Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – мы попытаемся рассмотреть роль судебной реформы в Российском государстве и определим проблемы судебной власти в современной России с помощью различных источников и литературы. Выделим основные проблемы современной судебной реформы и механизмы их разрешения, проанализировать ближайшие и перспективные задачи судебной реформы.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели и для этого необходимо точно знать основы, фундамент, на котором базируется идея судебного контроля, проведем анализ нормативных актов и литературы по теме и сделаем соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ…....6
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей………………………………….6
1.2 Признаки судебной власти………………………………………………….7
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ…………………………………………………………12
2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)…………………………………14
2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда
РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции……………………..15
2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ………...18
2.4 Конституционный Суд РФ…………………………………………………22
3. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………..28
3.1 Понятие «современной судебной реформы»……………………………...28
3.2 Основные проблемы в судебной реформе и задачи для их решения…………………………………………………………………………..28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....33
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………....35
[1] Никоров Г. И Судебная власть в правовом государстве. 2005. №3 с. 17-29.
[2] Конституция Российской Федерации. Статья 127.
В настоящее время арбитражный суд - это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти - судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
1) рассмотрение всех дел,
подведомственных арбитражным
2)пересмотр по вновь
открывшимся обстоятельствам
3) изучение и обобщение судебной практики
4) анализ судебной статистики.
В настоящий момент
Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:
Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими (ст. 1). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.
Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти прерогативы разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.
Согласно АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ.
Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. [1]
2.4 Конституционный Суд РФ
Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией - обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ.
[1] web_ресурс_www.allbest.ru Курсовая работа на тему: Судебная власть и правосудие
При этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов».
Статус Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ является органом, принимающим окончательное решение по этому вопросу. Конечно, и другие суды применяют Конституцию РФ и истолковывают ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с учетом его реализации, то исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе.
Деятельность Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру конституционное производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ.
Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты. Полномочия Конституционного Суда РФ за время его существования претерпели ряд изменений. Отчасти это связано с более четким разграничением его полномочий, с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ ст. 125, с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп.
1. По проверке соответствия
Конституции РФ федеральных
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят;
в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ ограничивает круг договоров, конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.
2. По разрешению споров о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей.
3. По толкованию Конституции
РФ. Конституционный Суд РФ
4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле).
5. Связанные с дачей
заключения о соблюдении
6. По реализации права выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд почти не использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех или иных вопросов.
7. Другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.[1]
[1] Козлова Е. И., Кутафин О.Е Конституционное право России. 2009.
Таким образом в Российской Федерации судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены.
Вместе с органами законодательной и исполнительной власти иными государственными органами суды осуществляют государственную власть, источником которой является народ.
Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями народных и присяжных заседателей. Иногда наряду с государственными судами действуют суды на общественных началах - товарищеские, третейские суды. Некоторые полномочия суда по отношению к священнослужителям выполняет Синод православной церкви. Суды, действующие на общественных началах, не обладают государственной властью, не входят в единую систему судов, их решения не обеспечиваются государственным принуждением.
3. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Понятие «современной судебной реформы»
Прежде всего, обратимся к понятию судебной реформы: что такое судебная реформа? Реформа – предполагает не просто формальное изменение, а кардинальное изменение прежних устоев, их сути. Судебная же реформа – изменения направленные на становление в России самостоятельной судебной власти. В литературе даются и более широкие определения судебной реформы как «реформы суда, прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы подготовки и переподготовки судей, следователей, прокуроров и адвокатов»[1]. На наш взгляд «широкое» определение выходит за рамки судебной реформы. Представляет, что не утратило актуальности определение судебной реформы, как «преобразование судоустройства и судопроизводства на новых началах…»[2].
3.2 Основные проблемы в судебной реформе и задачи для и их решения
В качестве основных проблем можно выделить:
1.Обеспечение конституционных гарантий реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности на судебную защиту
- недостаточная численность судей, изучение кадровой динамики за последние несколько лет свидетельствуют о наметившейся негативной тенденции к усилению текучести кадров, оттоку судей и квалифицированных специалистов. Эти тенденции вызваны высокой судебной нагрузкой, низким материальным обеспечением судей и работников аппаратов судов.