Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2015 в 12:30, контрольная работа
Целью работы является изучение сущности государства и его целей с точки зрения разных теоретических подходов.
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие и признаки государства;
2. Изучить сущность государства;
3. Рассмотреть формы государства;
4. Изучить классификацию и эволюцию функций государства;
5. Проанализировать функции и социальное назначение государства;
6. Изучить механизм реализации функций российского государства.
Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
1.1. Понятие и признаки государства
1.2. Сущность государства
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
2.1. Формы государства
2.2. Классификация и эволюция функций государства
2.3. Механизм реализации функций российского государства
Заключение
Список использованной литературы
Марксисткая теория связывала образование государства с расколом общества на классы, причем утверждалось, что с исчезновением классов государство перестанет быть необходимым.
В своей известной работе «Революция и государство» В.И. Ленин отмечал, что «государство диктатуры пролетариата - это полугосударство». В соответствии с марксизмом-ленинизмом государство всегда выражает интересы определённого класса, причём экономически господствующего, защищает этот класс в интересах этого же класса, подавляет угнетенные классы.
На сегодняшний день классовый подход в понимании государства постоянно критикуют.
Следующий, надклассовый подход, нашел свое выражение в различных немарксистских теориях, в том числе, в теории правового государства, элит, плюралистической демократии, теории государства всеобщего благоденствия, технократических теориях и т.д. Данные теории по-своему определяют сущность государства, однако все они отрицают классовый характер государства.
Так, например, одни
из таких теорий (теория государства всеобщего
благоденствия, теория плюралистической
демократии) считают, что «государство
выражает интересы не каких-то классов,
а всего общества»; а теория элит, технократические
теории, склоняются к тому, что «государство
выражает интересы не каких-то отдельных
классов и не всего общества, а определенных
социальных групп, таких как элиты общества,
менеджеров и др.»
Современная ТГП в вопросе о сущности
государства совмещает оба подхода. В
современной литературе выражены две
основные точки зрения о сущности государства
- классовая и общесоциальная.
В соответствии с первой сущность проявляется в защите интересов власти (господствующего экономически и политически класса). Другая, напротив, подразумевает защиту общих интересов.
Итак, сущность государства
обладает двумя сторонами: классовая и
общесоциальная, и в определенные исторические
периоды на первый план стает то классовая,
то общесоциальная сторона сущности государства.
В прошедшее время на первый план выходила
классовая сторона сущности государства,
в наши дни, наоборот, общесоциальная сторона
выходит вперед.
По мнению профессора Р.З. Лившица: «государство
прошлого было классовым, являлось орудием
классового господства.
Современное же государство утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов». Он указывает на то, что: «в современный период истории государство нельзя рассматривать с классовых позиций, современное общество не носит классового характера, классовые различия размываются».
Этот взгляд вновь актуализирует буржуазную концепцию - теория стратификации (страты являются определенными слоями, группы людей в обществе). В соответствии с этой концепцией: «в обществе существуют множество различных слоев населения (страт), в то время как классовое деление уже отсутствует». Ввиду чего получается, что государство теряет свой классовый характер.
Вместе с тем, конфликты, напряжения в обществе имеют место и впредь. Устранять конфликты, смягчать противоречия — это и есть задача государства, оно имеет социально нейтральную позицию и осуществляет свою деятельность не в интересах конкретного класса, а в интересах всего общества в целом.
В соответствии со статьей профессором Чиркиным «Три ипостаси государства» существуют мнения о том, что:
- «государство
может выступать как
- «государство
может выступать в роли
- «государство
есть определенное управление, орган
управления. Изначально государство выполняет
управленческую функцию («выполнение
общих дел вытекает из природы государства»
- Ф.Энгельс).
Сущность государства выражается, в первую
очередь, в управленческой природе государства.
Суть государства представляет собой
управленческую деятельность.
Государство всегда является органом, который управляет обществом, другими словами государство является организацией, осуществляющей руководства или управление обществом. Данное управление выражается в различных формах, таких как: подавление, принуждения, регулирование.
Признаки государства, которые
с самого начала выражены в его предпосылках,
в процессе исторического развития переходят
в форму государства.
Форма государства представляет устройство
данного государства, которое выражается
в характере политических взаимоотношений
между людьми, людьми и государством, государством
и людьми в ходе управления ими, в способах
организации высших органов государственной
власти и в административно-
Другими словами, форма государства
представляет собой структурно сложное
явление, которое включает в себя конкретные
элементы.
В целом, в науке ТГП существуют две стороны
вопроса структуры формы государства.
В основном в форме государства
выделяют три составляющие, такие как:
- форма правления;
- форма государственного устройства;
- политический режим.
Однако существуют мнения,
что форма государства состоит из двух
составляющих:
- форма правления;
- форма государственного устройства.
В этом случае политический режим не рассматривают в качестве элемента формы государства и опираются на то, что он имеет свое собственное значение.
Это верно, политический режим обладает особым местом и является принадлежностью всей политической системы общества. Это объясняется тем, что часто политический режим рассматривают вместе с сущностью государства, ввиду чего он исходит из сущности государства и тесно связан с ней.
