Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2015 в 12:30, контрольная работа
Целью работы является изучение сущности государства и его целей с точки зрения разных теоретических подходов.
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие и признаки государства;
2. Изучить сущность государства;
3. Рассмотреть формы государства;
4. Изучить классификацию и эволюцию функций государства;
5. Проанализировать функции и социальное назначение государства;
6. Изучить механизм реализации функций российского государства.
Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
1.1. Понятие и признаки государства
1.2. Сущность государства
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
2.1. Формы государства
2.2. Классификация и эволюция функций государства
2.3. Механизм реализации функций российского государства
Заключение
Список использованной литературы
К первым следует отнести:
- правотворческую форму (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);
- правоисполнительскую форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);
- правоохранительную форму (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм).
Ко вторым можно отнести:
- организационно-
- организационно-хозяйственную (бухучет, статистика, снабжение);
- организационно-идеологическую (работа, которая связана с толкованием вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).
Говоря о методах осуществления функций государства необходимо отметить, что они являются разнообразными. В ходе охранительной функции, государством используются методы убеждения и принуждения, при осуществлении экономической функции необходимы экономические методы, такие как прогнозирование, планирование, государственные субсидии, защита потребителей.
Чтобы выполнить свои функции любое государство формирует специальную структурную организацию, которая именуется государственный аппарат. Он является олицетворением материальной силы государственной власти.
Аппарат государства представляет собой систему государственных органов, которые взаимосвязаны едиными принципами, общей целью и взаимодействием, наделены властными полномочиями и располагают материально-техническими возможностями с целью реализации своих функций. Государственные органы представляют собой структурные звенья государственного аппарата. Чтобы образовался государственный орган, нужна соответствующая правовая основа, то есть специальный нормативно-правовой акт. Как правило, систему государственных органов устанавливает конституция (основной закон государства)20. Государственными органами обеспечивается реализация мощной и результативной государственной власти. У государственных органов, как официальных представителей государства, имеется право на издание нормативно-правовых или индивидуальных правовых актов, которые обязательны для исполнения. Государственному аппарату нужны кадры чиновников-управленцев, которые обладают определенной квалификацией и профессионализмом. Такой класс людей называют бюрократией. Однако данное определение используется и в негативном смысле, в качестве отрицательного проявления деятельности государственного аппарата в таких его чертах: формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность и черствость, равнодушие к людям и их нуждам21.
Чтобы преодолеть данные отрицательные явления используется принцип «разделения властей», которые предполагает систему взаимных «сдержек и противовесов». Аппарат управления должен выступать как инструмент органа власти, избранного и контролируемого народом. Его работа должна быть осуществлена на принципе законности, который предполагает абсолютное соблюдение законов.
Данный орган необходимо различать с общественными организациями, объединениями. Он наделен властно-принудительными полномочиями с целью исполнения собственных функций, имеет свою сферу, свою область занятий, которую именуют предметом ведения. Государственный орган характеризуется понятием «компетенции», означающий круг и объем полномочий и обязанностей, которые принадлежат данному органу, и предмет его ведения. Принцип деятельности государственного органа характеризуется как «можно делать лишь то, что прямо разрешено». Обратный же принцип работает в отношении граждан, юридических лиц.
Реализация своей компетенции происходит государственным органом путем издания определенных актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и др.).
У данных органов имеется определенная форма деятельности, иерархия, к примеру, выделяются центральные и местные Наукой государственного, административного права, осуществляется углубленное изучение государственного органа, государственного аппарата22.
Перед теорией государства же стоит следующая задача: определение взаимосвязи функций государства и выполняющих их структур - . государственных органов23.
Необходимо обратиться и к практическому значению верного теоретического решения данного вопроса. Государственный орган должен создаваться под функции и никак не наоборот. Однако не является обязательным создавать государственный орган каждой новой функции. Данное положение может разрешиться взятием существующим органом новых функций, при этом расширив свою компетенцию.
Данные явления в случае их соблюдения в реальности могут выразить огромное практическое значения для результативной деятельности государства, выполнения его социального назначения.
Итак, орган государства представляет собой специально созданную структуру, которая составляет часть государственного аппарата, наделена компетенцией, нужной для реализации функций 24.
Построение аппарата государства должно проходить строго законно и основываться от функции к органу25.
Необходимо также отметить наличие широкого и узкого смысла определения органа государства. Под первым понимается орган государственной власти, а под вторым орган, который ориентирован на конкретную функцию. В свете существующей иерархии государственных органов предусматривается подотчетность и подконтрольность одних органов другим.
