Судебная власть в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – мы попытаемся рассмотреть роль судебной реформы в Российском государстве и определим проблемы судебной власти в современной России с помощью различных источников и литературы. Выделим основные проблемы современной судебной реформы и механизмы их разрешения, проанализировать ближайшие и перспективные задачи судебной реформы.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели и для этого необходимо точно знать основы, фундамент, на котором базируется идея судебного контроля, проведем анализ нормативных актов и литературы по теме и сделаем соответствующие выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ…....6
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей………………………………….6
1.2 Признаки судебной власти………………………………………………….7
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ…………………………………………………………12
2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)…………………………………14
2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда
РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции……………………..15
2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ………...18
2.4 Конституционный Суд РФ…………………………………………………22
3. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………..28
3.1 Понятие «современной судебной реформы»……………………………...28
3.2 Основные проблемы в судебной реформе и задачи для их решения…………………………………………………………………………..28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....33
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………....35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ГОСУДРСТВЕ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

 


 


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНТИТУТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Заведующий кафедрой

______________________

«____»___________2012 г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕ»

 

 

Руководитель: Колмаков Алексей Геннадьевич

Студентка: Якубенкова Светлана Алексеевна

 

 

 

Москва 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ…....6

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей………………………………….6

1.2 Признаки судебной власти………………………………………………….7

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ  СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ

 СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ…………………………………………………………12

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)…………………………………14

2.2 Верховный Суд Российской  Федерации. Место Верховного Суда

РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции……………………..15

2.3 Арбитражные суды, их  задачи и место в судебной  системе РФ………...18

2.4 Конституционный Суд  РФ…………………………………………………22

3. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………..28

3.1 Понятие «современной  судебной реформы»……………………………...28

3.2 Основные проблемы в судебной реформе и задачи для их решения…………………………………………………………………………..28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....33

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………....35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Судебная власть имеет определенные  формы и определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах. Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

 Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [1].

Анализируя понятие “судебная власть” К. Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В. И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”

 

 


[1] Лазарев В. А. Судебная власть и уголовное судопроизводство. 2007.

        В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций [2].

        Структура судебной власти состоит из трех ветвей: это Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ и арбитражные суды. Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей.

        По процессуальной компетенции суды подразделяются на: суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

        Процессуальный порядок рассмотрения тех или иных дел устанавливается следующими основными законами: Федеральным Конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации, УПК, ГПК, АПК Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

       Объект исследования - судебная власть. Предмет исследования - судебная власть в государстве.

 

      


[2] Конституция Российской Федерации часть 2 статья 118.

      Цель курсовой работы – мы попытаемся рассмотреть  роль судебной реформы  в Российском государстве и определим проблемы судебной власти  в  современной России с помощью различных  источников  и  литературы. Выделим основные проблемы современной судебной реформы и механизмы их разрешения, проанализировать ближайшие и перспективные задачи судебной реформы. Задачи  исследования вытекают из поставленной цели и для этого  необходимо  точно  знать  основы, фундамент, на котором базируется идея судебного  контроля,  проведем   анализ нормативных актов и литературы по теме  и  сделаем  соответствующие  выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями  государственной власти. Разделение  властей

        В соответствии с теорией разделения властей судебная власть - одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» [1].

        Принцип разделения властей - фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

         Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти,


 [1] Салищева Н. Г., Абдуллаев Е. В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношения и взаимодействие. 2004. с 7-9.

не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

1.2 Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется  только специальными государственными  органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной  власти - признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом статья 14 УПК РФ.

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено  единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов  установлен Конституцией РФ и  Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения [1].

5. Независимость, самостоятельность  и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе. Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону [2].

         Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.

6. Судебная власть осуществляется  путем судопроизводства, что определено 


 [1] Конституция Российской Федерации часть 3 статья 118.

 [2] Уголовный кодекс Российской Федерации статья 294.

ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство - это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного - досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство - разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. [1]

7. Процессуальный порядок  деятельности - еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданское, уголовное и арбитражное - по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ . [2]

        Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры,  важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.


[1] Попова Ю. А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции. 2008. с. 12-18

[2] Федеральный Конституционный закон « О Конституционном суде РФ» глава 7-8 с. 43-83 и ряд статей разд. 3,4,5.

Информация о работе Судебная власть в государстве