Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:31, курсовая работа
Технические средства ХХ века позволили не только навязывать эти стандарты, но и организовывать, контролировать массовое сознание, направлять его в заданное русло.
Тоталитаризм был опосредован попытками либеральной модернизации общества «сверху». Их основным социальным последствием была стремительная маргинализация общества.
Введение ……………………………………………………………….
3
Глава I. Концепция тоталитаризма Х. Арендт
Теоретические исследования теорий тоталитаризма первой половины ХХ века…………………………………………………….
10
Характеристика основных положений концепции тоталитаризма Х. Арендт
13
Глава II. Сравнительный анализ концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
2.1. Концепция тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
21
2.2. Сравнительный анализ концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
26
Заключение …………………………………………………………….
31
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение ………………………………………………………………. |
3 |
Глава I. Концепция тоталитаризма Х. Арендт
|
10 |
|
13 |
Глава II. Сравнительный анализ концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского 2.1. Концепция тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского |
21 |
2.2. Сравнительный анализ концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского |
26 |
Заключение ……………………………………………………………. |
31 |
Список использованной литературы……………………………….. |
33 |
Введение
Актуальность
Весь ХХ век прошел под знаком противостояния тоталитаризма и либеральной демократии. Тоталитаризм принадлежит к числу наиболее сложных и спорных сюжетов современной политической мысли, став ее неотъемлемой частью.
Этот феномен появился в XX столетии, когда начавшаяся модернизация европейской цивилизации, сопровождалась глубоким кризисом либеральных и демократических ценностей. Одной из причин этого стало появление массы как социально-политической силы, ориентированной на усреднение, общие для всех стандарты и ценности.
Технические средства ХХ века позволили не только навязывать эти стандарты, но и организовывать, контролировать массовое сознание, направлять его в заданное русло.
Тоталитаризм был опосредован попытками либеральной модернизации общества «сверху». Их основным социальным последствием была стремительная маргинализация общества. Именно маргиналы составляли социальную базу тоталитаризма. Вырванные из традиционной социальной среды, слабо организованные и слабо интегрированные в новые отношения, в нормальных условиях они демонстрировали повышенный конформизм.
Однако в результате кризиса маргиналы испытывали обостренную потребность в защите от враждебных внешних условий. Эту потребность они обращали на того лидера и на ту идею, которые максимально соответствовали их традиционным ценностям. На развалинах демократического режима возникают авторитарные, которые заявляют о своем ограниченном характере, или авторитарные, претендующие на тоталитарность.
Новый этап в изучении тоталитаризма как явления начался после Второй мировой войны, после разгрома фашистских союзников. Именно в первые послевоенные десятилетия были созданы труды Ханны Арендт и Джеймса Талмона, Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского, Карла-Дитриха Брахера и Раймона Арона, внесшие наибольший вклад в развитие политической мысли по проблеме тоталитаризма.
Такой интерес к данной проблеме после войны объясняется распространением тоталитаризма на страны Восточной Европы, Китай, Северную Корею, на Кубу. Все эти события происходили на фоне «холодной войны» – этого идеологического, политического, экономического и военного противостояния двух сверхдержав. Поэтому тоталитаризм приобрел явно антикоммунистическую окраску.
Идеологическое соперничество между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком еще более усилило раскол старого (довоенного) международного порядка на два мощных блока, относящихся друг к другу с неизменной враждебностью и подозрительностью. Американское отношение к Советской России во второй половине 40-х годов как к стране «красного фашизма» отличалось большой эмоциональностью и упрощенчеством, непреодолимо подчинялось идеям, созданным в утопиях.
Степень разработанности проблемы.
