Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.

Оглавление

Введение


1. Судебная система и судебная власть…………………………………………...4



1.1 Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов…4


1.2. Система судебных органов в РФ……………………………………………...7

1.2.1 Суды общей юрисдикции……………………………………………….8

1.2.2Верховный суд……………………………………………………………8

1.2.3 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа……9

1.2.4 Районный суд……………………………………………………………10

1.2.5 Военные суды…………………………………………………………...11

1.2.6 Арбитражные суды……………………………………………………..12

•Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
•Федеральный арбитражный суд округа
•Арбитражный суд субъекта Российской Федерации
1.2.7 Мировые судьи …………………………………………………………15

1.2.8 Специализированные суды…………………………………………….16

1.2.9 Конституционный Суд в РФ…………………………………………...17


1.3. Статус судей …………………………………………………………………...18

1.3.1 Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов…………………………………………………………………18


2. Судебная практика по рассмотрению споров, связанных с применением законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

за 2009 год……………………………………………………………………………23

2.1 О законе…………………………………………………………………………..23

2.2 Статистические данные………………………………………………………....24

2.3 Итоги……………………………………………………………………………...25



Заключение………………………………………………………………………….29


Литература…………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая работа гму.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

      Согласно  закону «О судебной системе РФ» иные федеральные суды создаются только федеральными законами. Следовательно, порядок образования судов общей юрисдикции, военных судов и иных федеральных судов (в частности, специализированных) может быть установлен только федеральными законодательными актами и не входит в компетенцию субъектов Федерации. Осуществлять судебную власть в Российской Федерации вправе только суды, перечисленные в Конституции РФ и в Законе о судебной системе РФ и образованные в соответствии с Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, Законом о судоустройстве РСФСР, Законом о статусе судей в РФ, Законом о Конституционном Суде РФ, Законом об арбитражных судах РФ.

      Ст. 17 ФКЗ «О судебной системе» закрепляет стабильность системы судов, являющейся структурным каркасом судебной власти России. Закрепление системы высших судов в Конституции РФ означает, что изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Упразднение иных федеральных судов Закон о судебной системе допускает путем принятия соответствующего федерального закона. Однако если эти суды образованы федеральным конституционным законом (например, арбитражные суды), то и упразднены они могут быть также только при принятии соответствующего федерального конституционного закона.

      Компетенция каждого суда определяется законом; судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно-административного образования (или структурного образования - в отношении военных судов). Этими пределами ограничивается его юрисдикция, т.е. право решать правовые вопросы, осуществлять правосудие. Право граждан на судебную защиту, на обращение в суд не должно пострадать от упразднения конкретного судебного органа. Поэтому Закон о судебной системе РФ специально обязывает государственные органы позаботиться о своевременной передаче относящихся к ведению упраздняемого суда вопросов в юрисдикцию другого суда.

 

      1.2 Система судебных органов в РФ 

     Суды    РФ    принято   делить   на   следующие   подсистемы:  по  уровню они  делятся  на  федеральные  суды  и  суды  субъектов  РФ, а  по компетенции - на   конституционные  (уставные)  суды,  арбитражные  суды и  суды  общей  юрисдикции.

     Федеральные   суды называются  так потому, что осуществляют судебную власть от имени РФ,  их  судьи назначаются исключительно федеральными (общероссийскими) органами  государственной власти — члены Конституционного Суда  РФ, Верховного  Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда  РФ - Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению  Президента РФ, а судьи всех остальных судов — Президентом РФ  (ст. 128 Конституции РФ).  Финансирование федеральных судов производится только из   федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного   и   независимого осуществления правосудия  в  соответствии  с   федеральными законами.

К   субъектам РФ (республика, край, область, городо федерального значения,  автономная   область и автономный округ) относятся конституционные (уставные) суды  субъектов РФ и мировые судьи. При  этом конституционные  (уставные) суды  осуществляют  правосудие от имени соответствующего субъекта РФ и финансируются из его бюджета.  Судьи  этих  судов, а также мировые судьи назначаются (избираются) в соответствии  с законодательством субъекта РФ.

 

     

1.2.1. Суды общей юрисдикции

1.2.2 Верховный суд

 

      В соответствии со ст. 128 Конституции  РФ, ст. 19 ФКЗ «О судебной системе  РФ» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

      Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

      Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным  судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

      Особая  роль в деятельности Верховного Суда РФ отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи Верховного Суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

      Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ).

      Работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства РФ и других федеральных законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.

 

1.2.3 Верховный суд  республики, краевой  (областной) суд,  суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

 

      В соответствии со ст. 20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховный  суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного  округа в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

      Суды  среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

      Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом РФ.

      В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

      Являясь по отношению к районным судам  кассационной инстанцией, Верховный  суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

      Рассматривая  компетенцию судов среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

1.2.4 Районный суд

 

    Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно-территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

    Районный  суд рассматривает апелляционные  жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых  судей. При этом районный суд как  апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Кроме того, районные суды разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

    

1.2.5 Военные суды

 

     Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Итак, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к федеральным судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках и других формированиях, где установлена военная служба. Имеются в виду Вооруженные Силы РФ.

     Необходимость военных судов, особенности их организации  и деятельности обусловлены спецификой Вооруженных Сил как военной организации, предназначенной для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства, действующей на началах воинской дисциплины и уставного порядка, принципах единоначалия и строгого воинского подчинения. Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов. В настоящее время действуют военные суды гарнизонов и приравненные к ним военные суды, военные суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

     Военным судам Российской Федерации подсудны:

    1) дела о всех преступлениях,  совершенных военнослужащими, а  также военнообязанными во время  прохождения ими военных сборов;

    2) дела о всех преступлениях,  совершенных лицами офицерского  состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов Федеральной службы безопасности;

    3) дела о преступлениях против  установленного порядка службы, совершенных лицами начальствующего  состава исправительно-трудовых  учреждений;

    4) все дела о шпионаже (в том  числе совершенном гражданскими лицами);

    5) дела о преступлениях, совершенных  лицами, в отношении которых имеется  специальное указание в законодательстве (в частности, военными строителями  военно-строительных отрядов).

Информация о работе Судебная система Российской Федерации