Теории происходжения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:16, реферат

Краткое описание

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего.

Оглавление

Введение
Основные теории происхождения государства
Теологическая теория
Патриархальная теория.
Договорная теория.
Теория насилия
Органическая теория.
Марксистская теория
Психологическая теория
Ирригационная теория
Естественно историческая теория происхождения государства.
Общие закономерности происхождения государства и права.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актобе, 2010

 

 

 

 

 

План:

 

 

Введение

  1. Основные теории происхождения государства
    • Теологическая теория
    • Патриархальная теория.
    • Договорная теория.
    • Теория насилия
    • Органическая теория.
    • Марксистская теория
    • Психологическая теория
    • Ирригационная теория
  2. Естественно историческая теория происхождения государства.
  3. Общие закономерности происхождения государства и права.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      

Изучение процесса происхождения государства и права имеет  не  только чисто познавательный, академический, но и  политико-практический  характер. Оно позволяет глубже понять социальную  природу государства и права,  их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить  все свойственные  им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их  место и   роль   в   жизни   общества   и   политической   системы.   Современная действительность не обособлена от прошлого  и будущего.  Она лишь  новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние,  сложные, подчас  противоречивые  тенденции  прошлого,  отрицает  отжившее,  наделяет перспективное  иным  качеством,  порождает  тем  самым  новые  тенденции  и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно,  чтобы  понять современное государство  и  право  нужно  знать  как  они  возникли,  какие основные этапы  прошли  в  своем  развитии,  какие  причины  влияли  на  их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

       Теория  государства  и   права   изучает   разнообразие   первопричин образования и развития государства  и   права.  При  этом  особое  значение придается  изменению  организационно-производственной  структуры  общества. Кардинально усложнившееся в  период  разложения  первобытнообщинного  строя бытие общества, угроза его ослабления,  распада и даже  гибели  порождает необходимость в особой, стоящей над ним,  регулирующей  силе,  а  отсюда  в государстве,  обеспечивающем  его жизнеспособность  и целостность.   Этот длительный и сложный процесс постепенно  приобретал  все более отчетливо выраженный политический характер.

       В  дальнейшем необходимость государства и права  обуславливается  всей совокупностью причин самого  различного,  прежде  всего,  общенационального порядка.  Государство  и  право  выступают   как   определенное   выражение гражданской  общности,  приобретая  при   этом   ту,   или   иную   степень относительной самостоятельности. Они начинают  функционировать,  во  многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития.  каждая  страна,  имея свой набор, свое сочетание предпосылок  исторического  развития,  формирует  неповторимый, индивидуальный образ  национальной  государственности.  Общие закономерности развития государства и права в каждой  стране  проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь  на  научные результаты историко-юридических исследований, формулирует,  открывает  наиболее  общие закономерности развития и функционирования государства и права. Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

 

1. Основные  теории происхождения государства

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Ее представителями были  многие   религиозные   деятели   Древнего   Востока, средневековой Европы  (Фома  Аквинский -  XIII  в.),  идеология Ислама  и современной католической  церкви  (Ж.  Маритен).   Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

Согласно теологическим  учениям, государство служит воплощением  божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема  и подчинение ей естественно. Правители  действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

Наиболее широкое распространение  эта теория получила в эпоху средневековья  и имела главной своей направленностью  обоснование превосходства церковной  власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога. Теологическая  теория  не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли  (а она может укладываться в любую другую концепцию).  В  то  же  время  теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от  Бога,  но  вместе  с  тем  и зависимости самого государства от божественной  воли,  которая  проявляется через церковь и другие религиозные организации.

       Теологическую   теорию   нельзя   доказать,   как   нельзя   и   прямо опровергнуть:  вопрос  о ее  истинности  решается  вместе  с вопросом   о существовании Бога, Высшего разума, т.е.  это,  в  конечном  счете,  вопрос веры.

 

Патриархальная  теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи Смысл этой теории заключается в том,  что государство возникает из  разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это  продолжение

 власти  отца,  монарх  же  является  отцом   всех   своих   подданных.   Из патриархальной  теории естественно вытекает  вывод о необходимости всех  людей подчиняться государственной власти.

       Основные  положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни  одного  исторического свидетельства подобного способа   возникновения    государства.    Напротив,    установлено,    что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе  разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Патриархальная теория также как и  теологическая  теория  возникла  в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные  идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский  и другие). Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую  семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.

В России последователем патриархальной теории был русский  социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

 

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Эта теория получила распространение  в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и  др.

Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

Сторонники этой теории исходили из того, что государству  предшествует естественное состояние  общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания.

       Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей:  Г.Гроция,  Т.Гобса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и других, т.е. в XVII-XIII вв. По этой теории, до появления государства, люди находились  в  «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному  (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие  -  «золотой век» и т.п.). Дхон Локк (1632-1704) исходил  из  того,  что  всякое  мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной работе  «Два  трактата  о  правлении»  по  поводу  того,  что  «с государствами происходит то же, что и с отдельными людьми:  они  обычно  не имеют никакого представления о своем рождении и младенчестве», Локк  вместе с тем обстоятельно развивал идеи  относительно  того,  что  «объединение  в единое политическое общество» может и  должно  происходить  не  иначе,  как посредством «одного лишь согласия». А это, по мнению автора, и  есть  «весь тот договор, который существует или должен существовать  между  личностями, вступающими в государство или его создающими».

       В  большинство  концепций  входит  идея  «естественного  права»,  т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых,  естественных прав, полученных  от Бога или от Природы. Однако в процессе развития  человечества  права  одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную  жизнь,  люди  заключают  между  собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

 Эти положения нашли  свое отражение в конституциях  ряда западных государств.

 Так, в Декларации  независимости США  (1776  года)  говорится:  «Мы  считаем самоочевидными  истины:  что  все   люди   равными   и   наделены   Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу  которых  относится  право  на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих  прав люди создают правительства, справедливая  власть  которых  основывается  на согласии управляемых». (Характерно, что в работах многих  представителей  указанной школы обосновывалось право народа  на  насильственное,  революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и  другие).  Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США.  Отмечая  прогрессивность  многих   положений   теории   общественного договора,  которая  противостояла   феодальному   сословному   государству, царящему в  этом  обществе  произволу,  неравенству  людей  перед  законом, следует указать  все  же  на  то,  что  нет  убедительных  научных  данных, подтверждающих  реальность  этой  теории.   Можно   ли   себе   представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии  уже существующих властных  структур?  Игнорирует  эта  теория  и  необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

 

Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.

Теория насилия также  возникла  в  XIX  в.  Ее  представителями  были Л.Гумплович, К.Каутсткий, Е.Дюринг и другие.  Они  объясняли  возникновение государства и права факторами военно-политического  характера:  завоеванием одним  племенем  (союзом  племен)  другого.  Для  подавления  порабощенного племени  и  создавался   государственный   аппарат,   принимались   законы. Возникновение государства, таким образом,  рассматривается  как  реализация закономерности подчинения слабого сильному. «История не предъявляет нам  ни

Информация о работе Теории происходжения государства