Первые научные попытки осмыслить феномен тоталитаризма были предприняты еще в 30-е годы прошлого года российскими и западными философами и социологами - Н. А. Бердяевым, И.А. Ильиным, П.А. Сорокиным, П.Б. Струве, С.Л. Франком, В. Гурианом и другими. Среди наиболее известных политологических исследований этого периода, связанных с выявлением структурной и функциональной общности тоталитарных политических режимов, стала работа Ф. Боркенау «Тоталитарный враг» [1]. Однако, комплексное изучение зарубежными политологами тоталитарного феномена началось только в 40-е годы и было активно продолжено в последующем. В основу, как и ранее, был положен сравнительный анализ фашистского, нацистского и коммунистического вариантов тоталитаризма. В 40-е годы появились работы Ф. Хайека «Путь к рабству» [2], К. Поппера «Открытое общество и его враги» [3]. 50-е годы явились новым важным этапом в развитии теории тоталитаризма в рамках западной политологии. Именно на эти годы приходится становление так называемой «классической» теории тоталитаризма, нашедшей свое отражение в работах X. Арендт «Истоки тоталитаризма» [4], К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» [5] и ряда других исследователей. Среди более поздних исследований проблемы тоталитаризма (60-70-е годы), отличающихся своей основательностью, можно, например, назвать работы Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» [6], Л. Шапиро «Тоталитаризм» [7].
Со второй половины 80-х - начала 90-х годов начинается качественно новый этап в развитии теории тоталитаризма. Это было связано, в первую очередь, со становлением российской «тоталитаристики». Необходимость научного переосмысления собственного исторического прошлого, особенно 30-х - начала 50-х годов советской истории, именовавшихся в общественных науках как период «культа личности» И.В. Сталина, а также знакомство с трудами зарубежных исследователей тоталитаризма (так, например, книга Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» впервые в нашей стране была опубликована только в 1993 году , X. Арендт «Истоки тоталитаризма» - в 1996 году) показали некоторую узость и односторонность применявшейся в отечественных социально-гуманитарных науках концепции «командно-административной системы» для обозначения сталинской эпохи. Если ранее отечественными специалистами массовые политические репрессии и иные так называемые «перегибы» («деформации») социализма с подачи Н.С. Хрущева связывались напрямую с личностью И.В. Сталина, который якобы исказил («извратил») по сути истинное учение В.И. Ленина и, в конечном итоге, «узурпировал» высшую власть в стране, то теперь стало понятно, что данная система отношений выходит далеко за рамки только лишь нашего государства и обладает признаками некой универсальности. Вот тогда и стали появляться работы отечественных политологов, историков, философов, которые свои исследования строили уже с учетом накопленного зарубежными авторами опыта в изучении проблемы тоталитаризма. Именно тогда теория тоталитаризма получила как бы «второе дыхание». В основу российской «тоталитаристики» легли работы И.М. Клямкина, Ю.Н. Давыдова, Р.Х. Кочесокова, Я.И. Гилинского, Н.В. Загладина, Ю.И. Игрицкого, К.С. Гаджиева, А.П. Бутенко, Э.Я. Баталова, А.В. Голубева, Курсковой Г.Ю., Н.В. Работяжева, П.Е. Студникова, Ю.Г. Сумбатяна и других.
В конце 80-х годов прошлого века Всесоюзная Ассоциация молодых философов при Философском обществе СССР провела научно-теоретическую конференцию на тему «Тоталитаризм как исторический феномен» [8]. Были рассмотрены основные признаки тоталитаризма, его связь с азиатским деспотизмом и радикальными идеологическими доктринами, апеллирующими к идее социума. Подчеркивалась и его связь с развитием европейских прав и свобод, демократических институтов, которые позволили появиться на свет радикальным доктринам, не считающимися с моралью и человеком. Большое внимание было уделено историческим особенностям развития тех стран, которые были поражены «вирусом» тоталитаризма, их культурным традициям, особенностям развития социальной структуры. Материалы конференции были опубликованы в отдельном сборнике.
