Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является ознакомление с подходами к понятию государства, понять, в чём заключается его сущность. Рассмотреть неразрывно взаимосвязанный с основной темой, вопрос о политической власти. Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Показать различные подходы к сущности государства;
Описать признаки и функции государства как составляющие сущности государства, формы осуществления функций государства;
Рассмотреть и описать основные подходы к понятию сущности государства;
Рассмотреть неразрывно взаимосвязанный с сущностью государства вопрос о государственной (политической) власти;
Описать понятие и общие черты государственной власти; рассмотреть власть как общесоциологическая категория, политическая государственная власть;

Файлы: 1 файл

Сущность государства.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Новым этапом в исследовании проблемы сущности государства стал марксизм. В данном учении особый акцент делался на классовой сущности государства, которое, сообразно классовой теории, «есть машина для поддержания господства одного класса над другим»21. При этом отмечалось, что «если политическая власть в государстве находится в руках такого класса, интересы какого совпадают с интересами большинства, тогда управление государством действительно согласно воле большинства возможно. Если же политическая власть находится в руках класса, интересы коего с интересами большинства расходятся, тогда всякое правление по большинству неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства»22.

     В рамках различных политико-правовых концепций отмечалось, что государство  в своей деятельности стремится  к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

     Рассмотрение  государства как машины «для поддержания  господства одного класса над другим»  в рамках классовой теории происхождения  государства и права ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров.

     Что же касается классиков теоретического марксизма, и прежде всего его  идейных «отцов-основателей», то здесь  допускался определенный плюрализм  воззрений. В частности, в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение «общих дел», вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции23. Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.

     Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим  по количеству управленцев аппаратом  государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе.

     Вместе  с тем наряду с решением сугубо корпоративных задач государство  выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах граждан. Пренебрежение  своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.

     Практически любое государство наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет  и общесоциальные задачи.

     Общесоциальная  сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

     Сущность  современного демократического государства  предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам  той или иной социальной группы, при этом государство выступает  в качестве инструмента классового примирения.

     Большинство государств современного мира являются демократическими. Демократическое государство - это публично-властным способом устроенное общество, достигшее в своем развитии стадии цивилизации, т.е. публично-властная организация народа. Именно государство как публично-властная структура имеет определение «социальное».

     Центральное звено организованной структуры  государства - государственный аппарат. В число его полномочий входит аккумулирование и распределение  национальных богатств, сообразно задачам, решаемым обществом. Однако государственный аппарат не единственный объект социальной деятельности, монопольно занимающийся ею. Практически все граждане государства в той или иной форме участвуют в этой деятельности, создавая всю массу материальных и социокультурных благ, которая затем перераспределяется государственным аппаратом. Социальная деятельность современного государства, в которую вовлечено и которой охвачено все его население, мотивируется рядом причин. Заниматься ею государственно-организованное общество заставляет необходимость: 1) поддерживать некий доступный уровень жизни членов общества; 2) уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной напряженности, предотвращать социальные конфликты и расколы в обществе; 3) соблюдать общечеловеческие ценности и международные стандарты цивилизованного общежития, выполнять международные договоренности; 4) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки: альтруизм, милосердие, благотворительность24.

     Все эти причины определяют бытие  государственно-организованного общества. Без их осознания, перевода в законы и официальные общеобязательные нормы поведения, воплощения в практические действия людей сохранение, развитие и устойчивость государства практически невозможны.

     Социальное  назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни.

     Основные  функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние и внешние.

     По  времени осуществления различают  функции постоянные и временные.

     По  формам деятельности функции государства  подразделяются на законотворческие, управленческие, судебные и контрольно – надзорные.

     В политической сфере функции государства  связаны :

  • с признанием и защитой прав и свобод человека и гражданина. Уважением человеческого достоинства, защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение условий для гармоничного развития личности;
  • с регулированием политических процессов в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений, их взаимодействия с органами власти и местного самоуправления;
  • с обеспечением общественной безопасности и т.д.
  • В экономической сфере государство обеспечивает нормальное функционирование  развитие экономики. Деятельность государства в области экономики направлена на поддержание приоритетных направлений экономического развития, охрану существующих форм собственности, обеспечение свободы экономической деятельности, организацию внешнеэкономических связей, установление системы налогов и т.д.

     Функции государства можно подразделить также на регулятивные и охранительные, которые могут реализовываться в правовых и организационных формах.

     Глава 2. Государственная  власть

     §1. Понятие  и признаки государственной  власти

     Власть - это возможность и способность  осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны.

     Власть  всегда содержит элемент принуждения  в той или иной, гибкой, почти  незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

     Особое  значение в человеческом обществе имеет  не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

     Политическая  власть, как правило, получает свое выражение в государственной  власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале - июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

     Признаки  государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

     Существует  несколько признаков государственной  власти:

  1. Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.
  2. Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.
  3. Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».
  4. В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.
  5. Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

   В федеративном государстве государственной  властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации  и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда - своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

   Государственную власть, как власть, выступающую  от имени всего общества, следует  отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения - территориального коллектива в границах той или иной административно-территориальной единицы.

   §2. Государственная  власть как разновидность  социальной власти

   Государственная власть - фундаментальная категория государствоведения и самый труднодостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властные отношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

     Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

     Основоположники марксизма  характеризовали государственную власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антагонистического общества такая характеристика, в общем верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть - естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Информация о работе Сущность государства