Названные недостатки характерны для отечественного государства настоящего времени. Классические пороки бюрократизма и корпоративизма, игнорирования права и пренебрежения интересами граждан и переплетаются с невозможностью исполнить на базовом уровне своих обязанностей – надлежащего осуществления основных функций государственной власти на принципе законности и правопорядка. О данных недостатках свидетельствует преступность, коррумпированность государственного аппарата и другое26.
Решение данных проблем возможно с помощью основных форм и направлениями борьбы, каковыми являются развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки кадров для государственного аппарата и другое27.
Под механизмом (аппаратом) государства понимается не цель, а организационная форма и средство реализации суверенной государственной власти на основе принципа законности. Положение дел в стране, качество жизни народа, защита их прав и свобод находятся в прямой зависимости от качества работы данного аппарата.
В ходе работы были
решены следующие задачи:
1. Исследовано понятие и признаки государства;
2. Изучена сущность государства;
3. Рассмотрены формы государства;
4. Изучена классификация и эволюция функций государства;
5. Проанализированы
функции и социальное
6. Изучен механизм реализации функций российского государства.
Таким образом, были сделаны следующие выводы:
В науке есть много разных взглядов относительно понятия «государство». В основном данное понятие рассматривают в двух смыслах:
- в широком;
- узком.
В первом случае государство означает общество, которое организованно определённым образом.
Данное общество имеет три признака:
1.Определённая территория;
2. Население (народ);
3. Публичная власть.
организованная определённым образом публичная власть (это не само, не всё общество, а один из его элементов).
Организация публичной власти подразумевает:
1. В пределах государства
публичная власть не совпадает
с населением и осуществляется
посредством специального
2. Публичная власть в основном опирается на силу; на конкретный аппарат принуждения;
3.Публичная власть существует за счёт специальных взносов населения, таких как налоги, займы и др.
Сущность государства во многом зависит от понятия государства, что значит, невозможность полностью определить, что такое государство, не узнав его сущность, ввиду того, что сущность подразумевает сердцевину любого явления, это то внутреннее, что скрыто от внешнего созерцания.
По мнению профессора Р.З. Лившица: «государство прошлого было классовым, являлось орудием классового господства.
Современное же государство утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов». Он указывает на то, что: «в современный период истории государство нельзя рассматривать с классовых позиций, современное общество не носит классового характера, классовые различия размываются».
Сущность государства выражается, в первую очередь, в управленческой природе государства. Суть государства представляет собой управленческую деятельность.
Государство всегда является органом, который управляет обществом, другими словами государство является организацией, осуществляющей руководства или управление обществом. Данное управление выражается в различных формах, таких как: подавление, принуждения, регулирование.
На форму государства воздействуют различные факторы, важнейшим из которых является расстановка и соотношение политических и классовых сил в стране, особенно влияющих на форму правления. Кроме всего прочего, особую роль играют традиции нации (например, современные монархии - Англия, Япония, Швеция и др.), национальный состав населения государства (если население многонационально то, обычно государство является федеративным), международная обстановка, внешние связи государства, географическое положение страны и др.
Вопрос о социальном назначении государства тесно связан с вопросом о его сущности.
Сущность государства всегда выражается в социальном назначении государства и в его деятельности. Социальное назначение государства показывает, какое место занимает оно в жизни населения.
Выделяют следующие функции государства:
1. по направленности:
- внутренние, т.е. функции,
которые государство воплощает
в своих пределах;
- внешние, функции, которые осуществляются
за пределами страны в отношениях с иными
государствами.
2. по продолжительности осуществления:
- постоянные, т.е. функции,
которые государство воплощает
в течение неопределённо
б) временные (это функции, которые государство осуществляет в течение определенного времени).
3. Функции подразделяются
по отношению к типу
4. по значимости:
- основные (связаны с решением основных, главных задач, стоящих перед государством);
- неосновные (связаны с решением второстепенных /побочных, вспомогательных/ задач).
5. по отношению к сферам общественной жизни:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- идеологические;
- экологические.
Классификация по такому основанию не является полной.
Функции государства осуществляются в правовых и организационных формах.
Существует три правовые формы осуществления функций государства:
- Правотворческая (связана с изданием, принятием законов и других нормативно-правовых актов).
- Правоисполнительная (связана с их исполнением).
- Правоохранительная (связана
с обеспечением законов и
Информация о работе Сущность и цели государства с точки зрения разных теоретических подходов