Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:31, курсовая работа
Технические средства ХХ века позволили не только навязывать эти стандарты, но и организовывать, контролировать массовое сознание, направлять его в заданное русло.
Тоталитаризм был опосредован попытками либеральной модернизации общества «сверху». Их основным социальным последствием была стремительная маргинализация общества.
Введение ……………………………………………………………….
3
Глава I. Концепция тоталитаризма Х. Арендт
Теоретические исследования теорий тоталитаризма первой половины ХХ века…………………………………………………….
10
Характеристика основных положений концепции тоталитаризма Х. Арендт
13
Глава II. Сравнительный анализ концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
2.1. Концепция тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
21
2.2. Сравнительный анализ концепции тоталитаризма Х. Арендт и концепции тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского
26
Заключение …………………………………………………………….
31
Список использованной литературы……………
Однако в Германии термин не привился: Гитлер не любил заимствований и предпочитал определять свой режим как авторитарный. Еще в 1928 г. английский ежемесячник «Contemporary Review» отмечал, что «фашизм отказывается рассматривать себя как тоталитарный режим и вступает в электоральную борьбу на той же основе, что и его противники». Но уже в то время в английских газетных публикациях термин «тоталитарный» распространялся и на Советский Союз. Так, лондонская «Times» (ноябрь 1929 г.) писала о «реакции против парламентаризма… в пользу «тоталитарного» или унитарного государства, как фашистского, так и коммунистического». (Мощный импульс к теоретическому осмыслению и концептуальному оформлению тоталитаризма дала война. Возможность широких теоретических обобщений определялась не только накопленным в разных странах страшным опытом функционирования «фабрики насилия». Она была подготовлена также глубоким постижением природы тоталитарного Молоха с помощью литературных образов в романах-антиутопиях Е.Замятина, О.Хаксли, Дж.Оруэлла.
В 1944 г. вышла в свет книга Фридриха Хайека «Путь к рабству». В этой книге автор — известный экономист, лауреат Нобелевской премии — впервые выходит за рамки чисто экономической теории и обращается к широкому кругу социально-политических, психологических и этических проблем, порожденных драматическим конфликтом XX века — конфликтом между либерализмом и антилиберальными политическими течениями, которые весьма разнообразны, но которые, в конечном счете, обнаруживают единую для них «группу крови»: отрицание абсолютной ценности человеческой личности, измерение этой ценности в зависимости от определенной коллективной (государственной) цели. Подвергнув скрупулезному анализу историю западноевропейской гуманитарной мысли начиная со второй половины XIX в., Хайек демонстрирует генетическую связь тоталитаризма с социалистическими учениями, показывает причины и предпосылки вырождения «великой утопии» в царство абсолютного насилия и абсолютного произвола.
Ханна Арендт, автор классической работы «Истоки тоталитаризма» (Нью-Йорк, 1951 г.), в качестве модели этого царства насилия рассматривает нацистский концлагерь. И если Хайека в первую очередь интересует интеллектуальная родословная тоталитаризма, то Арендт акцентирует внимание на особенностях самой «тоталитарной личности», на процессе превращения этой личности в идеальный объект тоталитарного режима.
За год до выхода в свет книги Арендт было опубликовано исследование Теодора Адорно и других ученых «Авторитарная личность», в котором авторы доказывали гипотезу о том, что «индивиды, обнаруживающие наибольшую восприимчивость к фашистской пропаганде, имеют много общих черт, составляющих вместе одну форму «синдрома», в то время как индивиды, образующие оппозиционное направление, гораздо более диверсифицированы». Ханна Арендт, пытаясь выявить основу этого «синдрома», обнаруживает ее в том, что тоталитарный человек — это атомизированный человек, человек «массы», а тоталитарные движения — это движения не классов, а масс, оторванных от социальной почвы, выбитых из традиционных социальных «ячеек».
Такой человек изначально является «лишним»: он описывается не тем, что у него есть, а тем, чего у него нет — неукорененность, неприкаянность, бездомность, отсутствие собственного Я, одиночество. Отсюда — сильный позыв к нормальной, стабильно детерминированной жизни. А поскольку возможности самодетерминации весьма ограничены низким культурно-образовательным уровнем личности, человек готов целиком подчиниться тому, кто способен обеспечить ему эту стабильность. Именно эта «воля к подчинению», характеризующая тоталитарную личность, органически дополняет «волю к власти». И в той мере, в какой «силы личности проявляются не в самом действии, но в готовности к действию», — а эта готовность, в свою очередь, обусловлена определенной организацией человеческих потребностей, сама личность «может рассматриваться как детерминанта идеологических предпочтений».
