………………………..21
2.3. Теории возникновения права…………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.
Теория насилия в наиболее логическом завершенном виде возникла в ХIХ в. В трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах- насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, государство- «естественно» возникшая лрганизация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.
Следовательно, государство- не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
Военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. Однако, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.
Основоположником психологическ
Под данными свойствами подразумеваются: желание большинства населения быть защищёнными и подчиняться более сильным, желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми, способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле, желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов – сопротивляться власти, совершать преступления и т.д. и необходимость их обуздания.
Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.
Достоинства теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.
Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство – социальные, экономические, политические и др.
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820–1903), а также учёными Вормсом и Прейсом. Г. Спенсер считал государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе, – полагал Спенсер, – выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.
Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: люди образуют государство, как клетки – живой организм, государственные институты подобны частям организма, правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам и т.д., между государствами, как в живой среде, идёт конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные, например, Римская империя, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. – США. В ходе естественного отбора государство совершенствуется: всё ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).
Достоинствами теории является следующее: восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма, признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.
Недостатками данной теории является следующее: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества, сильное влияние дарвинизма, отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такое многообразие научных взглядов обусловлено историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
Глава 2. Понятие, происхождение и общие закономерности возникновения
права
2.1. Понятие права
Право- явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, политическое право, право народов и т.п.); во –вторых, право в специально-юридическом, как инструмент, связанный с государством. В более узком понимании право разделяют на объективное и субъективное.
Право в объективном смысле- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право- это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве.
Субъективное право- это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Наиболее значимым признаком права, включенным в определение данного понятия , выступает его тесная связь с государством, которая выражается в том, что :
- государство
официально устанавливает
- право, будучи
нормативным выражение
- право выступает
в качестве особого
- в отличии
от других социальных норм
специфика регулятивной роли
права связана с
Выделим следующие подходы к сущности права:
- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм;
- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.
Наряду с этими основными можно выделить религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности права.
2.2.
Особенности возникновения
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, потому что во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».
При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.
Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп.
Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права - его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.
Право более сложный регулятор, чем обычаи, потому что кроме запретов нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права- следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
- перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
- правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы- нормативных актов (законов, указов и т.п.);
- прецедентное право, состоящее из конкретных решений( принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).
На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).
2.3. Теории возникновения права
В разных частях света, в группах
государств или в отдельно
взятой стране исторически
Каждая научная теория преувеличивает, показывает только какую-то одну сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет собой не только исторический, но и теоретический интерес.
Еще в древности наметилось различие
права (естественного) и закона. Суть данной теории
состоит в том, что, кроме позитивного
права, которое создается государством,
существует общее для всех людей естественное
право, стоящее над позитивным правом.
Последнее основывается именно на требованиях
естественного права (права на жизнь, свободное
развитие, труд, участие в делах общества
и государства). Понятие естественного
права включает в себя представления о
прирожденных и неотъемлемых правах человека
и гражданина, которые являются обязательными
для каждого государства. Еще римские
юристы наряду с гражданским правом и
правом народов выделяли естественное
право (jus naturale) как отражение законов природы
и естественного порядка вещей. Цицерон
говорил, что закон государства, противоречащий
естественному праву, не может рассматриваться
как закон.
Фундаментальную разработку
теория естественного права получила
в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха,
Радищева и других мыслителей. Изложенные
в них идеи нашли закрепление в американской
Декларации независимости (1776 г.), во французской
Декларации прав и свобод гражданина (1789
г.) и в других государственных актах. Естественные,
прирожденные права человека получили
конституционное закрепление во всех
современных правовых государствах. В цивилизованном обществе нет оснований
для противопоставления естественного
и позитивного права, так как последнее
закрепляет и охраняет естественные права
человека, составляя единую общечеловеческую
систему правового регулирования общественных
отношений.
Основные идеи теории:
- разделение права и закона (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения);
- отождествление права и морали( по мнению представителей данной теории , такие абстрактные нравственные ценности , как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права);
- источник
прав человека находится не
в законодательстве, а в самой
человеческой природе, эти права
приобретаются от рождения
Основные достоинства теории:
Информация о работе Теории происхождения и сущности государства и права