Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2011 в 10:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных и некоторых современных теорий происхождения государства, а так же рассмотрение причин их многообразия.
Введение 3
Глава 1. Причины многообразия теорий происхождения государства 4
Глава 2. Основные теории происхождения государства 9
§2.1. Теологическая теория 9
§2.2. Патриархальная теория 11
§2.3. Договорная теория 15
§2.4. Теория насилия 20
§2.5. Классовая теория 22
§2.6. Психологическая теория 24
§2.7. Органическая теория 26
§2.8. Ирригационная теория 29
Глава 3. Современные теории происхождения государства 32
§3.1. Инцестная теория 32
§3.2. Теория специализации 33
§3.3. Кризисная теория 36
§3.4. Дуалистическая теория 37
Заключение 38
Список литературы: 40
На этом прогресс человечества не останавливается. Чуть позднее происходит третье кардинальное разделение труда: выделяется идеология как самостоятельный вид человеческой деятельности или происходит идеологическая специализация. Это становится явью тогда, когда язычество уступает место монорелигии и появляются профессиональные специалисты .идеологического фронта - жрецы, священники. На начальном этапе идеологической специализации по причинам вполне понятым (ограниченность в познании мира) в качестве господствующей утвердилась религиозная идеология. Позднее, когда складываются соответствующие объективные условия, пальма первенства переходит к правовой идеологии. В будущем же мир станет свидетелем торжества нравственной идеологии. Таковы три крупных разделения труда в сфере идеологи. Роль же всякой идеологии состоит в сохранении миропорядка.
Накопление
обществом богатства позволило произойти
и четвертому кардинальному разделению
труда: обособляется в особый вид деятельности
наука. Научные исследования и открытия
использовались для добычи знаний о мире
еще в глубокой древности, но тогда ими
занимались как бы попутно гадатели, жрецы
и т.п.. В качестве самостоятельного профессионального
вида деятельности наука стала выделяться
с XV в. Возможно, в будущем, как это предполагают
футурологи, миром будут править ученые.
В сфере науки также можно усмотреть несколько
крупных разделений труда. Обособились
науки естественные и гуманитарные. В
пределах этих видов наук в свою очередь
существует множество разновидностей
наук. Так, например, гуманитарные науки
делятся на исторические, юридические,
экономические, социологические, филологические,
политологические, философские, психологические
и др.
Возможно,
первоначально специализацию
Однако главное заключалось все же не в природной среде. Главное, чем определяется специализация - это степень развития и организованность самого общества.
Чем плотнее и развитее общество, тем быстрее, разветвленнее и глубже специализация.
Специализация труда - это результат борьбы человека за свое существование и представляет собой ее мирную развязку.
Разделение труда ведет к формированию социальных групп со своими специфическими интересами: возникновение политической специализации привело к обособлению бюрократического слоя или слоя, государственных служащих, интересы которого нередко оказываются конфликтующими с интересами народа. Однако все же существующая в обществе солидарность между людьми перевешивает. И причину этой солидарности нужно видеть в том, что бюрократический слой выполняет в целом полезную и даже необходимую работу для всего общества. Между управляемыми и управленцами происходит как бы взаимообмен услугами, сотрудничество и даже по многим вопросам сплоченность. Основу такого взаимодействия составляет минимум общих, объединяющих ценностей. Управленческий труд - это высокоинтеллектуальный и энергозатратный труд.
Согласно кризисной теории (ее автором является проф. А. Б. Венгров) государство возникает как итог так называемой неолитической революции – перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход по мнению А. Б. Венгерова был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник
примерно 10-12 тыс. лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под
угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к
расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы
трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.
Дуалистическая теория (ее авторами являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин) тоже связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории она говорит о двух путях возникновения государства – восточном (азиатском) и западном (европейском). При этом восточный путь возникновения государства рассматривается как универсальный, поскольку считается характерным для государств Азии, Африки и Америки, а западный – как уникальный, ибо присущ только европейским государствам.
Главная особенность восточного пути возникновения государства видится авторам дуалистической теории в том, что государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зонах поливного земледелия (а именно там возникали первые государства) существовала потребность в строительстве сложных ирригационных сооружений. Это требовало централизованного управления и создания специального аппарата, т.е. органов, должностных лиц, которые бы это управление осуществляли. Органы общественного управления и соответствующие должности создавались для выполнения и некоторых других функций (например, для управления особыми резервными фондами, отправления культов и т.д.). Постепенно должностные
лица,
выполнявшие функции
Для западного пути возникновения государства характерным считается то, что ведущим государствообразующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.