Испытательным «полигоном» для выяснения степени готовности личности к подчинению, для выяснения того, что можно отнять у личности (как у жертвы, так и у палача) и «снять» тем самым глубинные конвенционные ограничения межличностных отношений, — таким «полигоном» в концепции Арендт и является концлагерь.
Именно здесь, в концентрационном лагере с человеческой личностью проделывают то, что лежит за пределами всякого здравого смысла. «Нормальные люди не знают, что все возможно» — эти слова Давида Руссе, взятые Ханной Арендт в качестве эпиграфа, служат для нее отправной точкой для размышлений о тоталитарном обществе.
Таким образом, в осмыслении феномена тоталитаризма акцент был перенесен с характеристики тоталитарного государства на характеристику личности, активно вступающей в определенные отношения с этим государством. В то же время Арендт анализирует и другие особенности тоталитарных систем (рассматриваются только две системы — нацистская и советская): она отмечает абсолютную непредсказуемость этих систем, выделяет роль секретности и секретполиции и полагает, что мотивы диктатора заключаются не в утилитарном преследовании строго установленных целей, но в желании элиминировать в обществе способность различать факт и фикцию и убедить человечество в относительной ценности человеческого бытия.
В 1951 г. в США вышла в свет одна из самых известных монографий о тоталитаризме - книга Ханны Арендт - немецкого философа, эмигрировавшего в США – «Истоки тоталитаризма». В этой книге она на основе сравнения фашизма и большевизма попыталась вывести общую теорию тоталитарного господства. Наибольший интерес представляет 3-е издание монографии 1966 г., основанное на более обширном документальном материале о гитлеровском и сталинском режимах.
Самым решительным образом Х. Арендт подчеркивала принципиальную новизну и своеобразие тоталитаризма.
Для Х. Арендт тоталитаризм - феномен XX века. Она против тех, кто вольно или невольно «облагораживал» тоталитаризм, возлагая ответственность за него на европейскую духовную традицию. Более того, она видит в нем прямое отрицание этой насыщенной духом гуманизма традиции.
Конечно, она анализирует различные истоки тоталитаризма: расизм, антисемитизм, империализм, но по сути своей это явление беспрецедентно. Оно резко отличается от тех форм власти, с которыми имеет сходство, в частности, от авторитаризма.
Если оставить в стороне его укорененность в римской истории, авторитаризм в любой форме всегда стесняет или ограничивает свободу, но никогда не отменяет ее. «Тоталитарное же господство нацелено на упразднение свободы… даже на уничтожение человеческой спонтанности вообще, а отнюдь не на ограничение свободы, сколь бы тираническим оно ни было» [1]. Вообще, стремление к неограниченной власти «содержится в самой природе тоталитарных режимов. Такая власть прочна только в том случае, если буквально все люди, без единого исключения, надежно контролируются в любом проявлении их жизни». Цель тоталитаризма в конечном счете заключается «в перерождении самой человеческой природы».
Как известно, политику принято считать искусством возможного, тогда как фундаментальное убеждение тоталитаризма сводится к тому, что «возможно все», т.е. невозможного для него не существует.
Ханна Арендт видит только «две аутентичные формы тоталитарного господства: диктатура национал-социализма после 1938 года и диктатура большевизма после 1930 года» [2]. Для нее советский тоталитаризм тождественен сталинизму, а Ленина она не включает в эту систему связей.
Как бы ни отличались друг от друга разные типы тоталитаризма, их сближает «новизна» и «необычность» тоталитарной формы правления. Где бы тоталитаризм ни приходил к власти, - отмечала Х. Арендт, - везде он приносил с собой совершенно новые правовые институты и разрушал все социальные, правовые и политические традиции данной страны.
Ханну Арендт интересовала не столько структура тоталитарного режима, сколько его глубинная подоплека; она видела в нем главным образом зло, а не какой-то механизм власти. Это зло воплощается, прежде всего, в тоталитарном терроре; в нем «истинная сущность данной формы правления» [3].
Основная причина возникновения тоталитаризма, - уверена Х. Арендт, - разрушение социокультурных структур, толчок которому дала первая мировая война. Поколение, прошедшее войну, стало приверженцем всего того, что отвергало добропорядочное общество, это поколение возводило жестокость в главную доблесть, поскольку она противоречила гуманному и либеральному лицемерию общества.
Люди в ходе потрясений начала века были выбиты из привычной микросреды; объединяясь друг с другом, они образовывали массу или, по-старому, чернь. Она объединяет людей не столько по признаку наличия чего-то, сколько по признаку отсутствия нормальных общественных связей. В массе личность утрачивает свои индивидуальные черты. Арендт пишет: «Главная черта человека массы - не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений» [4].
