Судебник 1497г

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:53, реферат

Краткое описание

Завершение политического объединения русских земель произошло в период правления Ивана Васильевича III и первых лет княжения Василия III. Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение земель вокруг нового центра – Москвы и создание центрального государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве. Параллельно объединению земель стали оформляться органы государственного управления.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Судебник 1497г. Общая характеристика………………………………4
- судопроизводство
- уголовное право в Судебнике 1497г.
- гражданско-правовые отношения в Судебнике 1497г.
3. Заключение……………………………………………………………….13
4. Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

sudebnik k.r.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

    В Судебнике 1497г. устанавливался принцип четкого функционального разделения духовно-церковной и царско-светской власти. Духовные лица почти полностью были выведены из юрисдикции светских судов. Даже в делах об убийствах, совершенных церковными служителями, право первого допроса оставлялось за чиновными священниками и иными рукоположенными лицами, которые имели духовный сан и опыт духовного просвещения. Фактически Русская православная церковь превратилась в самостоятельное духовно-правовое сообщество, которое жило по своим внутренним канонам, правилам и законам. Без преувеличения можно сказать, что она уже тогда по существу стала самой влиятельной и движущей морально-политической силой русского народа и Российского государства в целом.

Следует отметить, что уже в XV в. некоторые православные монастыри требовали от великого князя грамоты, которые запрещали уход крестьян-"старожильцев" из монастырских угодий и сел, и многие крестьяне фактически не способны были переходить от одного хозяина к другому до окончания всех начатых полевых работ. Поэтому некоторые положения Судебника 1497г., которые юридически закрепили ограничение воли большинства сельских людей - крестьян, были приняты именно по законодательной инициативе русского православного духовенства и церковных авторитетов.

В отличие от Русской Правды, которая лишала холопов, закупов и иных несвободных людей права обращаться в суд, ст. 2 Судебника 1497г. на основании абсолютного достоинства богообразного и богоподобного человека давала такую свободу и право каждому верноподданному лицу и одновременно обязывала всех судей "жалобников от себя не отсылать, а давати управа всем, которым пригоже". Судьям же повелевалось "судом не мстити, ни дружити никому" за "посулы" (взятки), ибо за нарушение воли государя-законодателя им грозили тяжкие наказания.

 

     Ограничение   числа инстанций, которые выдавали грамоты на владение холопами ("полные") –  сохранилось только за наместниками с боярским судом.  Впервые  введена статья о бежавших  из  плена  холопах:  "такой  холоп  свободен,  а  старому государю не холоп". Как бы подчеркивая, что из  плена  может  бежать  только смелый и сильный духом человек, а такой не может быть рабом. Кроме  того,  в городском  хозяйстве  господина  отныне  работали  свободные  люди,  а  дети холопов  свободны.  Утверждение,  что  ст.  57  способствовала  закрепощению крестьян, сомнительно. Она только  устанавливает  единый  для  всей  Русской земли срок "отказа". Это  только  подтверждение  достигнутого  политического единства  страны.  Размер  "пожилого"  по  Судебнику  зависел  от  природных условий и сроке требования крестьянина  вотчине.  По  подсчетам,  эта сумма была большой, рубль или полтина. Но за несколько  лет  ее  можно  было скопить.

 

По мнению некоторых российских историков и правоведов, ст. 48 Судебника 1497г., отражающая христианские установки Русской православной церкви, законодательно признавала ранее действовавший в русском праве языческий обычай и институт "поля" или "поединка" в качестве греха, и потому они в качестве способа доказывания каждой стороной своей правоты впоследствии постепенно начали исчезать из нового судебно-процессуального законодательства России.

 

                       Уголовное право в Судебнике 1497г.

В Судебнике достаточно полно изложены нормы уголовного права. Это вызвано обострением классовой борьбы в результате ужесточения крепостного права. В Судебнике дается новое понятие преступления, устанавливаются новые виды преступлений, усиливается уголовная репрессия.

Если по "Русской правде" понятие преступления было обозначено термином "обида", то в XVI веке утвердилось положение, при котором преступлением считалось нанесение материального и морального ущерба, лишь в случаях, предусмотренных нормами права. Нанесение такого вреда рассматривалось как нарушение воли государя, т.е. нанесение вреда государству. Вырабатывается термин для обозначения субъекта государственных преступников -"лихих людей". Их бросали в тюрьму "до смерти", а имущество шло на погашение издержек и долгов (ст. 52 Судебника 1550 г.)

Таким образом, под преступлением по Судебникам 1497 г. и 1550 г. подразумевалось деяние, направленное против интересов государства и класса феодалов. Отсутствие четкого определения интересов государства и класса феодалов допускала возможность судебного произвола.