В начале 90-х годов группа сотрудников Института всеобщей истории РАН приступила к работе над новым исследовательским проектом «Тоталитаризм в Европе XX века» [9]. В рамках постоянно действующего в Институте семинара «Тоталитаризм и демократия» были проведены: российско-германский коллоквиум по проблеме «Гитлер и Сталин: возможности и границы сравнения» (Берлин, 1992 год); международная научная конференция «Политическая история на пороге XXI века: традиции и новации» (Москва, 1994 год); международный форум «Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе: идейные основы, социальная база, политическая активность» (Москва, 1995 год); международная научная конференция «Разгром нацистской Германии во второй мировой войне. Судьбы тоталитаризма в XX столетии» (Волгоград, 1995 год). Результатом этих исследований явился выпуск коллективной монографии «Тоталитаризм. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления».
Оценивая указанную монографию в целом, следует отметить, что она, не ставя, пожалуй, принципиально новых вопросов, показывает феномен тоталитаризма в историческом плане в наиболее комплексном и полном, по крайней мере, в российской литературе на данный момент, освещении. Монография содержит квалифицированно выполненные и имеющие самостоятельную научную ценность главы-исследования, посвященные истории тоталитарных диктатур в СССР, Германии, Италии, таким ранее недостаточно изученным проблемам, как положение и функции религии и искусства в условиях тоталитаризма, авторитарно-тоталитарные тенденции в Испании, Португалии, восточноевропейских странах, роль тоталитарных режимов в развязывании второй мировой войны, их крах, наконец, пути преодоления тоталитарного прошлого.
В целом, проблематика тоталитаризма сегодня продолжает активно разрабатываться в рамках отечественной политологии, философии, социологии, истории. В то же время, отсутствуют какие-либо серьезные научные исследования политико-правовых аспектов тоталитарного господства.
Целью данного исследования является сравнительный анализ ценностных оснований различных типов представлений о феномене тоталитаризма, характерных для западноевропейской культурной традиций.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- Охарактеризовать основные положения концепции тоталитаризма Х. Арендт;
- Выявить признаки тоталитарного общества по версии К.Фридриха и З.Бжезинского;
- сравнить концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридрих и З.К. Бжезинский.
Объектом исследования являются концепции тоталитаризма Ханны Арендт и Карла Фридриха, Збигнева Бжезинского.
Предметом исследования является сравнительный анализ ценностных оснований, представленных в концепциях данных авторов: идеология, движения и партии, террор, организация, тайная полиция и концлагеря, централизованная экономика.
Методы исследования
Решение данных задач требует от исследователя использование набора различных методов. В работе использованы следующие методы исследования:
Структура работы
Данная работа состоит из двух глав и четырех параграфов. Первая глава посвящена теоретическому исследованию теорий тоталитаризма первой половины ХХ века и концепции тоталитаризма Ханны Арендт. Она включает в себя два параграфа. В первом параграфе отражены различные теории тоталитаризма начала ХХ века и их соотношение с концепцией тоталитаризма Ханны Арендт. Второй параграф посвящен характеристике основных положений концепции тоталитаризма Ханны Арендт. Вторая глава состоит из двух параграфов. Первый параграф включает в себя характеристику концепции тоталитаризма Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского. Второй параграф посвящен сравнительному анализу концепции тоталитаризма Ханны Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского.
Такая последовательность структурных элементов не случайна. Для всестороннего изучения темы исследования и для достижения поставленных перед исследователем задач необходимо сначала дать теоретическое обоснование темы. Этому посвящена первая и вторая главы. В итоге, раскрыв теоретическую часть и использовав ее для практического исследования можно сформулировать выводы, необходимые для решения поставленных задач.
Примечание
Глава I. Концепция тоталитаризма Ханны Арендт.
В 1925 г. термин «тоталитаризм» впервые ввел в политический лексикон Муссолини для характеристики своего движения и режима. При этом он опирался на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшего в правительстве Муссолини пост министра просвещения. Вступив в сотрудничество с фашистским правительством, Джентиле стал апологетом тоталитарного государства как воплощения нравственного духа; он призывал к «тотальному» подчинению личности государству и растворению индивида в политической истории.