Что же привлекало чернь в тоталитарном движении? Автор так отвечает на это: «Самым привлекательным оказалось то, что терроризм стал чем-то вроде философии, через которую изливались отчаяние, обида и слепая ненависть, стал родом политического экспрессионизма, который использовал бомбы для самовыражения, восхищенно любовался известностью, даваемой громкими делами, и был вполне готов заплатить цену жизни, чтобы принудить нормальные слои общества признать собственное существование» [5].
Таким образом, «тоталитарные движения - это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов» [6], считает Арендт. Однако в рамках тоталитарного движения проявляется «временной союз элиты и черни», который «покоился на том искреннем восхищении, с коим первая созерцала, как вторая крушит благопристойность и респектабельность» [7].
Однако все эти интеллектуалы сразу же отходили от тоталитарных движений, когда они приходили к власти, видя преступный характер режима. «Интеллектуальная, духовная и художественно-артистическая инициатива столь же противопоказана тоталитаризму, как и бандитская инициатива толпы, и обе они опаснее для него, чем простая политическая оппозиция» [8].
Тотальная пропаганда является составной частью психологического ведения войны тоталитарного движения. «Только толпу и элиту можно привлечь энергией, содержащейся в самом тоталитаризме; завоевать же массы можно только с помощью пропаганды» [9].
Тоталитарные движения наряду с программой имеют особые формы организации. Х. Арендт пишет: «Наиболее впечатляющий новый организационный механизм, характерный для тоталитарных движений до захвата власти, заключается в создании фронта организаций, в создании дистанции между партийными членами и сочувствующими» [10].
После прихода к власти тоталитарное движение устанавливает свое господство. В этом исследовании Х. Арендт не просто описывает историческое развитие, но ищет характерную структуру тотального господства и принцип его действия. При этом она твердо констатирует, что тоталитарные движения разрушают сложившиеся государственные формы, чтобы «создать государство перманентной нестабильности» [11]. Арендт разделяет также точку зрения Ф. Нойманна о «бесформенности» тоталитарного правления [12].
Понятия и функции закона не действуют в тоталитарном государстве. Здесь господствуют законы движения, которые должны быть поняты как объективные нормы, которые даны природой и поэтому они должны проникнуть и развернуться в человеческом обществе, «...ни природа, ни история уже не служат стабилизирующими источниками авторитета для действий смертных; они выражают принцип движения как такового» [13].
В качестве внутреннего закона движения выступает террор. Автор лаконично указывает, что «террор есть сущность тоталитарного господства» [14]. Но особенностью тоталитаризма является тотальность террора. Подобная тотальность обеспечивается массовой поддержкой, которой располагают тоталитарные режимы.
В этой связи стоит обратить внимание на мысль Арендт о том, что для тоталитаризма террор не просто средство устрашения, а именно сущность.
Таково коренное отличие тоталитарного режима от нормального правового государства, отсюда и такой принципиальный вывод: в тоталитарном государстве место позитивных законов занимает тотальный террор. У одних, в советском варианте, это выглядело как реализация воли истории, ее «железных» законов классовой борьбы; у других, в нацистском варианте, это представало как осуществление заповедей природы, законов борьбы рас. Террору тоталитарного типа присущ перманентный, т.е. непрерывный и постоянный, характер. Это, конечно, не значит, что ежедневно казнят какое-то количество людей. Бывают и относительно «спокойные» времена. Однако дамоклов меч террора угрожающе нависает над каждым из подданных тоталитарного режима. Сегодняшние палачи вполне могут стать завтрашними жертвами. В этом проявляется суть режима, где, по словам Арендт, царит «перманентное беззаконие».
Право есть то, что хорошо для тоталитарного вождя и его окружения. Вождя Арендт сравнивает с мотором, приводящим в движение весь механизм власти. Вокруг него обычно создается аура недоступной тайны, соответствующая его «непостижимому превосходству»; воля фюрера - закон для партии. Ядром власти являются «сверхэффективные и сверхкомпетентные службы тайной полиции», которые «находятся над государством и за фасадом показной власти, в лабиринте множества учреждений со сходными функциями» [15]. Эта тоталитарная полиция полностью подчиняется воле вождя, который единолично решает, кто будет следующим потенциальным врагом.
Хотя террор и главный элемент тоталитарной системы господства, но не единственный. Одного только террора недостаточно, чтобы направлять и вдохновлять человеческие действия. Для управления поведением своих подданных тоталитарному режиму, по словам Х. Арендт, нужно одинаково хорошо подготовить каждого и на роль жертвы, и на роль палача. Эту двустороннюю подготовку осуществляет идеология.