Сравнение Верховного Суда США и Конституционного суда РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в проведении сравнительного анализа судебной власти США и Республики Беларусь, а именно Верховного и Конституционного судов.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
изучить историю возникновения и принципы деятельности Верховного суда США и Конституционного суда Республики Беларусь;
изучить структуры Верховного суда США и Конституционного суда Республики Беларусь;
особенности функционирования и организации деятельности Верховного суда США и Конституционного суда Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время, политическая система современных Соединенных  Штатов Америки чрезвычайно сложна, многообразна, запутана и противоречива. Она состоит из огромного числа  органов, политических и правовых учреждений и институтов, которые создавались как в рамках официального конституционализма, так и помимо его и вопреки ему.

Прежде всего, следует  отметить, что современная политическая система США есть результат более  чем двухвековой классовой борьбы, которая приобрела наибольший размах и остроту в период империализма. Именно в этот период, особенно на последних этапах общего кризиса капитализм предельно обнажает противоборство двух тенденций – тенденции монополий к реакции и тенденции масс трудящихся к демократии.

В Республике Беларусь Конституционный Суд является, такой же неотъемлемый атрибут правового государства, как Парламент или местное самоуправление. Каждое демократическое государство считает необходимым иметь такой институт государственной власти как Конституционный суд.

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции.

Таким образом, объектом исследования данной курсовой является судебная власть США и Республики Беларусь, предметом исследования Верховный суд США и Конституционный суд Республики Беларусь.

Цель данной работы заключается  в проведении сравнительного анализа  судебной власти США и Республики Беларусь, а именно Верховного и Конституционного судов.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю возникновения и принципы деятельности Верховного суда США и Конституционного суда Республики Беларусь;
  • изучить структуры Верховного суда США и Конституционного суда Республики Беларусь;
  • особенности функционирования и организации деятельности Верховного суда США и Конституционного суда Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

 

Условия сбалансированного  функционирования каждого государства  характеризуется стремительным  развитием судебной власти, которое  оказывает влияние на слаженность  и эффективность суверенного  государства в целом. Рост значения данной темы подтверждается ростом числа научных публикаций, большинство из которых появились в течении последних десятилетий.

В этой связи, для более  детального анализа судебной власти  США и Республики Беларусь, а именно Верховного Суда США и Конституционного Суда Республики Беларусь, стоит изучить и сравнить их истории возникновения, опираясь на труды белорусских и зарубежных авторов.

 Таким образом,  Верховный Суд США является  чрезвычайно могущественным институтом, не имеющим аналогов в других  демократических странах.  «Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным Судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом», – гласит Конституция США [3, с.25].

 Этот документ также  указывает, что, “как судьи  Верховного Суда, так и судьи  низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным", что "судебная власть распространяется на все дела, решаемые по закону и праву справедливости, которые возникают на основе настоящей Конституции, законов Соединенных Штатов и заключаемых Соединенными Штатами договоров", что Верховный Суд в качестве первой инстанции рассматривает только "дела, касающиеся послов и других полномочных представителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является штат", и что во всех прочих случаях "Верховный Суд является апелляционной инстанцией, решающей как вопросы права, так и факта, с теми ограничениями и в соответствии с теми правилами, которые будут установлены Конгрессом.

 Все эти положения  включены в статью 3 Конституции  США, которая одна только и содержит перечисление обязанностей и прерогатив Верховного Суда. Об этом органе федеральной власти также ничего не говорится ни в одной из двадцати пяти поправок к Конституции, принятых за 180 лет, в 1791-1971 годах. Функции федеральной судебной власти и Верховного Суда, в частности, обозначены в Конституции куда менее детально, нежели права и функции законодательной власти, осуществляемой Конгрессом, и власти исполнительной, осуществляемой президентом.

