Сущность и цели государства с точки зрения разных теоретических подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2015 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности государства и его целей с точки зрения разных теоретических подходов.
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие и признаки государства;
2. Изучить сущность государства;
3. Рассмотреть формы государства;
4. Изучить классификацию и эволюцию функций государства;
5. Проанализировать функции и социальное назначение государства;
6. Изучить механизм реализации функций российского государства.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
1.1. Понятие и признаки государства
1.2. Сущность государства
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
2.1. Формы государства
2.2. Классификация и эволюция функций государства
2.3. Механизм реализации функций российского государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Любое государство представляет собой достаточно сложную структуру, богатую своими ярко выраженными индивидуальными чертами. Наличие отличительных признаков в государственных бюджетах стран обусловлено различными причинами, среди которых численность населения страны, географическое положение или размеры территории государства.  Однако, несмотря на все разнообразие индивидуальных, а также локальных признаков, каждой стране присуще наличие общих, одинаковых характеристик.

Человек в процессе своей жизнедеятельности сохраняет динамику развития как личности. Общество, как обобщение всех людей, имеет закономерность изменять свои идеалы, суждения, отношение к политике. Соответственно и государствам следует придерживаться такой динамики. Преобразования и реформы последних лет коснулись также и теорию государства и права как науку.

Явным является разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реалиями, характеризующими состояние и развитие человеческого в целом, российского общества в частности на современном этапе.

В настоящее время достаточно пополнилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.

Что же объединяет государства и, напротив, проводит между ними противоположную грань? И тем и другим выступает понятие государства, определение его сущности и целей деятельности.

В зависимости от того, что каждое государство является индивидуальным, данное понятие рассматривается с разных позиций и образуются различные точки зрения.

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Учитывая постоянное изменение в данной сфере, многие вопросы приобретают особенную важность. 

Целью работы является изучение сущности государства и его целей с точки зрения разных теоретических подходов. 
 Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи: 
 1. Исследовать понятие и признаки государства;

2. Изучить сущность государства;

3. Рассмотреть  формы государства;

4. Изучить классификацию и эволюцию функций государства;

5. Проанализировать  функции и социальное назначение  государства;

6. Изучить механизм реализации функций российского государства.

Объектом исследования является: государство.

Предметом исследования данной работы является сущность и цели государства с точки зрения разных теоретических подходов.

В данной области известны имена следующих ученых Глебов А.П, Венгеров А.Б., Комаров  С.А., Клименко А.В., Румынина В.В., Лазарев В.В., Малько А.В., Марченко М.Н.,  Черноголовкин П.В. и др.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на 2 главы, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

1.1. Понятие и признаки государства

В науке есть много разных взглядов относительно понятия «государство». В основном данное понятие рассматривают в двух смыслах:

- в широком;

- узком.

В первом случае государство означает  общество, которое организованно определённым образом.

Данное общество имеет три признака:

1.Определённая территория;

2. Население (народ);

3. Публичная власть.

В данном понимании понятие «государство» похоже на понятия «общество» и «страна». Такая  точка зрения является распространенной в зарубежной литературе.

В отечественной литературе преобладала более узкая трактовка понятия «государство», при том, что были попытки объединить этих два понимания в одно понятие (профессор  Алексеев).

Что касается узкого смысла, то в данном случае государство - это организованная определённым образом публичная власть (это не само, не всё общество, а один из его элементов).

Организация публичной власти подразумевает:

1. В пределах государства  публичная власть не совпадает  с населением и осуществляется  посредством специального аппарата  управления;

2. Публичная власть  в основном опирается на силу; на конкретный аппарат принуждения;

3.Публичная власть существует за счёт специальных взносов населения, таких как налоги, займы и др.

Итак, к признакам государства относят:

1. Государство, будучи  организованной определенным образом  публичной властью, представляет  собой организацию.

Это определенное объединение людей, другими словами организация - это: приведение чего-либо в систему, упорядочение чего-либо, само объединение. 
 2. Государство представляет собой политическую организацию (одна из организаций общества, которая носит политический характер).

3. «Государство представляет собой территориальную организацию». Данный признак был отмечен Ф. Энгельсом в целях отграничения от родоплеменной организации. Он редко занимает важное место (например, кочевые племена), однако в целом, это важный признак, который характеризует государство.

4. Государство - это суверенная  организация, его суверенитет представляет  собой политико-правовое свойство  государства, которое выражается  в верховенстве и независимости  государственной власти в пределах  страны и за ее пределами.

Данный признак принимается  в качестве одного из ключевых признаков, ввиду того что ни у какой другой организации в обществе нет такого суверенитета.

5. Государство является  всеобъемлющая, универсальная организация (объединяет всех членов общества, затрагивает все сферы жизни общества, ввиду чего появляется иллюзия, что общество и государство – это одно и то же). 
 6. Государство является организацией, которая  имеет публичную власть со специальным аппаратом управления и принуждения (суть государства).

