Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.

Оглавление

Введение


1. Судебная система и судебная власть…………………………………………...4



1.1 Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов…4


1.2. Система судебных органов в РФ……………………………………………...7

1.2.1 Суды общей юрисдикции……………………………………………….8

1.2.2Верховный суд……………………………………………………………8

1.2.3 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа……9

1.2.4 Районный суд……………………………………………………………10

1.2.5 Военные суды…………………………………………………………...11

1.2.6 Арбитражные суды……………………………………………………..12

•Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
•Федеральный арбитражный суд округа
•Арбитражный суд субъекта Российской Федерации
1.2.7 Мировые судьи …………………………………………………………15

1.2.8 Специализированные суды…………………………………………….16

1.2.9 Конституционный Суд в РФ…………………………………………...17


1.3. Статус судей …………………………………………………………………...18

1.3.1 Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов…………………………………………………………………18


2. Судебная практика по рассмотрению споров, связанных с применением законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

за 2009 год……………………………………………………………………………23

2.1 О законе…………………………………………………………………………..23

2.2 Статистические данные………………………………………………………....24

2.3 Итоги……………………………………………………………………………...25



Заключение………………………………………………………………………….29


Литература…………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая работа гму.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

     В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела.

     Военные суды при производстве уголовных  дел рассматривают гражданские иски воинских частей, а также организаций и граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.

     Кроме того, при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном  из этих преступлений подсудно военному суду, а о других - общему суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.

 

     

1.2.6 Арбитражные суды РФ

Высший  Арбитражный Суд  Российской Федерации

 

    Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и  иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

    Подведомственность  дел арбитражным судам устанавливается  федеральными законами и прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 22). Определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений исходя из субъектного состава участников спора, а именно:

    • экономические споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;
    • экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

    Статья 22 Арбитражного процессуального кодекса  дает примерный перечень видов экономических  споров, подведомственных арбитражным  судам. Сюда относятся, в частности, споры:

    • о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
    • об изменении условий или о расторжении договоров;
    • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
    • о признании права собственности;
    • иные.

    Высший  Арбитражный Суд РФ является вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  федеральным арбитражным судам  округов и арбитражным судам субъектов Федерации, поэтому Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства. Объясняется такое положение тем, что в системе арбитражных судов уже существует две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство.

    Осуществляемый  Высшим Арбитражным Судом судебный надзор за деятельностью арбитражных  судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства.

 

Федеральный арбитражный суд  округа

 
 

     Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О судебной системе» и с  Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также Арбитражным  процессуальным кодексом федеральные  арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

     При рассмотрении дела в кассационном порядке  арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка осуществляется по вопросу права.

     Кассационная  инстанция обладает широкими полномочиями: от оставления обжалуемого судебного акта в силе до его изменения либо отмены с направлением дела на новое рассмотрение. При этом нарушение норм процессуального права является самостоятельным основанием к отмене решения или постановления только в ограниченном числе случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса. Во всех иных случаях нарушение или неправильное применение норм процессуального права имеет правовое значение, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

 
 

     Арбитражный суд субъекта Российской Федерации  в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся  обстоятельствам.

     В соответствии с ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" и Арбитражным процессуальным кодексом арбитражный суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда.

     По  общему правилу, подсудность дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с тем допускается в ряде случаев подсудность по выбору истца, а также договорная подсудность. По отдельным категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.

     Арбитражный суд субъекта Российской Федерации  рассматривает в апелляционной  инстанции дела, рассмотренные в  этом же суде в первой инстанции. Апелляционное рассмотрение дел - новое явление для современного российского права.

    Суть  апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

    В апелляционной инстанции не принимаются  и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при  рассмотрении дела в первой инстанции. Дополнительные же доказательства принимаются  арбитражным судом, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

 

    

1.2.7 Мировые судьи

 

     Мировой судья в пределах своей компетенции  рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

     Мировые судьи, являясь судьями субъектов  Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются  из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент  при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества.

     Специфика института мировых судей состоит  в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда. Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или упразднить должности мировых судей не только на территории отдельных районов, но и во всем регионе.

 

      
 

     1.2.8 Специализированные суды 

     К специализированным судам не относятся  арбитражные суды, а также военные  суды. Специализированные федеральные суды не являются чрезвычайными или особыми судами, так как их образование не связано с какими-то необычайными условиями или обстоятельствами. Специализированные суды не могут являться и ведомственными судами, поскольку суды не представляют интересы ведомств.

     На  специализированные федеральные суды возложено рассмотрение только гражданских  и административных дел. Уголовные  дела, а также дела в порядке  конституционного судопроизводства они  рассматривать не вправе.

     Назначение  специализированных федеральных судов состоит в том, чтобы они рассматривали полностью определенные категории дел среди гражданских или административных. Такие суды должны специализироваться на рассмотрении дел, касающихся некоторых групп населения или определенных видов деятельности, например, дел, возникающих из трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Поэтому, в названии этих судов будет обозначенa их специализация, например жилищные суды, трудовые суды и т.д.

     В настоящее время речь идет об образовании  такого вида специализированных судов, как административные. Но специализированными судами их назвать нельзя, поскольку они будут рассматривать широкий круг дел, возникающих из административно-правовых и других правоотношениях.

     Специализированным  суд можно назвать только тот, который будет рассматривать только определенную часть дел, например дела, связанные с нарушением правил дорожного движения.

 

     

1.2.9 Конституционный суд РФ

 

       Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ - орган правосудия. Между тем осуществляемое им правосудие специфично, как и его полномочия.

       Конституционный Суд РФ вправе:

       1)  разрешать дела о соответствии Конституции РФ:

       а)  федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации  РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ;

       б)  конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

       в)  договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

       г)  не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

       2)  разрешать споры о компетенции:

       а)  между федеральными органами государственной  власти;

       б) между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

       в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

       3) рассматривать жалобы на нарушение  конституционных прав и свобод граждан;

       4)  по запросам судов проверять  конституционность закона, примененного  или подлежащего  применению  в конкретном деле;

       5) давать толкование Конституции  РФ;

       6) давать заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

       7)  выступать с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

       8)  осуществлять некоторые иные  полномочия. Конституционный   Суд   РФ   действует   в   соответствии   с принципами  правосудия  (независимость,   гласность,  русский язык конституционного судопроизводства и др.).

 

       

1.3 Статус судей

1.3.1 Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов

 

     Ст. 1 Закона РФ о статусе судей определяет, что только они являются носителями судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей в привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.     

Информация о работе Судебная система Российской Федерации