«В жизни каждого человека и любой страны, в делах и заботах мирового сообщества многое зависит от государства. Поэтому естественны вопросы: каковы его природа и цели, как оно устроено и каким образом функционирует, успешно ли решает общественно-полезные задачи. На такие вопросы приходится давать ответы, которые могут быть конкретными и ситуативными. Но не менее важны попытки общих оценок. К сожалению сейчас их явно не хватает».
В связи с вышеизложенным очень важным представляется утверждение о том, что история человеческого познания государства, его возникновения и развития является важнейшим источником и существенной частью современного научного знания о политических явлениях, а также необходимой предпосылкой его развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что и в политико-правовой сфере без истории нет теории.
В данной работе рассматриваются проблемы эволюции взглядов ученых на процесс происхождения государства, их несущие отпечаток исторической эпохи различные оценки этого явления, что также представляет немалый интерес и серьезную практическую ценность для науки теории государства и права, ведь от толкования способа появления государства, как выясняется, всегда зависит понимание его сущности, на основе которого, в свою очередь очень часто строится система приоритетов государственной политики.
Выделяя несколько этапов развития политической мысли, можно с уверенностью проследить основные изменения восприятия государства. Присущие античности демократизм и гуманизм в полной мере отразились в созданных в то время теориях Аристотеля и Цицерона, выводивших государственную власть из семьи, власти её главы и считавшие вследствие этого государство союзом определенным образом объединенных и общающихся между собой людей, находящихся в особом политическом отношении. В эпоху Средневековья, когда практически все общественные институты находились под большим влиянием церкви, на первый план выдвигается теологическая теория происхождения государства, идея о сотворении его Богом, призванная ещё больше укрепить власть церковных организаций. В Новое время, с пробуждением в Европе народного самосознания и стремлением людей к освобождению от феодальных оков, к созданию лучших условий жизни, создаются многочисленные модели идеальных государств, а вместе с ними появляется и полуутопическая идея о возникновении государства как заключении договора об образовании некого совершенного союза свободных граждан, имеющих при том право на расторжение этого договора в случае невыполнения государством возложенных на него обязанностей. Марксистско-ленинское учение исходило из трактовки государства как аппарата классового господства и подавления, с соответствующей этому замыслу теорией происхождения государственной власти. Каждая новая точка зрения здесь, таким образом, практически полностью опровергала положения предыдущей (за редким исключением, когда отдельные идеи какой-либо концепции получали дальнейшее развитие) и создавала в обществе своё собственное воззрение на государство.
По мнению большинства ученых, критерий истины для теории государства и права, науки об обществе – это практика, только практика не сиюминутная, не сегодняшнего дня и даже не текущего десятилетия. Практическую лабораторию теории государства и права составляют длительные исторические периоды, опыт разных стран и народов. Естественно, что ход развития истории, человеческая практика не могут не привести к изменению теоретических представлений о государстве, процессе его возникновения. В конкретный исторический период трудно судить о верности той или иной теории, так как каждые новые достижения науки (археологии, этнографии) могут опровергнуть предыдущие (не зря ученые в настоящее время, основываясь исключительно на новейших полученных ими знаниях о первобытном обществе, стараются создать концепцию, рассматривающую происхождение государства как объективный исторический процесс). Критерий истины здесь, скорее всего, в том, насколько убедительно то или иное учение объясняет общественное прошлое и, что самое главное, как оно предсказывает на его основе будущее.
Важнейший закон постижения, использования временной характеристики человеческого бытия, в т.ч. и государства, в политических целях, выведенный в связи с этим исследователями государства и права, заключен в следующем: «Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим. Раскройте перед обществом прошлое – и оно иначе организует своё настоящее». И несомненно, этот принцип ещё оправдает проявленный к нему интерес.
1) История
политических и правовых
2) Власов
В. И. Теория государства и
права: Учебник для высших
3) Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. - С. – 52; 55-56; 73; 82-83.
4) Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник/А. Б. Венгеров. – 2-е изд. – М.: Омега – Л, 2005. – 608с.
5) Энгельс
Ф. Происхождение семьи,
6) Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2005. – 541с.
7) Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. 1993. №7.
8) Теория государства и права: Учебник для вузов/ Отв. ред. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Норма, 2007. – 496с.
9) Карабанов
А.Б. Фрейдистская версия
10) Шумаков
Д.М. Происхождение
11) Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - С. 44.
12) Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. С. 29.
13) Морозова
Л.А. Основы государства и права России.
Учебное пособие. – М.: 1997. С. 11-12.
Информация о работе Современные теории происхождения государства