Аппарат управления подразумевает материальное олицетворение публичной власти.

7. Государство - это организация, которая осуществляет управление  обществом внутри страны и  представляющая его интересы  за ее пределами. 
 Таким образом, из всего выше сказанного можно сказать, что  государства в узком смысле - это всеобъемлющая, суверенная, политико-территориальная организация, которая имеет публичную власть со специальным аппаратом управления и принуждения и руководит обществом (в интересах народа в целом или каких-либо социальных групп) внутри страны и представляющая его интересы за пределами страны.

 

1.2. Сущность государства

Государство подразумевает собой особую организация публичной, политической власти господствующего класса, которая располагает специфическим аппаратом управления и принуждения, представляет общество и руководит им, обеспечивает его интеграцию. главное основополагающее в государстве - это власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе1.

Говоря о функциях государства необходимо отметить, что они являются важной составляющей общей теории государства. Данный факт обусловлен, во-первых, тем, что функции выражают сущность государства, его социальное назначение 2.

Именно почему познание функций является некой предпосылкой познания сущности государства. Во вторую очередь, функциями государства определяется его структура. Иначе говоря, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений3. Изменение функций, несомненно, приводит к модификации структуры. Посему функциональный метод познания можно назвать исходным. Таким образом, Функциями государства  называют направления  деятельности, но  не  сама деятельность. В них  выражается его  сущность,  цели  и задачи 4.

К признакам Функций государства можно отнести:

  • Они являются научной абстракцией, которая позволяет разделить государственную деятельность на виды.
  • функции, возникающие и развивающиеся на основании исторических задач и целей, позволяют государству реализовать его социальное назначение.
  • Они являются  главными направлениями деятельности государства в важных областях общественной жизни
  • Ими обеспечивается разрешение главных социально-экономических, политических, культурных и  иных задач и достижение общественно значимых целей.
  • Реализация государственных функций происходит с помощью системы специальных органов, определенных материальных ресурсов и особых методов 5.

С Понятием функций государства нельзя смешивать следующие понятия:

  • цели и задачи государства (Цель – стремление государства. Задачи – средства достижения цели)
  •  функции отдельных ее органов6.

И. С.  Самощенко полагает, что функциями государства выражается его социальное  назначение  внутри  и вне страны7.

Н.В. Черноголовкиным делается ссылка на двоякий характер  природы любой функции, определяет ее в качестве «реализации   способности»   –   стороны деятельности8 .

А.П. Глебовым определяется рассматриваемое понятие в качестве социально-классового назначения государства, которое реализуется с помощью целенаправленного его влиянии  на общественные отношения (объекты функций)9.

С.А. Комаров рассматривает функции государства в логической связи «цель – задачи - функции» и, основываясь на этом, приводит следующее определение: «Функции государства – это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением» 10.

 Это определение достаточно  определяет суть функций государства  и заслуживает внимания. Данное  определение образовалось и развивалось  на предыдущем этапе развития отечественной истории государства и права. В марксистко-ленинском подходе отмечалась классовая сущность государства, а изменение предмета, направления и содержания деятельности государства происходит в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства. В наше время также сохраняется классовый подход к деятельной стороне государства, однако с важным замечанием: расширяется понимание социального назначения государства, перестает существовать жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и его функций. В соответствии с историей, данная связь более многогранна, а на функции больше влияют не классовые характеристики государства, а новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демография, сырьевые и другие глобальные проблемы).

Каждое государство при разной степени активности постоянно действует, так как бездеятельность противостоят самой его сущности и назначению. В этой главе государство и исследуется с его функциональной стороны. Функциональный подход, в первую очередь помогает лучше понять само определение государства, усвоить его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, помогает научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; и в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для эффективного осуществления государственного управления.

Сущность государства во многом зависит от понятия государства, что значит, невозможность полностью определить, что такое государство, не узнав его сущность, ввиду того, что сущность подразумевает сердцевину любого явления, это то внутреннее, что скрыто от внешнего созерцания.  Целью вопроса сущности государства является раскрытие сути государства и показать, что такое государство на самом деле.

Сущность возможно установить только посредством анализа (агностицизм, основоположник которого И. Кант, считает, что «познать сущность явления нельзя, ввиду непознаваемости сущности какого-либо явления»). Важно отметить, что познаваемость сущности является очень трудоёмким процессом11.

В наши дни в науке Теории Государства и Права (далее ТГП) вопрос о сущности государства является дискуссионным. В ходе изучения этого вопроса применяются два следующих подхода: классовый и надклассовый (другими словами общесоциальный).

Первый подход наиболее ярко выражается в марксистской теории, которая изучает государство с сугубо классовых позиций. Относительно данной теории государство является орудием классового господства, машиной для подавления одного класса другим.

Информация о работе Сущность и цели государства с точки зрения разных теоретических подходов