Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:05, реферат
Тема “Становление и развитие местного самоуправления в условиях федеративного государства” чрезвычайно актуальна как в теоретическом, научном, так и в практическом значении. Сама постановка вопроса говорит о том, что тема не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент Российской Федерации.
Введение 2
Возможные сценарии развития федерализма и местного самоуправления 4
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Тема “Становление и развитие местного самоуправления в условиях федеративного государства” чрезвычайно актуальна как в теоретическом, научном, так и в практическом значении. Сама постановка вопроса говорит о том, что тема не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент Российской Федерации.
В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления, и, стоит особо отметить низкое качество законодательной базы местного самоуправления.
Реформы местного самоуправления,
которые были ранее разработаны
и внесены Президентом
Прежде всего - это ошибки теоретико-методологического, конституционного плана, связанные с реализацией и взаимодействием двух фундаментальных основ конституционного строя России - федерализма и местного самоуправления, являющихся конкретным проявлением универсального принципа демократии.
В Европейской Хартии местного самоуправления говорится, что защита и укрепление местного самоуправления тесно связаны с принципами демократии и децентрализации власти, на которых основано построение Европы.
Вступив в Совет Европы
в 1996 году, Россия взяла на себя высокое
обязательство следовать
Принцип федерализма закрепленный в статье 1 и раскрытый в статье 5 Конституции Российской Федерации гласит, что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, других положениях и в том числе на разграничении предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации оговаривается, что такое разграничение осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В Конституции Российской Федерации и даже намека нет на трехзвенное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным (субъектным) и местным уровнями власти. И это правильно, потому что трехзвенное разграничение – это унитаристская постановка вопроса, это унитаристский подход, свойственный только унитарному государству, когда полномочия власти в стране делятся и распределяются только из одного центра.
Однако по Конституции Россия есть федерация и власть в федеративном государстве должна распределяться между федерацией и ее субъектами, как это справедливо требует Конституция Российской Федерации (статьях 5, 11).
Но в России обошли собственную Конституцию.
И какова же нынешняя ситуация? На данный момент можно сказать, что формально региональные и местные власти практически полностью встроены во властную вертикаль как экономически, так и политически, однако на практике они испытывают на себе противоречивые требования различных ведомственных, в т.ч. контрольных, структур. Налицо негативные процессы эволюции элит», и они напрямую связаны с резким ограничением «вертикальных лифтов» - «возможности карьерного роста определяются не столько способностями, сколько успешным встраиванием в "вертикаль"; отсутствует социальный заказ на ярких, самостоятельных политиков; более того, подобные региональные и местные лидеры активно вытесняются из сферы публичной деятельности».Подавление политического плюрализма приводит к тому, что общество не структурировано в соответствии с идеологическими и политическими программами, тогда как в нем нарастают националистические и популистские протестные настроения.
В 2011 году с участием Института регионов по поручению премьер-министра Владимира Путина был подготовлен доклад «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика», его авторы полагают, что «кризис данной системы зашел достаточно далеко» и предлагают пять возможных сценариев изменения ситуации с точки зрения политических механизмов федерализма.
Дискуссия по разграничению полномочий заставила забыть академический характер споров по вопросам федерализма, которые велись на протяжении нескольких последних лет: под вопросом оказалась сама целесообразность федерализма в России. И в политических, и в научных кругах открыто высказываются мнения о том, что «федерация как тип государственного устройства для России не имманентна. Нельзя считать, что все решено, что выбран уже оптимальный вариант государственного устройства и никаких проблем нет»; «модель федеративных отношений, рожденная определенными политическими соображениями в 1918 году, ничего для России не дала и не даст. Для России достаточно рациональной может быть модель унитарного государства с самостоятельностью мест и автономией национально-территориальных единиц».
Еще более популярна идея формального сохранения конституционного принципа государственного устройства при фактическом выхолащивании сути федеративных отношений. Предлагается, например, детальное федеральное регулирование предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; укрепление вертикали исполнительной власти за счет введения разнообразных регламентов; создание Федеральной контрольной палаты с широкой сетью территориальных органов, в функции которой будет входить даже осуществление контроля на предприятиях торговли и общественного питания и т. п.
