Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:05, реферат
Тема “Становление и развитие местного самоуправления в условиях федеративного государства” чрезвычайно актуальна как в теоретическом, научном, так и в практическом значении. Сама постановка вопроса говорит о том, что тема не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент Российской Федерации.
Введение 2
Возможные сценарии развития федерализма и местного самоуправления 4
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Что касается полноценных выборов на региональном уровне, то их восстановление происходит в рамках следующего политического цикла, когда новая институциональная среда в основном сформирована, а "навес" протестных настроений частично снят.
По сравнению с третьим сценарием данный сценарий обладает определенными потенциальными преимуществами. Во-первых, он более постепенен и позволяет системе адаптироваться к новым условиям шаг за шагом. Во-вторых, он более управляем, имеется возможность влиять на темпы и глубину реформ в зависимости от складывающихся внутренних и внешних условий, вовремя корректировать ошибки. В-третьих, несмотря на заложенный в нем конфликтный потенциал, он в меньшей мере формирует угрозу целостности государства.
В то же время данный сценарий не свободен от существенных рисков. С одной стороны, возникает вопрос о субъекте, заинтересованном в его реализации. Для того чтобы существующая элита взяла на себя ответственность за подобные преобразования, существенно меняющие"правила игры" в обществе в направлении ущемления ее собственных краткосрочных узкогрупповых интересов, ее мотивация должна кардинально поменяться. Если фундаментальные изменения не произойдут, четвертый сценарий может выродиться в чисто бюрократический процесс, носящий декоративный характер и фактически маскирующий продолжение сценария сохранения статус-кво со всеми свойственными ему рисками. С другой стороны, существует опасность, что в рамках четвертого сценария реализуется значительная часть рисков третьего сценария без его преимуществ, и это заставит заплатить еще большую цену за преобразования и породит еще более серьезное социальное напряжение, чем при реализации третьего сценария.
Этот
сценарий более мягкий, либеральный и
предлагает постепенное раскручивание
гаек — отмену федеральных округов, перераспределение
полномочий от центра к регионам с последующим
пятилетним мораторием на пересмотр, отказ
от системы оценки региональных властей
из центра и не регламентированных жесткими
правилами механизмов межбюджетных трансфертов,
начало демократизации с муниципального
уровня. Выборы на региональном уровне
предлагается вернуть в рамках следующего
федерального цикла. В рамках этого сценария
авторы предлагают рассматривать социальный
конфликт как необходимую плату за проведение
преобразований. Слишком много людей,
которые отводят стабильности и уверенности
в завтрашнем дне огромное значение, это
и неудивительно, ведь, как гласит поговорка
«лучше синица в руках, чем журавль в небе»
по этому принципу живет большинство,
но, если риски оправданы, то не стоит опасаться
критики и застывать на месте, ни одни
существенные реформы не проводились
в условиях единодушного согласия.
Пятый сценарий - создание коалиций развития
Признание ключевой роли элит в процессе проведения преобразований заставило участников экспертной группы искать способы воздействия на этот фактор. В результате был предложен еще один, пятый сценарий, который ориентирован на создание коалиций развития, способных оказывать давление на функционирование институтов в пользу публичного блага. Он базируется на развитии общественных механизмов управления при ограниченной децентрализации и политической демократизации. В рамках данного сценария предлагается следующая система мер:
- укрепление федеральных
округов как промежуточного звена федеральной власти,
способного осуществлять контроль за
соблюдением прав местных сообществ в
их отношениях с региональным и федеральным
уровнями управления, включая контроль
за реализацией макрорегиональных проектов;
- расширение полномочий региональных
общественных палат и общественных советов
городов в отношении общественного контроля
над работой властей, включая судебную
ветвь власти;
- всемерная поддержка обществ потребителей,
укрепление их позиций в борьбе с монополизмом
торговых сетей и других монопольных структур;
- использование альтернативной военной
службы для решения задачи массированного
оздоровления окружающей среды;
В рамках данного сценария предполагается, что реальная демократизация на уровне муниципальных образований осуществляется дифференцированно. Принципиально важно принимать во внимание качественное различие возможностей местного самоуправления (далее - МСУ) в зависимости от численности населения.
Пример Для городов с населением свыше 100 тыс. человек переход к прямой выборности мэров не только необходим, но и возможен, поскольку в этих условиях вполне реальна межпартийная конкуренция и затруднена криминализация управления в связи с множественностью"игроков". В городах с меньшей численностью населения переход к исключительной норме прямых выборов возможен лишь по мере укрепления публичности, выдвижения новых лидеров из общественных институтов, при поддержке окружного уровня власти. Для сельских поселений с численностью до 500 человек целесообразно организовать управление в формате административных районов под прямым управлением региональной власти. |
Предполагается осуществить следующие меры институциональной поддержки на муниципальном уровне:
Во-первых, усиление общественного участия и публичного характера политики может привести к появлению новых лидеров, способных оздоровить состояние региональных и местных элит.