Согласно Судебнику 1497г. одними из наиболее опасных и тяжких преступлений считались "крамола" (богопротивное вольнодумство) и "подым" (поднятие подлого люда на мятеж). Они считались видами измены князю со стороны соответственно влиятельных бояр или бунтующих низших ("подлых") сословий. Такие преступления обычно карались смертной казнью. Люди, которые в первый раз в своей жизни своевольно дерзнули идти на татьбу (воровство, кражу), разбой, душегубство или ябедничество и при этом были пойманы блюстителями порядка на месте совершения преступления, получали возможность для церковного покаяния или торговой казни.

К государственным преступлениям относились поджоги, бесчестие государя и брань в его адрес. "Государевому убийце и крамольнику, церковному тетю и головнику, подымщику и зажигальщику ... живота не давать, казнить смертной казнью" (ст.9 Судебника 1497 г.).

В Судебнике большее место уделено преступлениям против представителей господствующего класса феодалов (ст.9, против церкви - ст.9, 10); суда (ст. 8, 39). Судебник белее широко рассматривает имущественные преступления такие, как грабеж, татьба, поджог, повреждение межевых знаков, запашка чужих земель и др. В Судебнике дается лишь примерный перечень деяний, относящихся к разряду "лихих дел". Ст. 8 вводит понятие "иное какое лихое дело", представляя судебным органам произвольно подводить под это понятие любое деяние, нарушающего интересы господствующего класса.

Категория должностных преступлений, т.е. деяния против управления и суда включала в себя получение посулов (взяток), совершение подлогов, подделка документов. Ответственность за них наступала лишь при наличии вины и носила сословный характер. Высшие должностные лица несли имущественную ответственность, среднее звено (дьяки) - сажали в тюрьму, подьячих казнили торговою казнью, солгавшие стороны в процессе могли получить любое из наказаний, перечисленных выше.

Целью системы наказаний по Судебнику было устрашение, чтобы "другим не повадно было так делать".

Судебник 1497 г. предусматривает:

      смертную казнь (простую и квалифицированную);

      "торговую казнь" (битие кнутом и возмещение материального ущерба);

      денежные взыскания (штрафы).

Смертная казнь была простой (отсечение головы, повешение, утопление) и квалифицированной (сожжение и четвертование). Способы казни за конкретные виды преступлений в Судебнике определены не были. "Торговая казнь" - следует отнести к телесным и членовредительским наказаниям.

Битие кнутом производилось на торговой площади. Торговая казнь назначалась за грабеж, первую татьбу и применялось только к простолюдинам. В редких случаях применялась к высокопоставленным должностным лицам за тяжкие преступления. Таким образом были наказаны князья, замешанные в государственном заговоре в малолетстве Ивана IV.

К высокопоставленным лицам обычно применялись насильственный постриг в монахи, ссылка, заключение в темницу.

Тюремное заключение производилось заключением в монастырский подвал или башню на срок "на сколько государь укажет". Ввиду дороговизны этого вида наказания (расходы на содержание и охрану) оно применялось лишь к высокопоставленным лицам. Например, после неудачного похода на Казань Василий III бросил в тюрьму самых высокопоставленных воевод.

Кормились они за счет семьи и милостыней.

Как самостоятельный вид наказания тюремное заключение было выделено только Судебником 1550 года. Денежные взыскания (штрафы) и имущественные наказания выступали как дополнительный вид наказания за должностные преступления, нарушение интересов собственника, в земельных спорах и обычно сопровождались битием кнутом и заключением в тюрьму.

Закон подробно регламентирует размер штрафа в зависимости от сословного положения истца: за бесчестие гостя - 50 руб., торгового и посадского человека - 5 руб., крестьянина - 1 руб. За бесчестие женщины штраф платился в двойном размере. Характерной чертой Судебника было то, что во многих случаях конкретные санкции не определялись, что приводило к судебному произволу.

Судебник допускал обвинение лица в преступлениях и без совершения конкретного преступления, поскольку в отдельных статьях критерия преступления не устанавливалось. Выражение "ведомый лихой человек" могло быть применено к сочувствующему бедам населения и выступающего против нещадной эксплуатации человека. Как правило, ему присуждали смертную казнь.

По Судебнику 1497г. уголовный процесс носил розыскной характер, особенно в отношении отъявленных и неисправимых злодеев, изменников, насильников, мошенников, грабителей и убийц. В отношении этой категории особо опасных злоумышленников уголовное дело инициировалось самим государем или его представителями либо по заявлению кого-то из известных "добрых людей". Во всех этих делах суд был вправе сам собирать обвинительные доказательства, не исключая при этом проведение пристрастных допросов подозреваемых и обвиняемых, повальных обысков и даже пыток для "выяснения истины", выявления мотивов совершенного преступления, а также обнаружения возможных соучастников совершенного противоправного и общественно опасного деяния. Судебные приговоры по уголовным делам обжалованию не подлежали и приводились в исполнение публично и безотлагательно самими органами судебной власти.