Между тем, политический режим зачастую определяет форму государства (в частности это отражается на форме правления) и частично входит в её состав. Вследствие этого политический режим необходимо включать в форму государства и рассматривать его как своеобразный элемент формы государства.
Политический режим представляет собой совокупность методов осуществления государственной власти. Он излагает то, каким образом осуществляется государственная власть, и на каких методах она основана в своей деятельности.
Форма правления представляет
собой организацию верховной власти
в государстве или организацию высших
органов государственной власти. Она говорит
о том, кто владеет верховной властью страны,
какими органами она представлена, каково
взаимодействие данных органов друг с
другом.
Что касается формы государственного
устройства, то она является территориальной
организацией государства, которая показывает
соотношение всего государства в целом
с его составными элементами. Форма государственного
устройства излагает то, каким образом
государство организовано внутри своей
территории, какие элементы в нее входят,
как осуществляется взаимодействие высших
и местных органов государства.
Вопрос о форме государства очень тесно
связан с вопросом о сущности государства,
поскольку сущность всегда имеет внешнюю
форму выражения, (долгое время считалось,
что форма государства определяется сущностью
государства, но история это опровергла).
Однако сущность государства не оказывает
прямого влияния на его форму, т.к. одна
и та же сущность государства может проявляться
в различных формах.
Таким образом, на форму государства воздействуют различные факторы, важнейшим из которых является расстановка и соотношение политических и классовых сил в стране, особенно влияющих на форму правления. Кроме всего прочего, особую роль играют традиции нации (например, современные монархии - Англия, Япония, Швеция и др.), национальный состав населения государства (если население многонационально то, обычно государство является федеративным), международная обстановка, внешние связи государства, географическое положение страны и др.
Функции государства можно классифицировать по разным основаниям.
Юридическая литература выделяет следующие основания:
Общепринятое деление функций по первому основанию это деление на внутренние и внешние функции. Первые являются связанными с осуществлением задач на территории государства, а вторые – на международном уровне12.
По основанию социальной значимости выделяются основные и неосновные функции. Первые являются наиболее важными направлениями его деятельности, которые охватывают определенные однообразные направления государственной работы, а вторые – узкие направления его деятельности, которые входят в состав основных функций в качестве элемента их внутренней структуры»13.
Также основанием деления функций является и разделение властей.
Очевидно, деятельность государства по реализации функций воплощается в правовых формах:
Кроме всего, классифицировать функции государства можно и по основанию территории, в рамках которой происходит их реализация. На территории федеративного государства – это функция федерации в общем и субъектов федерации, унитарного государства – это функции, которые осуществляются на территории государства в целом.
Более популярной можно считать классификацию на внутренние и внешние функции15.
Что является характерным, всеми авторами отмечается, что объект воздействия функций государства – это большие области жизнедеятельности общества – экономическая, социальная, духовная, общественный порядок. Так, в рамках данного деления выделяют экономические, идеологические, охранительные, политические функции.
Рассмотрим классификацию внутренних и внешних функций.
Внутренними функциями являются
1. Охрана правопорядка.
Она включает охрану господствующего способа производства, господствующей и других форм собственности. Реализация данной функции происходит с помощью издания законов, которые устанавливают правопорядок, перечень его нарушений, определяют меры ответственности при нарушении их, порядок расследования, рассмотрения дел, которые связаны с правонарушениями, устанавливают систему правоохранительных органов, которые призваны вести борьбу с правонарушениями, определяют их компетенцию.
2. Экономическая функция.
Данная функция претерпела существенные изменения в историческом процессе начиная полным невмешательством в экономику, заканчивая полным ее контролем (тоталитарные государства).
3. Социальная функция.
Данная функция связана с экономической. По содержанию она является проявлением патернализма государства к личности, к части общества, нуждающейся в государственной поддержке.
4) Экологическая функция
Она возникла в прошлом столетии. Государство должно серьезно относиться к охране природы и рациональному использованию ее ресурсов. Сущность данной функции проявляется в управлении и координации деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов для сохранения и охраны природной среды16.
К внешним функциям относят следующие:
1) Функция обороны.
Она связывается с охраной границ государства. Ее по праву можно считать первой внешней функцией государства.
2) С предыдущей функцией связана
функция захвата чужих
И в самом деле, на протяжении всей истории происходили захватнические войны сильными государствами и оборонительные – слабыми.
3) В настоящее время появилась
такая функция как обеспечение
мира и поддержание мирового
порядка, который основан на
4) с предыдущей функцией
Многообразной является социальная функция государства, основное предназначение которой проявляется в обеспечении занятости трудоспособного населения и осуществлении социальной защиты нуждающихся, обеспечение общественного благополучия, создание равных возможностей для всех членов общества18. Она охватывает государственную политику в различных областях. На данный момент данную функцию наполнило новое содержание, связанное с путем России к социальному правовому государству.
Также необходимо отметить, что на данный момент важно выделить глобальные функции государства, которые характеризуют его в различных сферах жизни всего человечества.19
Государством осуществляются функции в конкретных формах. Под этими формами понимается однородная деятельность органов государства, помощью осуществляются его функции.
Данные формы можно разделить на правовые и организационные.
Информация о работе Сущность и цели государства с точки зрения разных теоретических подходов