Сравнительный анализ теорий разделения властей Дж.Локка, Ш.Л.Монтескье, Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2011 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в большом значении принципа разделения властей для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие.».

Оглавление

Введение

Глава 1.Возникновение и развитие теории разделения властей

1.1.Античное и средневековое наследие

1.2.Реформаторско-просветительская эпоха

1.3.Эпоха Великих Западных революций

Глава 2.Ветви власти

2.1.Законодательная власть

2.2.Судебная власть

2.3.Исполнительная власть

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТГП.docx

— 49.32 Кб (Скачать)

     Право созывать и распускать законодательный  орган – право, которым обладает исполнительная власть, - не дает исполнительной власти верховенства над законодательной, а является просто доверенным полномочием, данным ей в интересах безопасности народа в том случае, когда неопределенность и переменчивость человеческих дел не могут вынести постоянного установленного правила.7

     Монтескье считал, что народ, будучи некомпетентным в государственных делах, не вправе принимать активные решения, связанные  с исполнительной деятельностью, - все  его участие в управлении должно быть ограничено избранием представителей.

     Исполнительная  власть в свободном государстве  предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной  властью. Именно в связи с этим Монтескье утверждает, что «исполнительная  власть ограничена по самой своей природе...». Ею наделяется прежде всего монарх, поскольку данная «сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими». Исполнительную власть могут осуществлять и другие лица, но только не члены законодательного собрания, так как это привело бы к утрате свободы.

     «В  каждом государстве, - пишет Ш. Монтескье, - есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами  международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского». Приведенная формулировка несколько  отличается от той, которая имеет  хождение в наши дни. Впрочем, и сам  создатель доктрины разделения властей  дает необходимые пояснения не оставляющие места для кривотолков. Первая власть, объясняет он, призвана создавать законы. Вторая ведает внешними сношениями и обеспечивает безопасность. В силу третьей власти караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Эту власть можно иначе именовать - судебной. На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это довольно просто. Вторая и третья власти (по перечислению, но не по значимости), в отличии от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление. В одном случае при посредстве правительственной деятельности, в другом - посредством судебной деятельности. В этом смысле можно говорить о том, что и та и другая обеспечивают исполнение закона. Но смешивать их не допустимо. Указания на то, что соединение различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет к удушению политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения властей. Если, однако, соединение двух первых властей - это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям.

     Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и  отдельные случаи под всеобщее. 8Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывает на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.9 
 

     Заключение

     Впервые принцип разделения властей был  разработан англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Луи Монтескье, и поэтому их имена закономерно  связывают с выдвижением исходных идей.

     Таковы  основные изменения, которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей — это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной «результаты применения теории разделения властей» относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом.

     Идеи  Локка и Монтескье, Гегеля неразрывны со временем, когда они жили и творили. Но и сегодня принцип разделения властей следует изначальным положениям: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

     Не  будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной.»

     За  прошедшие столетия принцип разделения властей — разумеется, в развитии и постоянном совершенствовании, с  учетом условий отдельных стран  — выдержал испытания временем и  ныне занимает ведущее место в  конституционном конструировании  властных структур, распределении функций  и полномочий между ними. Он современен и актуален и накануне третьего тысячелетия  нашей эры. Этот принцип прежде всего демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп — национальных, региональных, профессиональных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список

  1. ТГП. Под ред. М.Н. Марченко «Зерцало» 2004 г. – 800 с.
  2. ТГП Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. – «Март», 2003 г. – 656 с.
  3. История философии права. Под ред. Керимова Д. А.  – СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.116
  4. ИППУ Нерсесянц В.С., «Норма» 2007 г. – 704 с.
  5. «Социология власти» №6, Изд-во РАГС, 2005 г – 202 с.
  6. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право, № 8, 1990.
  7. Баглай М.В., Габричидзе  Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1996.
  8. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право, № 2, 1990

Информация о работе Сравнительный анализ теорий разделения властей Дж.Локка, Ш.Л.Монтескье, Гегеля