 Тем не менее,  Верховный Суд обладает колоссальной властью. Его особое положение связано с тем, что в течение девятнадцатого столетия он фактически явочным порядком взял на себя роль высшего национального арбитра, облеченного правом утверждать, корректировать или даже отменять не только постановления федеральных судов низших инстанций, но и решения всех прочих институтов федеральной, штатной и муниципальной власти. Поэтому не приходится удивляться, что различные общественные силы США стараются использовать Верховный Суд для защиты своих интересов и реализации своих политических целей.

Кроме того, члены суда избираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. В суде 9 членов, председатель его — главный судья Верховного суда США — обладает небольшими дополнительными полномочиями. Члены суда (а также кандидат на должность главного судьи, даже если он уже член суда) номинируются президентом и утверждаются сенатом.

Власть верховного суда ограничена тем, что в большинстве случаев суд может рассматривать только апелляции к судебным искам. Это означает, в частности, что для того, чтобы Верховный суд признал закон неконституционным, кто-либо, чьи права ущемлены данным законом, должен подать в суд на федеральное правительство и иск должен пройти все необходимые инстанции.

В нашей стране Конституционным  Судом  в соответствии со  ст. 116 Конституции, осуществляется  контроль за конституционностью нормативных  актов в государстве.

Конституционный Суд учреждается  для обеспечения верховенства Конституции  и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов  Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

В частности, организация, порядок  деятельности и компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией, Законом  Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда и другими правовыми актами.

Действующий Основной Закон (в редакции 1996 г. посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд»  раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», тем самым (в отличие от прежней редакции Конституции – гл. 6 раздела VI «Государственный контроль и надзор») исключает повод для дискуссии о юридической природе этого органа. На этот вопрос Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

  • законность;
  • независимость;
  • коллегиальность;
  • открытость (гласность);
  • устность;
  • равноправие;
  • состязательность сторон.

Конституционный Суд  при исполнении своих функций  независим. Какое бы то ни было воздействие  на данный Суд или на его челнов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону. Деятельность Суда по разрешению дел, опирается на Конституцию Республики Беларусь, международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Рассмотрение дел, относящихся  к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.

Дела разрешаются Конституционным  Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей  ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном  Суде Республики Беларусь», которая  предусматривает, что по решению  Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственной тайны, могут проводиться закрытые заседания.

Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно.

В ходе рассмотрения дел  Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. При рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами. Конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон.

В отличии от верховного суда США Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

  • шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;
  • шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Ещё одной отличительной  чертой является то, что Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут  быть назначены или избраны на новый срок.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.

Таким образом, в ходе изучения структуры верховной власти США и Республики Беларусь можно отметить как отличительные, так и схожие особенности. Основным отличием является количество судей, которое в Республике Беларусь составляет 12 человек, когда в США верховный суд ограничиваются 9 членами. Кроме того, Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок, в то время как в Верховном суде США, члены суда избираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей.

Более того, Верховный Суд США признан институтом, не имеющим аналогов в других демократических странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ФУНКЦИИ СУДОВ

 

Конституция США  в статье III разд. 1 возлагает на Верховный  суд осуществление «судебной  власти Соединенных Штатов». Хотя федералисты, в частности А. Гамипотом, считали, что основным пороком предшествующей конфедеративной системы государственного устройства было именно «отсутствие судебной власти», конституционный конвент, уделивший первоначальное внимание разделению власти между федерацией штатами, видел свою основную задачу в сохранении за штатами их важнейших судебных прерогатив. Конституция в ст. III разд.1 исходит из идеи ограниченных пределов федеральной судебной власти и исчерпывающим образом определяет круг дел, на которые распространяется федеральная судебная юрисдикция.

Поскольку Конституция не предусматривает создание единой национальной судебной системы, а Верховный суд США является исключительно органом федеральной юстиции, то естественно, положение ст. III, разд. 2 устанавливает только границы возможных его полномочий. Перечень дел, на которые распространяется судебная власть федерации, и следовательно, и Верховного суда, является «закрытым», то есть формально ни законодательство конгресса, ни сама судебная практика не могут без принятия соответствующей конституционной поправки расширить юрисдикцию Верховного суда.

Информация о работе Сравнение Верховного Суда США и Конституционного суда РБ