В этих условиях позиция
сторонников федерализма
В отличие от федерализма,
существование и
Значение местного самоуправления выходит далеко за рамки узко-прагматического его понимания как системы местной власти, обеспечивающей эффективность управления городами и селами. Этот институт играет не менее важную роль, чем свобода слова, совести и другие основы демократической системы. Свидетельство тому – конституционные гарантии местному самоуправлению и, прежде всего, гарантии независимости местного самоуправления от системы государственной власти. Уже начался процесс осознания местного самоуправления как основы, на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор, а также понимания того, что местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. И, несмотря на активную критику местного самоуправления с самых разных сторон, представители общественности по большому счету считают его стратегически важным для развития гражданского общества.
Что же касается демократии,
то еще Томас Джефферсон утверждал,
что федерализм – это территориальная
форма демократии. Сегодня и федерализацию,
и укрепление местного самоуправления
целесообразно рассматривать
Итак, мы имеем три основных понятия: «демократия», «федерализм» и «местное самоуправление» и 5 возможных сценариев их развития и проявления в российских реалиях, которые представленных в докладе И.В. Стародубровской.
Экспертная группа по обновлению "Стратегии 2020" "Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика" разработала несколько сценариев возможного развития федерализма и местного самоуправления, которые широко обсуждаются экспертным сообществом.
Основное противоречие федеральной политики в отношении региональных и муниципальных властей состоит в том, что предъявляются требования, с одной стороны, к повышению результативности их деятельности, росту эффективности бюджетных расходов; с другой - к сохранению социальной стабильности любой ценой, максимальному удовлетворению запросов населения, в т. ч. популистскими мерами.
Подобная несбалансированная позиция, ограничение самостоятельности в расходовании бюджетных средств, отсутствие мандата от населения (не только у региональных, но и все в большей степени у муниципальных руководителей) и мелочный контроль тормозят проведение любых серьезных реформ.
Постоянно воспроизводящиеся, по сути популистские требования сокращения управленческого аппарата и его удешевления, наряду с потерей содержательного компонента деятельности, приводят к оттоку наиболее квалифицированных и творческих кадров из системы власти (отрицательный кадровый отбор), снижению качества управленческой деятельности, усилению коррупции (известно, что наименее коррупционными являются компактные команды высокооплачиваемых и квалифицированных управленцев).
Субнациональные элиты теряют способность действовать в интересах развития территорий в результате падения квалификации и искажения мотивации. С другой стороны, тесная связка власти, привилегированной части бизнеса и силовых структур порождает у них стремление и создает предпосылки к реализации узкогрупповых и личных интересов. Негативные процессы эволюции элит напрямую связаны с резким ограничением"вертикальных лифтов", поскольку возможности карьерного роста определяются не столько способностями, сколько успешным "встраиванием" в "вертикаль". Социальный заказ на ярких, самостоятельных политиков отсутствует, более того, подобные региональные и местные лидеры активно вытесняются из сферы публичной деятельности.
Подавление политического плюрализма приводит к отсутствию в обществе структурирования в соответствии с идеологическими и политическими программами на фоне роста националистических и популистских протестных настроений.
В целом можно констатировать, что кризис данной системы зашел достаточно далеко. Он обусловлен не чрезмерной централизацией, которую можно было бы преодолеть развитием децентрализации и демократических механизмов. Восстановлению реального федерализма и местного самоуправления препятствуют:
В этих условиях совершенствование отдельных инструментов федеративных отношений, в т. ч. межбюджетных, само по себе вряд ли сможет существенно улучшить ситуацию. В условиях отсутствия "правил игры" в системе в целом оно неизбежно будет нейтрализовано в значительной степени. К тому же оно не направлено на преодоление базовых проблем системы. Так или иначе, первичным должен быть выбор тех политических механизмов, в рамках которых будет происходить восстановление реального федерализма и местного самоуправления. Остальные инструменты следует рассматривать как производные от этого выбора.
Четыре сценария развития
С точки зрения политических механизмов федерализма, возможны следующие сценарии: