Сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.Всякое государство неразрывно связано с правом, выражая через него свою волю. Право же закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Идея правового государства не нашла своей полной реализации ни в древности, ни в новейшее время, что говорит об актуальности изучения данной проблемы.

Оглавление

Введение. 2
1.Сущность права: понятие и содержание. 4
2. Эволюция представлений о сущности права 8
2.1 Понятие сущности права на ранних стадиях развития общества 8
2.2 Развитие сущности права в Средние Века 12
2.3 Концепции правопонимания в Новое Время 16
3.1 Основные правовые школы и учения 24
Заключение. 31
Приложение 33
Таблица основных теорий происхождения права 33

Файлы: 1 файл

Сущность права современные подходы и решения.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

После «темного» с точки зрения развития правовой мысли Средневековья, в котором развитие получили лишь две концепции, настал период, который послужил толчком для развития представлений о праве.

 

 

3. Основные современные учения о сущности права и поиски нового понимания права.

 

Представления о сущности права находятся в развитии и являются предметом активных споров и в современных условиях развития общества. Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить основные.Для того чтобы максимально полно изучить вопрос сущности права, одним из важнейших условий является обозначить основные учения о сущности права, указать непосредственную практику, в которой бы употреблялась эта часть теории права, которая отображала бы реалии развития представлений о сущности права. Совокупность представлений о праве образует правовую школу.

 

3.1 Основные правовые школы и  учения

В Психологической теории право трактуется, главным образом, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное — установленное государством и поддерживаемое им, неофициально — лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психологические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.Однако, правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение по существу растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права как сложного явления социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.9

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который еще следует заполнить и т.п. – вот постулаты социологического направления, и в частности реалистической теории права в США. Наполнять законы правом призваны судьи и администраторы. Как убеждаемся, недоверие к закону и законности – вот суть реалистического подхода к праву.

На почве критики  старых законов после Октябрьской  революции социологический подход пропагандировался и в марксистской теории права (например, взгляды П.И. Стучки). Утверждались совершенно новые общественные связи, и их спешили объявить правовыми, самим правом. Но поскольку в то же время издавались декреты советской власти и ставить их под сомнение в качестве права марксистские политические деятели не могли, то правом объявлялись одновременно и новые законы, и новые отношения.В последние десятилетия получил распространение взгляд на право как на деятельность физических должностных и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия. В большей степени этому способствовала компрометация лицемерного юридического позитивизма сталинской эпохи, когда писаное право (законодательство) для многих оставалось на бумаге, а нарушения конституционных норм являлись едва ли не нормой жизнедеятельности отдельных ведомств и многих ответственных работников. Однако следует различать, как представляется, консервативную и прогрессивную ветви социологического подхода к праву. Те, кто объявлял правом практику государственного строительства, преобразования общественного бытия на коммунистических началах или даже «саму общественную жизнь» в целом в период застоя нашего общества, – все они вольно или невольно оправдывали теневые отношения во всех их разновидностях, придавали им характер правовых. Жизнь тогда, как хорошо известно, шла своим чередом в обход закона, помимо закона и в нарушение закона. Напротив, в условиях, когда наблюдаются глубокие перемены в жизни в сторону поворота ее к международным стандартам, в социологических взглядах ряда авторов можно усмотреть весьма прогрессивные мотивы.

Как бы то ни было, для  правореализующей практики, для правоприменителей  рассматриваемый подход к праву  менее предпочтителен, поскольку  он, скорее, дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Каковы причины этого? Каковы отрицательные стороны правового реализма? Назовем три основные:

1.отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;                                                         2.решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;.