Согласно ст. ст. 8 и 10 Судебника 1497 г. упорное нежелание впервые осужденных и подлежащих уголовному наказанию преступников встать на путь духовно-нравственного покаяния [2] и исправления, в частности, их чистосердечный отказ от повторения своих злодеяний, имело следствием то, что их признавали в качестве рецидивистов и как таковых выдавали с головою на продажу либо немедленно подвергали публичной казни [3]. При этом в процессе уголовного судопроизводства свидетельство ("крестное целование") пяти-шести "добрых христиан целовальников" могло стать достаточным основанием для признания подозреваемого лица обвиняемым, его осуждения наказания за совершенное преступление.

В своем контексте Судебник 1497 г. ставил следующую основную цель - выявить истинные обстоятельства рассматриваемого дела вместо создания видимости и формального соблюдения судебно-процессуальных норм и состязательной справедливости. Представляется, что такой подход к судебному рассмотрению уголовных дел являлся существенным прогрессом в правосознании по сравнению с разного рода формальным крючкотворством и противоправным законоисполнительством, лицемерным и корыстным поклонением пронырливой лжи перед узаконенными двусмысленными условностями, которые, к сожалению, широко практикуются во многих

__________________________________________________________________

[2] Возможно, отсюда происходит понятие уголовной ответственности.

[3] История государства и права России (в документах и материалах). 2010. С. 25.

современных и цивилизованных государствах в виде "сделки с правосудием" и прочих изначально неправомерных, но узаконенных условностей.

 

По Судебнику 1497 г. судья, который по той или иной причине вынес необоснованное и неправомерное (незаконное) решение (приговор) и причинил своим беспечным проступком или злонамеренным преступлением ущерб сторонам судебного процесса, обязан был лично в полной мере возместить потерпевшим сторонам причиненные им ущерб и всякие иные потери. Таким же образом свидетели по делу, которые попытались дать в суде безответственные показания или попытались склонить судью к вынесению неправосудного решения, обязаны были возместить причиненный ими правосудию и пострадавшей стороне публичный и частный ущерб. Представляется, что такое законодательное решение проблемы может в принципе оказаться актуальным и для повышения правовой ответственности современных судей, всякого рода правоохранителей и участников судебных процессов, а стало быть, и качества российского правосудия.

 

           Гражданско-правовые отношения в Судебнике 1497г.

   Помимо государственно-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых и иных отношений Судебник 1497г. устанавливал также гражданско-правовые отношения. Судебник 1497г. достаточно подробно устанавливал институт наследственного права, который предусматривал переход наследуемого имущества как по завещанию наследодателя, так и по закону. Завещанию ("духовной грамоте") придавалось первостепенное юридическое значение, ибо в нем наследодатель выражал свою последнюю волю по поводу нажитого за всю свою сознательную и трудовую жизнь владения и имущества, а также лично указывал на тех лиц, в которых усматривал продолжение своего образа-личности и своей духовной жизни на земле.

Верующие люди на Руси, так же, как и во всем цивилизованном мире, всегда предполагали христианский принцип бессмертия человеческой души и, естественно, всегда своими ежедневными молитвами желали видеть воплощение этого надлежащего (небесного) принципа на земле в своих духовных или кровных наследниках, которые способны были по личному призванию самоопределиться и настойчиво продолжать дело их земной жизни. Именно потому единокровные сыновья не всегда обязательно вправе были становиться наследниками своих отцов, ибо это предопределенно зависело от их мировоззрения, образа повседневной жизни и личной преданности своему отцу-наследодателю. В случаях, когда единокровный сын нисколько не соответствовал своим повседневным поведением духовно-нравственным или профессиональным представлениям своего отца-завещателя, по-настоящему не уважал своего отца должным образом, отец-наследодатель, как правило, отказывался передавать своему недостойному сыну в наследство свое имущество и предпочитал завещать все пожизненно нажитое на земле добро другим близким людям, которые, по его мнению, при жизни проявляли к нему должное почтение и уважение: ученикам, племянникам и т.п. В случае отсутствия завещания наследодателя бывшее в его собственности имущество по закону передавалось сначала его родным сыновьям, которые законодательно предполагались в качестве продолжателей образа его жизни или профессионального дела. Согласно п. 60 Судебника 1497г. при отсутствии сыновей и других близких членов семьи имущество наследодателя справедливо распределялось и передавалось другим родственникам по степени их кровного родства .

Информация о работе Судебник 1497г