Во-вторых, не только постепенный, но и дифференцированный подход к развитию демократизации при его последовательной реализации способен уменьшить риски снижения качества муниципального управления.
В-третьих, более полное
соотнесение принимаемых
Риски реализации данного сценария также достаточно высоки. Ставя задачу переформатирования элит, он фактически изначально предъявляет еще более высокие требования к нацеленности элиты на долгосрочные преобразования, чем четвертый сценарий. При этом он не предполагает задействование резервов, связанных с повышением самостоятельности региональной и муниципальной власти, и нацелен на достаточно ограниченное использование резервов демократизации. Переформатирование элит предполагается осуществлять преимущественно"сверху" поэтому неудивительно, что часть мер пятого сценария совпадает со вторым. В результате риски, обозначенные в рамках четвертого сценария, здесь носят еще более острый характер, вероятность вырождения подобной политики в чисто бюрократическую игру еще выше.
Кроме того, в рамках данного сценария предполагается использовать ряд институциональных инструментов (в частности, в финансовой сфере), которые ранее не использовались на практике, их эффективность ничем не подтверждена, а издержки внедрения могут быть значительны.
Проанализировав баланс преимуществ и рисков по каждому сценарию, большая часть участвовавших в обсуждении экспертов высказалась за более глубокую проработку третьего сценария - немедленной демократизации и широкой децентрализации и четвертого сценария - административной децентрализации с постепенным возвратом к демократическим механизмам на всех уровнях власти.
Так каким же должно быть решение проблемы? Может, стоит вернуться к традиционной схеме регулирования и контроля «сверху»?
Действительно, сегодня
институты федерализма и
На первый взгляд, кажется, что это позволит разрешить многочисленные кризисные ситуации и обеспечить управляемость, единство правового и экономического пространства. Возможно, в отдельных случаях действительно повысится управляемость. Однако эффект будет краткосрочным. Централизация резко увеличивает организационно-управленческие риски и снижает гибкость реагирования на сложные экономические и политические процессы. Реальные изменения возможны, когда формируется система контроля и ответственности не со стороны центра, а со стороны местных сообществ.
«Централизаторские» решения консервируют сложившуюся ситуацию и не дают шансов для системных изменений. Несовершенства и даже злоупотребления при становлении федерализма и местного самоуправления не есть аргумент против самих этих институтов в их стратегическом значении – так же как мошеннические действия некоторых бизнесменов не есть аргумент против рыночной экономики, а злоупотребления в СМИ не есть аргумент против свободы слова.
В современных условиях глобальной конкуренции централизация регулирования не позволит обеспечить ни эффективность управления внутри страны, ни тем более конкурентоспособность России на мировой арене.
Разнообразие и баланс интересов – источник эффективной власти
В столь крупной стране, как наша, с разнообразием надо не бороться, а умело использовать его. Именно поэтому так важны федерализм и местное самоуправление, которые, по своей сути, являются способом политического использования разнообразия.
Во главу угла сегодня должен быть поставлен вопрос о создании целостной системы, позволяющей обеспечить реальный баланс между централизацией и децентрализацией, превращающей культурное разнообразие и экономические особенности территорий в источник эффективной власти. Ключ к единству страны – не в централизованном регулировании и контроле, а в позитивном согласовании общенационального интереса с региональными и местными интересами.
В целом представляется
стратегически необходимым
Именно тогда сможет проявиться огромный потенциал местного самоуправления, которое имеет особый статус в построении новой системы отношений между обществом и государством и которое задумывалось в России как стратегический, долгосрочный инструмент развития гражданского общества, как среда формирования общественного договора. Именно поэтому наиболее целесообразным мне представляется предпоследний - 4-ый сценарий развития административной децентрализации и постепенной демократизации. Он наиболее мягкий, либеральный и следование ему не будет сопровождаться чересчур болезненной грядой потрясений. Демократизация должна начинаться именно с муниципального уровня, только в этом случае накопленный потенциал сможет найти выход, и все разнообразие, характерное для России, найдет позитивное проявление в регионах. Москва не является в этом случае исключением. Являясь городом федерального значения с многомиллионным населением, она должна сполна использовать потенциал своих жителей и их инициативу, что, однако, затруднено при нынешних порядках. Каждый округ, район и муниципальное образование города сродни регионам России – своеобразны и уникальны по составу, проявлению в различных сферах общественной жизни общества, своей истории, оттого попытки сровнять их всех под одну гребенку приносят лишь деструктивность и бездействие со стороны жителей. Четвертый сценарий в некоторых аспектах схож с третьим, однако обладает рядом существенных преимуществ, как-то: он постепенный и дает время на адаптацию к происходящим изменениям, в силу своей поэтапности и последовательности более управляем и представляет наименьшую угрозу целостности государства. Эти особенности, по моему мнению, довольно весомы, т.к. цель должна быть не только достигнута, а достигнута с наименьшими потерями.