Теории происхождения и сущности государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Теория государства и права относится к общественным, гуманитарным наукам. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки в целом как науки о государстве и праве.
Вопрос о происхождении государства и права является дискуссионным, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Происхождение, сущность и типы государств………………………..5
1.1.Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть…5
1.2.Общие закономерности возникновения государства, его признаки и
сущность…………………………………………………………………………...8
1.3. Теории происхождения и сущности государства………………………….11
Глава 2. Понятие, происхождение и общие закономерности возникновения
права………………………………………………………………………………..20
2.1. Понятие права………………………………………………………………….20
2.2. Особенности возникновения права…………………………………………..21
2.3. Теории возникновения права…………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по ТГП.docx

— 69.83 Кб (Скачать)

сущность

       Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались  философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития  государства- с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

    «Что  такое государство?- восклицал один  из российских государствоведов  в начале ХХ в., А. Паршин,- вот  вопрос, который до сих пор  стоит открытым перед человеческим  умом».2

Процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

    Возникновение  государства в Афинах шло классическим  путем, т.е. из внутренних противоречий. Этапное значение  в этом процессе  имели реформы Тезея, Солона и Клисфена.

Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса : эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников).

Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз (размер и доходность землевладения). Управленческие должности могли занимать лишь представители трех высших классов, четвертый класс имел право выступать и голосовать на народном собрании.

Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин-округов во главе которых стояли старейшины.

     Формированию государства древних  римлян  способствовала борьба  между патрициями, составлявшими  коренную римскую  аристократию, и плебеями, бесправным пришлым  населением, не допускавшимся к  управлению обществом.

      Возникновение государства древних  германцев  ускорилось завоеванием  огромной территории Римской  империи, для управления которой  органы власти  родового строя не были приспособлены.

Степень влияния различных факторов (разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства различных народов проявляется по-разному.

Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства, сказалось на формальных и типологических особенностях появившихся  государств. Это и доклассовые древневосточные деспотии Египта и  Малой Азии, и первичные города-государства Месопотамии Месоамерики и Горного Перу, и рабовладельческие государства Балканского полуострова, островов Эгейского моря, и феодальные государства Западной и Восточной Европы.

При всем многообразии форм возникновения государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Если первобытно- общинная  организация власти основывалась на кровном родстве всех  членов родоплеменного объединения, то государство- на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет  пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Признаком государства  является не территория сама по себе, а деление населения  по месту  проживания, устанавливающая принадлежность граждан определенному государству.

Государство- это особая  организация публичной власти, которая уже не совпадает  с волей всего населения, носит политический характер.

Основным признаком государства является также  наличие аппарата принуждения (армия, полиция и др.).

Суверенитет – это тоже признак государства. Что он означает? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене. В мире всегда существовали и существую государства  с формальным или ограниченным  суверенитетом.

Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически не осуществляется.

Принудительное ограничение суверенитета  может иметь место  по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета допускается самим государством по договоренности  с другими государствами ради достижения общих целей.3

Основным признаком государства наряду с отмеченными являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы для содержания армии, полиции, государственного аппарата. Позднее они стали использоваться  и на различные осуществляемые государством  образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и другие  программы.

    Кроме  названных основных признаков каждое государство характеризуется  своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия.

Таковы наиболее важные, можно сказать, классические признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. К ним могут быть добавлены и иные признаки, характеризующие государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создания информационной и энергетических систем и т.д., но они не в равной степени присущи каждому данному государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации.

 

1.3. Теории происхождения  и сущности государства

      В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Каждая из них отражает взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс или взгляды и суждения  одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Причины многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности  самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом  трудностях его восприятия  со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, противоречивыми  экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. Во-вторых, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы. В–третьих, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ним процессами.4

Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

     Теологическая  теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога. Первоначальные религиозно–мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.

Эта теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества, духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. В древней Греции ученик Сократа (469–399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, – Аристокл, под прозвищем Платон (427–347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского – Аристотель (384–322 до н.э.) – также является сторонником божественного происхождения государства и права.

Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

В теологической теории – учении богослова Фомы Аквинского (1225–1274), которая в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх – помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха. Своего рассвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII–XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».5

     Патриархальная теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по  этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642), «Патриарх» (1680). Так происхождение государства и теория «божественного права королей» выводились из изначального патриархата. Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха – отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842–1904), а на Западе – английского историка права Г. Мэна и других. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной «отеческой» власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.

      Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором – результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V–IV веках до н.э. Софистами в Древней Греции. Эта теория содержит чрезвычайно много аспектов, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Ряд авторов выделяет договорную теорию – как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права.

В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая – естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая – позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное – вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством. Позитивное право – это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.6

Вершины своего развития договорная и естественно–правовая теории достигают когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII–XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России – П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749–1802). Последний полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных. Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712–1778). Вопрос о том, что собой представляет Общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712–1778) и особенно в его знаменитом труде «Об Общественном договоре».

Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит по мнению Руссо, в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».7 Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда «хотят быть неограниченными». Хотя им издавна твердили, что «самое лучшее средство стать таковыми – это снискать любовь своих поданных», однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки»8.

Информация о работе Теории происхождения и сущности государства и права