Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:31, курсовая работа
Технические средства ХХ века позволили не только навязывать эти стандарты, но и организовывать, контролировать массовое сознание, направлять его в заданное русло.
Тоталитаризм был опосредован попытками либеральной модернизации общества «сверху». Их основным социальным последствием была стремительная маргинализация общества.
Введение ……………………………………………………………….
3
Глава I. Концепция тоталитаризма Х. Арендт
Теоретические исследования теорий тоталитаризма первой половины ХХ века…………………………………………………….
10
Характеристика основных положений концепции тоталитаризма Х. Арендт
13
Глава II. Сравнительный анализ концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
2.1. Концепция тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
21
2.2. Сравнительный анализ концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
26
Заключение …………………………………………………………….
31
Список использованной литературы……………
В отличие от Х. Арендт, З. Бжезинский и К. Фридрих не бросаются в крайности. Они считают, что нацистская и советская системы "в основе схожи..., но нужно иметь в виду, что они не всецело схожи" [17]. Существуют различия.
Фридрих и Бжезинский тоталитаризм рассматривают в большей степени через сравнения, чем Арендт. Они показывают тоталитаризм как явление, меняющееся во времени. Их концепция исходит "от всеобщих наших знаний о политике" [18].
В отличие от Х. Арендт, авторы "Тоталитарной диктатуры и автократии" с большими оговорками относят к тоталитарному режим Б. Муссолини в Италии [19].
Арендт в тоталитарной системе террор ставит на первое место. Она считает, что террор должен носить перманентный характер. В тоже время она говорит, что одного террора недостаточно, чтобы направлять и вдохновлять человеческие действия. Для управления необходима идеология.
Фридрих и Бжезинский, в свою очередь на первое место ставят идеологию, а террор же занимает только третью позицию в тоталитарной системе.
И Арендт и Фридрих с Бжезинским схожи в своих концепциях относительно позиции партии. Партия то, как раз и воплощает в дело цели идеологии. Но Арендт в отличие от Фридриха и Бжезинского огромную роль придает тоталитарному вождю. Она считает, что именно он приводит в движение весь механизм власти. А Фридрих и Бжезинский считаю, что заставляет механизм двигаться именно партия.
Фридрих и Бжезинский огромное внимание уделяют условиям появления и развития тоталитарных режимов именно как режимов, а не как движений. Исходя из этого, они делают акцент на СМИ, на современных технологиях. Без этого, по их мнению, невозможно осуществление полного контроля над обществом.
Фридрих и Бжезинский сходятся с Арендт во мнении, что "тотальный террор является необходимым условием существования тоталитарного режима" [20].
Бжезинский подчеркивает, что тоталитарное движение становится орудием идеологии, которая несет в себе идеи свержения законной власти [21]. Это в значительной мере перекликается с мнением Х. Арендт, выделяющей идеологию как основной принцип тоталитарной системы.
Существенным недостатком книги «Тоталитарная диктатура и автократия» является отсутствие твердого ядра концепции. У Арендт она подтверждалась и основывалась на богатой фактологической базе. Содержание книги Фридриха и Бжезинского часто, кажется внесубстанциальным, тезисы не всегда подтверждаются событиями и примерами. В книге четко не показано различие между тоталитаризмом и другими современными вариантами недемократических политических режимов, названных "модернизированными" диктатурами.
Таким образом, можно сделать вывод, что основным разногласием в концепции тоталитаризма Арендт и концепции тоталитаризма Фридриха и Бжезинского является расстановка приоритетов среди составляющих тоталитарного режима. И главным «камнем преткновения» является отношение к террору и идеологии. Эти две концепции можно рассматривать не как набор конкурирующих, а в качестве ряда дополняющих друг друга описательных концепций.
Модель тоталитаризма, принадлежащая Карлу Фридриху и Збигневу Бжезинскому, носит упрощенно типизированный и статистический характер. В ней не принимается во внимание, что тоталитарные режимы могут меняться [22]. Теория же Ханны Арендт не была принята ни в исследованиях коммунизма, ни в исследованиях фашизма и национал-социализма [23]. Эти две теории тоталитаризма оказались не в состоянии объяснить историческую действительность. Они были слишком идеологизированы.
Примечание
Заключение
Проблема существования тоталитарных режимов была актуальна в XX веке, привлекала внимание многих видных учёных. Тоталитарный режим рассматривался как одна из многих форм диктаторских, недемократичных режимов, отличающаяся, основным образом, собственной идеологизированностью.
Рассмотренные в исследовании работы Х. Арендт, З. Бжезинского и К. Фридриха внесли значительный вклад в теорию тоталитаризма. Авторы сделали выводы на основе сравнительного изучения итальянского фашизма, германского национал-социализма и большевизма, показали их главные черты и способствовали научному обсуждению проблем диктатуры.
На основании проведённого исследования можно сделать вывод, что концепции тоталитаризма данных авторов имеют общую базу, и различаются расстановкой акцентов в существовании данных режимов: Аренд во главу угла ставит терроризм, Фридрих и Бжезинский на первое место ставят идеологию. Аренд большую роль отводит вождю, Фридрих и Бжезинский – партиям. В целом их концепции являются дополняющими друг друга.
Последующие работы этих авторов мало эволюционируют. К. Фридрих и З. Бжезинский в переизданной в 1965 г. "Тоталитарной диктатуре и автократии" показывают тоталитаризм как явление, меняющееся во времени. Хрущевскую "оттепель" они рассматривают как "определенные изменения тоталитарного режима в СССР" [39].
Следует признать, вслед за авторами коллективной монографии «Тоталитаризм в Европе. ХХв.», что классические теории тоталитаризма оказались не в состоянии объяснить историческую действительность [40], т.к. их концепции были слишком идеологизированы.
Примечание