3.опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

В условиях нашей действительности, когда работники правоохранительных органов не прочь удовлетворить  свои интересы в обход и вопреки закону, трудно даже вообразить, что было бы, если бы они вообще не были связаны никакими законами. У нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуальных, в частности) и моральных (общекультурных) гарантий против произвола судей, прокуроров и администрации. В отношении всех должностных лиц, милиции самый лучший принцип, какой можно предложить, это, как уже отмечалось, «дозволено только то, что прямо разрешено законом». Социологический подход к праву очень хорош для исследователя и для законодателя. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии. Социально реализованное бытие писаных норм – источник их постоянного совершенствования. Жизнь права – источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации (жизни), и критерий справедливости, ценности, эффективности правовых норм. Рассмотрение их непосредственно в качестве права обедняет теорию и дезориентирует практику.В основе солидаристского направления, или социальной концепции права лежит идея солидарности, т.е. сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознавать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий “общие интересы” всех групп.

Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособлено, а наряду с другими элементами социальной действительности — экономикой, политикой, моралью в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости.10

Нормативное понимание  права самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Уже по одной этой причине нельзя отвергать данный подход. Нельзя связывать его с одними именами (например, именем Вышинского), забывая о других, или с одним временем (например, временем культа личности), не принимая во внимание позитивную роль нормативистских воззрений и нормативистской практики.

В наибольшей степени  нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами ее индивидов.11

При таком обилии правовых школ, существуют такие концепции, которые  образовались совсем недавно и являются наиболее современным отображением взглядов людей о праве. Далее речь пойдет именно об этих теорияхСогласно теории “возрожденного естественного права” (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, “естественному праву”, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит “естественному праву”. Как и в естественно-правовой доктрине, здесь проводится идея, что позитивное право должно соответствовать высшей справедливости, “естественному праву”.В рамках теории “возрождения естественного права” выделяются два основных направления — неотомистская теория права и “светские” концепции естественного права.Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом, управляющим миром.Неотомизм — по существу новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

Неопозитивизм — направление современной юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, открывая тем самым нормативные установления от существующих правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно, поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

“Светская” доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для теории естественного права характерным является признание в качестве основы “правильного”, “законного” права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.12Существует огромное количество различных правовых учений, каждое из которых уникально в вопросе рассмотрения сущности права. Все эти концепции являются составленными моделями практического воплощения представлений о сущности права. При этом очень важно не забывать о том, что все эти школы развиваются,а не стоят на месте, происходит модификация представлений о сущности права. Очень важным является то, что на этих концепциях нельзя зацикливаться, все они развиваются, а новые тенденции в развитии права приводят к появлению новых учений о сущности права.Новому Времени свойственен гораздо больший радикализм правовых взглядов. Это обусловлено тем, что общество встало на демократические рельсы, свободы открыли широкое пространство для мысли. Именно период Нового Времени и Эпохи Возрождения принес наибольшее количество правовых концепций и теорий. Понятия о сущности права стали наполнены гораздо большим содержанием, чем наполнялись ранее.

 

                                  Заключение.

Сущность права – понятие крайне тонкое. Право характеризуется двойственной природой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой - долговременные интересы всего общества. Определение и разграничение данных понятий крайне важно для изучения сущности права.С точки зрения практики сущность права интересна тем, что большое количество ученых-правоведов и не только занимались изучением этого вопроса. Концепции правопонимания составляют огромный материал, в котором описаны самые различные аспекты права, ведь каждый правовед обращал особое внимание на какой-либо аспект.Представления о сущности права безусловно нужно рассматривать в эволюции и развитии, вне отрыва от конкретной исторической и социально-политической обстановки. Лишь тогда мы сможем получить истинные знания о сущности права и о каждой отдельной теории понимания сущности права.Вопрос будущего права скорее философский, нежели сугубо правовой. В первую очередь потому, что первичную роль в нем играет гипотеза. Но при этом мы можем проследить вполне предсказуемые тенденции в будущем, так как они начали свое развитие задолго до официального закрепления данных норм. Мы можем утверждать, что праву просто придется видоизмениться, так как без этого невозможно будет преодолеть институциональный кризис власти. Представления о сущности права могут поменяться как в сторону расширения содержания данного понятия, так и в сторону сужения, что маловероятно, так как намечается появление большого количества новых институтов права и отраслей.Таким образом мы рассмотрели все этапы развития сущности права.

Информация о работе Сущность права