Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:30, курсовая работа
В современных условиях защита прав человека всё более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе на честь, достоинство и деловую репутацию.
Введение……………………………………………………………………....3
Понятие чести, достоинства и деловой репутации………………….5
Право на честь, достоинство и деловую репутацию…………….…..9
Опровержение сведений не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.....................13
Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации в сети Интернет……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………
Согласно ч.1 ст. 152 Гражданского кодекса РФ и ст. 43 Закона "О средствах массовой информации" опровержению должны подвергаться порочащие честь, достоинство и деловую репутацию сведения. Бремя доказательства лежит на лице или организации распространивших эти сведения, а не на потерпевшем. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск. Из этого следует, что для удовлетворения этого права требуются определенные условия защиты чести и достоинства, а именно: сведения должны быть порочащими, не соответствующими действительности и получить распространение.
Порочащими являются такие сведения, которые могут умалять честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан.
Измышления, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию, подлежат опровержению независимо от того, изложены ли они в грубой, оскорбительной форме или достаточно пристойно.
В юридической литературе существуют понятия порочащие и позорящие сведения, между этими понятиями, в ряде случаев, трудно определить границу. И те и другие сказываются на репутации индивида и организации, но степень этого влияния неоднозначна. Всякое позорящее сведение будет и порочащим, и наоборот.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство, понимается сообщение их неопределенно широкому кругу лиц, нескольким лицам либо хотя бы одному лицу. Подразумевается опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в других средствах массовой информации, публичных выступлениях, заявлениях или сообщение в иной, в том числе устной форме. Сообщивший эти сведения практически не имеет возможности предотвратить их дальнейшее распространение. Даже при таких обстоятельствах, когда порочащие сведения не стали достоянием широкой гласности, а известны на определенном этапе лишь одному постороннему лицу, имеются основания ставить вопрос об их опровержении ( при условии несоответствия их действительности). В подобных случаях важно своевременно пресечь неправомерные действия, чтобы измышления не получили своего дальнейшего распространения.
Сообщение сведений только тому лицу, которого они касаются, не является распространением сведений. В этом случае можно ставить вопрос о привлечении виновного к ответственности за оскорбление или клевету, если к этому есть основания. Также не является распространением сведений, когда индивид сообщает посторонним лицам порочащие сведения о самом себе, так как он сам способствует формированию общественного мнения о своей личности.
В
юридической литературе и в судебной
практике встречаются случаи обманутого
доверия. При стечении тех или
иных обстоятельствах лицо, действительно
совершившее неблаговидный
Сведения,
порочащие честь, достоинство и
деловую репутацию могут
В связи с этим ст. 152 Гражданского кодекса РФ устанавливает специальный порядок опровержения порочащих сведений, которые были распространены в средствах массовой информации: опровержение должно последовать в тех же средствах массовой информации. Закон РФ "О средствах массовой информации" также предусматривает право на опровержение порочащих сведений затрагивающих честь, достоинство граждан и деловую репутацию граждан и организаций, статья 43 данного закона дает им право требовать от редакции опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих их честь и достоинство, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Гражданин или организация могут предоставлять свой текст для опровержения. На радио или телевидении дается самому зачитать свой текст.
В
п.3 ст. 152 Гражданского кодекса РФ предусмотрена
ситуация, когда в средствах массовой
информации публикуются сведения, которые
сами по себе не являются порочащими и
соответствуют
Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.
Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Связанные с обеспечением конституционных требований уважения достоинства личности допустимые ограничения при использовании свободы слова строго очерчены Конституцией Российской Федерации и вытекают из предписаний её статей 17 (часть 3), 29 (часть 2) и 55 (часть 3).
Из этих конституционных положений следует, что права и свободы, в том числе и свобода слова, не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства.
Конституционно-правовое обеспечение деятельности СМИ призвано упорядочить движение информационных потоков, создать условия для развития гражданского общества, цивилизованного диалога власти, общества, граждан, обеспечить нормальные условия для профессиональной деятельности журналистов и перевести социальные конфликты в плоскость конструктивных дискуссий.
Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинству, с одной стороны, и свободу слова с другой (определение Конституционного Суда от 27 сентября 1995 года № 69-0).7
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 09.02.2009)8 определяет основы права граждан на получение информации через СМИ, а также порядок получения редакциями СМИ информации непосредственно от органов государственной власти на основании запроса.
Законом
"О средствах массовой информации"
установлен специальный порядок, в
соответствии с которым требования
об опубликовании опровержения или
ответа в средствах массовой информации
необходимо предварительно заявить
редакции, которая обязана в письменной
форме в течении одного месяца
уведомить гражданина или юридическое
лицо о предполагаемом сроке помещения
опровержения либо об отказе в опровержении.
Опровержение должно быть помещено в
том же средстве массовой информации,
набрано тем же шрифтом, на том
же месте полосы, что и опровергаемое
сообщение. Если опровержение дается по
радио или телевидению, оно должно
быть передано в то же время суток
и, как правило, в той же передаче,
что и опровергаемое сообщение(
Помимо средств массовой информации порочащие сведения могут иметь место и получить широкое распространение в документах: такой документ подлежит замене. Если лицо не согласно с содержанием производственной характеристики полностью или только в отдельных ее частях, то может потребовать через суд опровержения всего ее содержания или части с которой он не согласен.
Пункт
2 ст. 150 Гражданского кодекса РФ предусматривает
возможность использования при
защите нематериальных благ любого способа,
названного в ст.12 Гражданского кодекса
РФ, а также иных способов, установленных
Кодексом и другими законами. Специальные
способы защиты установлены ст. 152
Гражданского кодекса РФ в случаях
нарушения чести, достоинства и
деловой репутации. В этой же статье
предусмотрена возможность
Кроме специальных и общих способов защиты чести, достоинства и деловой репутации, гражданин может потребовать использования и других способов, не названных в статье 152. Например, изъятия тиража книги, в которой были опубликованы порочащие сведения, запрещения публикации второго издания и т.д. Эти требования укладываются в общий содержащийся в ст. 12 способ защиты: пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.
Пункт
6 ст. 152 Гражданского кодекса РФ предоставляет
гражданам возможность защищать
честь, достоинство, деловую репутацию
и в случаях, когда ни автора, ни
распространителя порочащих сведений
установить невозможно (письмо без
подписи). Указанная норма не относится
к случаям, когда анонимное письмо
помещено в газете, зачитано по радио
и т.п. В приведенных случаях
гражданин сохраняет право
В
распространении порочащих
В
отношении с органами государства
и должностными лицами проблема защиты
чести гражданина приобретает предельную
остроту в тех случаях, когда
она связана с трагедией
Необоснованно
опороченную честь, достоинство
или деловую репутацию можно
восстановить при помощи юридических
мер, которые сводятся к опровержению
не соответствующих
Гражданский Кодекс, Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определяют суть нарушения деловой репутации, как распространения ложных, неточных или искаженных, порочащих хозяйствующего субъекта, сведений, способных причинить ему убытки.
По
аналогии с тем, как определяется
распространение, опорочивание и ложность
в процессе защиты чести и достоинства,
можно установить с учетом появляющейся
специфики, что такое распространение,
опорочивание и ложность при нарушении
деловой репутации. Специфичность
проявляется в способности
Деловая
репутация может быть защищена двумя
путями. Первый путь: статья 152 ч.1 Гражданского
кодекса РФ. Второй вариант защиты
предусмотрен Законом о конкуренции.
П.1 ст. 3, п. 1 ст. 2 закона, среди основных
целей, задач и функций
Информация о работе Современные проблемы юридической ответственности